У каждого из нас хотя бы раз в жизни, стоя в пробке или листая новостную ленту, возникала эта сладкая, наивная мысль: "Всё, достало! Брошу всё, уеду на необитаемый остров, буду есть кокосы, разговаривать с чайками и жить в гармонии с природой".
Так вот, новый фильм великого и ужасного Рона Ховарда, режиссёра, который собаку съел на историях, основанных на реальных событиях, — это очень жестокое и наглядное пособие о том, почему эта ваша мечта — абсолютно провальная идея. "Эдем" — это не просто фильм. Это оживший кошмар, основанный на реальной, дикой, почти анекдотичной и невероятно мрачной "галапагосской истории", которая произошла в 1930-х.
Ховард собрал для этой вечеринки в аду просто убойный, оскароносный каст: Джуд Лоу, Ванесса Кирби, Ана де Армас, Даниэль Брюль, Сидни Суини... Казалось бы, с такими актёрами можно снимать хоть телефонный справочник, и это будет интересно. И они здесь не просто играют, они проживают на экране медленное, мучительное, почти физически ощутимое падение из утопии в первобытный хаос.
Сразу предупреждаю: это не весёлое приключение в духе "Индианы Джонса" и не трогательная история выживания. Это медленный, тягучий, философский и невероятно напряжённый триллер. Это "Повелитель мух" для взрослых, которые вместо ракушки-рупора используют цитаты из Ницше, чтобы доказать, кто тут главный. Это кино, которое с ехидной ухмылкой показывает, что от общества, которое ты так ненавидишь, убежать можно. А вот от самого себя — никогда.
Сюжет: Закулисье Райского Острова
Итак, знакомьтесь, доктор Фридрих Риттер, в исполнении Джуда Лоу. Интеллектуал, философ, вегетарианец и, как бы сейчас сказали, убеждённый дауншифтер. Ему осточертела цивилизация, лицемерное общество, а особенно — набирающая обороты нацистская Германия. И он решает свалить. Буквально. На край света, на необитаемый остров Флореана, входящий в состав Галапагосского архипелага. Чтобы доказать свою тотальную независимость от прогнившего мира, он даже собственноручно удалил себе все зубы и теперь пользуется брутальной железной челюстью. Такой вот хардкорный философ. Вместе с собой он прихватывает свою восторженную пациентку и любовницу Дору (Ванесса Кирби), и они начинают строить свой Эдем с блэкджеком и философскими трактатами.
Но, как это обычно бывает, тщеславие — страшная штука. Вместо того чтобы тихо-мирно жевать свои овощи и разговаривать с игуанами, Риттер начинает строчить пафосные письма в европейские газеты, рассказывая всему миру о своей уникальной утопии. И мир, естественно, клюёт на эту наживку.
Первыми на огонёк заглядывает ещё одна немецкая семья, Виттмеры — Хайнц (Даниэль Брюль), его молодая, беременная жена Маргарет (Сидни Суини) и сын-подросток. Они ребята практичные, приехали не философию разводить, а просто жить и дышать свежим воздухом. Риттер, конечно, встречает их с гостеприимством удава, который смотрит на кроликов. Он-то думал, что будет тут единственным Адамом. Но делать нечего, хрупкий нейтралитет установлен.
А потом... потом на остров высаживается ОНА. Настоящая социальная граната, ходячая катастрофа, женщина-ураган. Таинственная, эксцентричная светская львица, которая называет себя Баронессой (и это, конечно же, Ана де Армас). Она прибывает не с одним рюкзаком, а с целым караваном барахла и в сопровождении сразу двух любовников. И с порога заявляет, что собирается построить здесь, на этом диком пляже, шикарный отель для миллионеров. Для Риттера, который мечтал о мире без капитализма, это — личный апокалипсис.
И вот с этого момента тихая, скучная утопия превращается в настоящее, ядовитое реалити-шоу "Последний герой", где в качестве главного приза — право просто остаться в живых. Жара, нехватка пресной воды, мелкие бытовые ссоры, которые перерастают в открытую, животную ненависть, — всё это медленно, но верно срывает с наших "цивилизованных" европейцев тонкий налёт человечности.
И самое интересное, что мужчины в этой истории очень быстро отходят на второй план, превращаясь в пешек в большой женской игре. Риттер со своей философией, Виттмер со своей практичностью — всё это оказывается бесполезным. Настоящая власть, настоящая сила и настоящая опасность исходят от женщин. Маргарет-Суини из тихой, покорной жены превращается в настоящую мать-волчицу, готовую перегрызть глотку любому за свою семью. Баронесса-Армас, наоборот, из самоуверенной хищницы и королевы драмы постепенно превращается в напуганную, истеричную женщину, теряющую контроль. А Дора-Кирби, которая дольше всех пыталась сохранить нейтралитет и здравый смысл, в итоге оказывается главной жертвой в этом столкновении амбиций.
На фоне этой психологической мясорубки начинают происходить по-настоящему страшные вещи. Фильм не даёт прямых ответов, он просто показывает, как райский остров, который должен был стать убежищем от ужасов Европы, превращается в их концентрированную, миниатюрную копию. И финальный аккорд этой трагикомедии звучит с особой, злой иронией: Риттер, тот самый философ с железной челюстью, который так боялся инфекций цивилизации, умирает от банального пищевого отравления. Его искусственный символ разрыва с миром в итоге его же и "перекусывает". А в финальных титрах нам сообщают, что отель на острове всё-таки построили. И теперь это — успешный, капиталистический рай для туристов. Мечта Баронессы сбылась. А от утопии доктора Риттера остались только кости в земле и одна очень поучительная и страшная история.
Итог: Рай потерянный (и похороненный под амбициями)
И чтобы вы понимали всю глубину моего разочарования, давайте на секунду представим идеальный рецепт для оскароносного триллера. Берём реальную, дикую, загадочную историю убийств и исчезновений на необитаемом острове. Добавляем режиссёра-легенду, Рона Ховарда, который умеет снимать кино про реальных людей в космосе, на гоночных трассах и в математических аудиториях.
Приправляем это созвездием самых горячих и талантливых актёров современности — Джуд Лоу, Ванесса Кирби, Ана де Армас, Даниэль Брюль, Сидни Суини. Заливаем всё это густым, тревожным, пульсирующим саундтреком от самого Ханса Циммера. Снимаем всё на натуре, на фоне инопланетных, враждебных и завораживающих пейзажей Галапагосских островов. Звучит как стопроцентный шедевр, правда? Как фильм, который должен был взорвать нам мозг, залезть под кожу и не отпускать ещё несколько дней.
Так вот, забудьте. Потому что "Эдем" — это самый наглядный и самый печальный пример того, как из самых дорогих и качественных ингредиентов можно приготовить абсолютно безвкусное, пресное и разваливающееся на части блюдо. Это фильм, который утонул в собственных непомерных амбициях и самоуверенности своего создателя.
Главная, фундаментальная и абсолютно фатальная беда этого фильма — он сам до конца не понимает, о чём он. Рон Ховард, кажется, так хотел снять великую, многослойную притчу обо всём сразу, что в итоге не снял толком ни о чём. Это психологическая драма? Вроде бы да, нам показывают, как философ-мизантроп в исполнении Джуда Лоу медленно едет кукухой вдали от цивилизации. Но его персонаж так быстро превращается в ходячую карикатуру, которая смешно шамкает своей беззубой железной челюстью, что вся драма улетучивается.
Может, это острая социальная сатира на то, как люди, сбежавшие от европейского фашизма, строят свой собственный, миниатюрный фашизм на пляже? Намёк на это есть, но он тонет в мелких, бытовых, почти детских ссорах из-за того, кто чью кастрюлю взял. Может, это напряжённый триллер о выживании? Но настоящая жесть, с исчезновениями и убийствами, начинается только в последней трети фильма, а до этого нам два часа показывают, как интеллектуалы нудно выясняют отношения. В итоге мы получаем перегруженный, рыхлый и абсолютно неровный винегрет из жанров, который пытается усидеть на трёх стульях сразу и с треском падает на пол.
И эта жанровая каша усугубляется абсолютно чудовищным, неровным темпом. Фильм пытается впихнуть непростое время в события в два часа экранного времени. И делает это самым неуклюжим образом. Вот у нас идёт длинная, тягучая, почти медитативная завязка, где мы любуемся пейзажами, знакомимся с героями и слушаем их пафосные философские монологи. А потом, во второй половине, режиссёр как будто вспоминает, что у него вообще-то триллер, и начинает в дикой спешке, галопом по Европам, проматывать все ключевые события, оставляя за кадром всю интригу, весь саспенс и всю логику.
Персонажи здесь ведут себя не как живые люди, а как функции, как пешки на доске, которые сценарист просто передвигает с места на место. Их ссоры вырастают из каких-то банальных, детских капризов, их мотивация абсолютно не прописана, и сидишь и не понимаешь, почему эти взрослые, образованные люди ведут себя как избалованные подростки в летнем лагере.
Конечно, у фильма есть мощнейшие сильные стороны. И от этого становится только обиднее! Актёрский состав — просто огонь. Ана де Армас в роли роковой, эксцентричной Баронессы и Сидни Суини в роли тихой, но сильной Маргарет — это два ярких пламени, которые в одиночку пытаются осветить эту скучную, серую историю. Они живые, они настоящие, и они на своих хрупких плечах вытягивают абсолютно безжизненные и скупые на эмоции мужские персонажи.
Визуально фильм — это просто отвал башки. Галапагосы сняты так, что чувствуешь эту враждебную, инопланетную красоту. А музыка Ханса Циммера, как всегда, гениальна и идеально нагнетает атмосферу. Но всё это — и прекрасные актрисы, и завораживающая картинка, и мощный саундтрек — лишь подчёркивает, какой огромный потенциал был бездарно растрачен. Это как видеть новенький, блестящий двигатель от Ferrari, который зачем-то засунули в ржавый, разваливающийся кузов старого "Запорожца".
Так что в итоге? "Эдем" — это тяжёлый, впечатляющий своим посылом, но абсолютно неуклюжий и тяжеловесный в исполнении фильм. Это кино, которое отчаянно хочет казаться умным, глубоким и философским, но на деле оказывается просто скучным и претенциозным. Рон Ховард снял не притчу, а лекцию. Длинную, красивую, но очень скучную лекцию о том, что люди — это зло. Спасибо, кэп, мы как-то и без тебя догадывались.
Кому смотреть? Только самым преданным, самым всепрощающим поклонникам Рона Ховарда. Или тем, кто готов терпеть два часа откровенной нудятины ради нескольких шикарных кадров с Аной де Армас и Сидни Суини на фоне инопланетных пейзажей. В остальном — это прекрасная идея, звёздный состав и мощная музыка, которые были заживо похоронены под тонной слабого, невнятного сценария и тяжеловесной, самоуверенной режиссуры. Рай, который так и не был найден.
Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!