Ленту Майкла Кертиса "Касабланка" особо представлять не надо. Куча премий (3 Оскара: лучший фильм, режиссер, сценарий), включение во всевозможные списки пр. И он действительно хорош. Правда, когда снимали эту картину, о таком успехе никто не думал. Сценарий по пьесе "Все приходят к Рику" переписывали несколько раз, причем прямо в процессе съемок, поэтому актриса Ингрид Бергман никак не могла понять, что ей играть. Она не знала, с кем из двоих мужчин останется ее героиня. При этом бюджет был весьма скромным, а Богарт впервые снимался в романтической роли... Но что-то сработало. То ли искра проскочила между Богартом и Бергман, то ли сказалось то, что на вторых ролях снимались отличные актеры, эмигрировавшие из Европы: Фейдт, Лорре, Хенрейдт, Кински. То ли очень удачным оказалось сочетание любовной линии и антифашистской направленности. Но факт остается фактом: фильм взлетел тогда и востребован сейчас. Настолько, что существует бар "У Рика", который обустроили в Марокко уже в нашем веке