Найти в Дзене

Почему мрачная идея не сработала из-за неровного темпа и слабых конфликтов — Обзор фильма "Эдем" 2024 г.

Оглавление

У каждого из нас хотя бы раз в жизни, стоя в пробке или листая новостную ленту, возникала эта сладкая, наивная мысль: "Всё, достало! Брошу всё, уеду на необитаемый остров, буду есть кокосы, разговаривать с чайками и жить в гармонии с природой".

Так вот, новый фильм великого и ужасного Рона Ховарда, режиссёра, который собаку съел на историях, основанных на реальных событиях, — это очень жестокое и наглядное пособие о том, почему эта ваша мечта — абсолютно провальная идея. "Эдем" — это не просто фильм. Это оживший кошмар, основанный на реальной, дикой, почти анекдотичной и невероятно мрачной "галапагосской истории", которая произошла в 1930-х.

Ховард собрал для этой вечеринки в аду просто убойный, оскароносный каст: Джуд Лоу, Ванесса Кирби, Ана де Армас, Даниэль Брюль, Сидни Суини... Казалось бы, с такими актёрами можно снимать хоть телефонный справочник, и это будет интересно. И они здесь не просто играют, они проживают на экране медленное, мучительное, почти физически ощутимое падение из утопии в первобытный хаос.

Сразу предупреждаю: это не весёлое приключение в духе "Индианы Джонса" и не трогательная история выживания. Это медленный, тягучий, философский и невероятно напряжённый триллер. Это "Повелитель мух" для взрослых, которые вместо ракушки-рупора используют цитаты из Ницше, чтобы доказать, кто тут главный. Это кино, которое с ехидной ухмылкой показывает, что от общества, которое ты так ненавидишь, убежать можно. А вот от самого себя — никогда.

Сюжет: Закулисье Райского Острова

Итак, знакомьтесь, доктор Фридрих Риттер, в исполнении Джуда Лоу. Интеллектуал, философ, вегетарианец и, как бы сейчас сказали, убеждённый дауншифтер. Ему осточертела цивилизация, лицемерное общество, а особенно — набирающая обороты нацистская Германия. И он решает свалить. Буквально. На край света, на необитаемый остров Флореана, входящий в состав Галапагосского архипелага. Чтобы доказать свою тотальную независимость от прогнившего мира, он даже собственноручно удалил себе все зубы и теперь пользуется брутальной железной челюстью. Такой вот хардкорный философ. Вместе с собой он прихватывает свою восторженную пациентку и любовницу Дору (Ванесса Кирби), и они начинают строить свой Эдем с блэкджеком и философскими трактатами.

Но, как это обычно бывает, тщеславие — страшная штука. Вместо того чтобы тихо-мирно жевать свои овощи и разговаривать с игуанами, Риттер начинает строчить пафосные письма в европейские газеты, рассказывая всему миру о своей уникальной утопии. И мир, естественно, клюёт на эту наживку.

-2

Первыми на огонёк заглядывает ещё одна немецкая семья, Виттмеры — Хайнц (Даниэль Брюль), его молодая, беременная жена Маргарет (Сидни Суини) и сын-подросток. Они ребята практичные, приехали не философию разводить, а просто жить и дышать свежим воздухом. Риттер, конечно, встречает их с гостеприимством удава, который смотрит на кроликов. Он-то думал, что будет тут единственным Адамом. Но делать нечего, хрупкий нейтралитет установлен.

-3

А потом... потом на остров высаживается ОНА. Настоящая социальная граната, ходячая катастрофа, женщина-ураган. Таинственная, эксцентричная светская львица, которая называет себя Баронессой (и это, конечно же, Ана де Армас). Она прибывает не с одним рюкзаком, а с целым караваном барахла и в сопровождении сразу двух любовников. И с порога заявляет, что собирается построить здесь, на этом диком пляже, шикарный отель для миллионеров. Для Риттера, который мечтал о мире без капитализма, это — личный апокалипсис.

-4

И вот с этого момента тихая, скучная утопия превращается в настоящее, ядовитое реалити-шоу "Последний герой", где в качестве главного приза — право просто остаться в живых. Жара, нехватка пресной воды, мелкие бытовые ссоры, которые перерастают в открытую, животную ненависть, — всё это медленно, но верно срывает с наших "цивилизованных" европейцев тонкий налёт человечности.

-5

И самое интересное, что мужчины в этой истории очень быстро отходят на второй план, превращаясь в пешек в большой женской игре. Риттер со своей философией, Виттмер со своей практичностью — всё это оказывается бесполезным. Настоящая власть, настоящая сила и настоящая опасность исходят от женщин. Маргарет-Суини из тихой, покорной жены превращается в настоящую мать-волчицу, готовую перегрызть глотку любому за свою семью. Баронесса-Армас, наоборот, из самоуверенной хищницы и королевы драмы постепенно превращается в напуганную, истеричную женщину, теряющую контроль. А Дора-Кирби, которая дольше всех пыталась сохранить нейтралитет и здравый смысл, в итоге оказывается главной жертвой в этом столкновении амбиций.

-6

На фоне этой психологической мясорубки начинают происходить по-настоящему страшные вещи. Фильм не даёт прямых ответов, он просто показывает, как райский остров, который должен был стать убежищем от ужасов Европы, превращается в их концентрированную, миниатюрную копию. И финальный аккорд этой трагикомедии звучит с особой, злой иронией: Риттер, тот самый философ с железной челюстью, который так боялся инфекций цивилизации, умирает от банального пищевого отравления. Его искусственный символ разрыва с миром в итоге его же и "перекусывает". А в финальных титрах нам сообщают, что отель на острове всё-таки построили. И теперь это — успешный, капиталистический рай для туристов. Мечта Баронессы сбылась. А от утопии доктора Риттера остались только кости в земле и одна очень поучительная и страшная история.

Итог: Рай потерянный (и похороненный под амбициями)

И чтобы вы понимали всю глубину моего разочарования, давайте на секунду представим идеальный рецепт для оскароносного триллера. Берём реальную, дикую, загадочную историю убийств и исчезновений на необитаемом острове. Добавляем режиссёра-легенду, Рона Ховарда, который умеет снимать кино про реальных людей в космосе, на гоночных трассах и в математических аудиториях.

-7

Приправляем это созвездием самых горячих и талантливых актёров современности — Джуд Лоу, Ванесса Кирби, Ана де Армас, Даниэль Брюль, Сидни Суини. Заливаем всё это густым, тревожным, пульсирующим саундтреком от самого Ханса Циммера. Снимаем всё на натуре, на фоне инопланетных, враждебных и завораживающих пейзажей Галапагосских островов. Звучит как стопроцентный шедевр, правда? Как фильм, который должен был взорвать нам мозг, залезть под кожу и не отпускать ещё несколько дней.

-8

Так вот, забудьте. Потому что "Эдем" — это самый наглядный и самый печальный пример того, как из самых дорогих и качественных ингредиентов можно приготовить абсолютно безвкусное, пресное и разваливающееся на части блюдо. Это фильм, который утонул в собственных непомерных амбициях и самоуверенности своего создателя.

-9

Главная, фундаментальная и абсолютно фатальная беда этого фильма — он сам до конца не понимает, о чём он. Рон Ховард, кажется, так хотел снять великую, многослойную притчу обо всём сразу, что в итоге не снял толком ни о чём. Это психологическая драма? Вроде бы да, нам показывают, как философ-мизантроп в исполнении Джуда Лоу медленно едет кукухой вдали от цивилизации. Но его персонаж так быстро превращается в ходячую карикатуру, которая смешно шамкает своей беззубой железной челюстью, что вся драма улетучивается.

-10

Может, это острая социальная сатира на то, как люди, сбежавшие от европейского фашизма, строят свой собственный, миниатюрный фашизм на пляже? Намёк на это есть, но он тонет в мелких, бытовых, почти детских ссорах из-за того, кто чью кастрюлю взял. Может, это напряжённый триллер о выживании? Но настоящая жесть, с исчезновениями и убийствами, начинается только в последней трети фильма, а до этого нам два часа показывают, как интеллектуалы нудно выясняют отношения. В итоге мы получаем перегруженный, рыхлый и абсолютно неровный винегрет из жанров, который пытается усидеть на трёх стульях сразу и с треском падает на пол.

-11

И эта жанровая каша усугубляется абсолютно чудовищным, неровным темпом. Фильм пытается впихнуть непростое время в события в два часа экранного времени. И делает это самым неуклюжим образом. Вот у нас идёт длинная, тягучая, почти медитативная завязка, где мы любуемся пейзажами, знакомимся с героями и слушаем их пафосные философские монологи. А потом, во второй половине, режиссёр как будто вспоминает, что у него вообще-то триллер, и начинает в дикой спешке, галопом по Европам, проматывать все ключевые события, оставляя за кадром всю интригу, весь саспенс и всю логику.

-12

Персонажи здесь ведут себя не как живые люди, а как функции, как пешки на доске, которые сценарист просто передвигает с места на место. Их ссоры вырастают из каких-то банальных, детских капризов, их мотивация абсолютно не прописана, и сидишь и не понимаешь, почему эти взрослые, образованные люди ведут себя как избалованные подростки в летнем лагере.

Конечно, у фильма есть мощнейшие сильные стороны. И от этого становится только обиднее! Актёрский состав — просто огонь. Ана де Армас в роли роковой, эксцентричной Баронессы и Сидни Суини в роли тихой, но сильной Маргарет — это два ярких пламени, которые в одиночку пытаются осветить эту скучную, серую историю. Они живые, они настоящие, и они на своих хрупких плечах вытягивают абсолютно безжизненные и скупые на эмоции мужские персонажи.

-14

Визуально фильм — это просто отвал башки. Галапагосы сняты так, что чувствуешь эту враждебную, инопланетную красоту. А музыка Ханса Циммера, как всегда, гениальна и идеально нагнетает атмосферу. Но всё это — и прекрасные актрисы, и завораживающая картинка, и мощный саундтрек — лишь подчёркивает, какой огромный потенциал был бездарно растрачен. Это как видеть новенький, блестящий двигатель от Ferrari, который зачем-то засунули в ржавый, разваливающийся кузов старого "Запорожца".

-15

Так что в итоге? "Эдем" — это тяжёлый, впечатляющий своим посылом, но абсолютно неуклюжий и тяжеловесный в исполнении фильм. Это кино, которое отчаянно хочет казаться умным, глубоким и философским, но на деле оказывается просто скучным и претенциозным. Рон Ховард снял не притчу, а лекцию. Длинную, красивую, но очень скучную лекцию о том, что люди — это зло. Спасибо, кэп, мы как-то и без тебя догадывались.

-16

Кому смотреть? Только самым преданным, самым всепрощающим поклонникам Рона Ховарда. Или тем, кто готов терпеть два часа откровенной нудятины ради нескольких шикарных кадров с Аной де Армас и Сидни Суини на фоне инопланетных пейзажей. В остальном — это прекрасная идея, звёздный состав и мощная музыка, которые были заживо похоронены под тонной слабого, невнятного сценария и тяжеловесной, самоуверенной режиссуры. Рай, который так и не был найден.

Ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы всегда быть в курсе новых киноразборов! Также приглашаем в наш Telegram-канал t.me/movies_revies, где вас ждёт ещё больше интересного!