Найти в Дзене

Как невесты свой возраст подтверждали

В XIX веке Николай I установил минимальный возраст для девушек-невест. Приходским священникам во избежание нарушений законов необходимо было убедиться, что православная невеста достигла 16-летнего возраста. Просто поверить на слово девушке и её родителям, конено же, было можно. Но иметь какой-нибудь документ, подтверждающий возраст, и который можно было бы предъявить в случае возникновения вопросов, было бы надёжнее. А в чём собственно сложность? Ведь у священника же есть метрические книги, где записаны все родившиеся в приходе. Зная дату рождения, возраст посчитать несложно. А если невеста была из другого села, то можно было запросить выписку из метрической книги у их священника. Это самый надёжный способ - так и делали в большинстве случаев. Но если запись о рождении не сохранилась? Этот вариант тоже рассмотрим, а начнём с простого, когда все метрические книге были в полной сохранности. Перед нами пример выписи из метрической книги. Здесь записано, что документ сей "выдан причтом Ник

В XIX веке Николай I установил минимальный возраст для девушек-невест. Приходским священникам во избежание нарушений законов необходимо было убедиться, что православная невеста достигла 16-летнего возраста. Просто поверить на слово девушке и её родителям, конено же, было можно. Но иметь какой-нибудь документ, подтверждающий возраст, и который можно было бы предъявить в случае возникновения вопросов, было бы надёжнее.

-2

А в чём собственно сложность?

Ведь у священника же есть метрические книги, где записаны все родившиеся в приходе. Зная дату рождения, возраст посчитать несложно.

А если невеста была из другого села, то можно было запросить выписку из метрической книги у их священника. Это самый надёжный способ - так и делали в большинстве случаев.

Но если запись о рождении не сохранилась? Этот вариант тоже рассмотрим, а начнём с простого, когда все метрические книге были в полной сохранности.

Перед нами пример выписи из метрической книги.

-3

Здесь записано, что документ сей "выдан причтом Николаевской церкви села Муравлянки Епифанского уезда Тульской епархии вследствие личной просьбы родителя означенной в сей выписи Евдокии, крестьянина Феодора Карпова, для представления оной как документа к брачному обыску 12 октября 1900 года."

-4

Во-первых, в выписи есть полный текст записи о рождении Евдокии 15 февраля 1882 года с указанием родителей и восприемников.

Во-вторых, важное дополнение от священника: "Означенная девица Евдокия ума здравого, веры православной, в замужество вступает с согласия своих родителей, на Исповеди и Святых Тайн Причастия ежегодно бывала."

Сам документ "Брачный обыск", о котором упоминается на заглавной странице выписи, составлялся священником перед венчанием, чтобы удостовериться в отсутствии препятствий для бракосочетания. В брачном обыске перечислялись все подтверждающие документы жениха и невесты.

-5

Такой документ - всегда полезная находка. Отец невесты записан теперь, как полагается, с фамилией. Жених лично расписался в конце документа. Но, возвращаясь к основной теме, мы видим, что возраст не просто указан, но и подтверждён документально.

Обыск этот проводил Василий Казанский - священник Параскевиевской церкви соседнего села Бутырки. Следует заметить, что к вопросу возраста молодых он относился очень строго. И если даже у невесты не было возможности получить метрическую выпись с датой своего рождения, отец Василий настоятельно требовал другие подтверждающие документы.

-6

Так получилось что в другом соседнем селе метрические книги за 1882 год не сохранились. Речь идёт о селе Бахметьево Епифанского уезда.

Я проверил, действительно, записи о рождении за этот год в архиве отсутствуют. Вероятно, был пожар или какие-то ещё напасти.

В итоге местный священник подготовил следующий документ.

-7

"Дана сия выпись по личной просьбе крестьянина деревни Колобова Павла Несторова Ваничкина для представления её при вступлении означенной в выписи дочери его Марии в первый законный брак. Означенная девица Мария Павлова Ваничкина у Исповеди и Прич. Св. Хр. тайн бывала ежегодно."

В этм документе мы можем видеть ежегодные выписки из исповедных ведомостей 1882-1900 гг. в формате "год, номер записи, возраст".

⚠️ Важный момент для тех кто работает с исповедными ведомостями второй половины XIX - начала XX вв. Обычно изменения в прошлогодний документ заносились карандашом. Здесь в 1882 году "Мария (без номера) 6 месяцев (карандашом)" , а в 1883 году "N913 Мария 1/2 года (чернилами)."

Исповедные ведомости (посемейные списки прихожан) составлялись ежегодно. Жаль, что по многим приходам в Тульской губернии они не сохранились. Так что работаем с тем, что есть. Ведь если ничего не искать, то ничего само собой и не найдётся.

✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉

Если есть желание узнать о своих предках, напишите мне: poisk.tula@ya.ru
Или заполните
Заявку на исследование. Max/WhatsApp/Telegram: 89166321014
💥
Телеграм-канал "Поиск предков: Тульская губерния".

✉∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿∿✉