Найти в Дзене
Логопед, дефектолог

Синдром дефицита исполнительных функций: не «не хочет», а «не может»

Наверное, вы хоть раз сталкивались с ребёнком (или взрослым), который всё время что-то теряет, забывает, не доводит дела до конца, не может спланировать даже простые шаги.
Кажется, он просто не старается. Или ленится. Или делает «на зло». Но всё гораздо глубже. Часто за таким поведением стоит синдром дефицита исполнительных функций — состояние, при котором человеку действительно трудно организовывать, планировать и контролировать свои действия, даже если он очень старается. Исполнительные функции — это как внутренний «директор» мозга. Именно они помогают нам: У детей с нормальной работой исполнительных функций всё это формируется постепенно, по мере созревания лобных долей мозга. Но если есть нарушения — ребёнку объективно трудно. Он не может держать в голове цепочку действий, прогнозировать последствия или соблюдать договорённости, даже если очень старается. Родители таких детей часто жалуются: Но проблема не в нежелании. Просто система управления мозгом работает нестабильно.
Такой ре
Оглавление

Наверное, вы хоть раз сталкивались с ребёнком (или взрослым), который всё время что-то теряет, забывает, не доводит дела до конца, не может спланировать даже простые шаги.
Кажется, он просто не старается. Или ленится. Или делает «на зло».

Но всё гораздо глубже. Часто за таким поведением стоит синдром дефицита исполнительных функций — состояние, при котором человеку действительно трудно организовывать, планировать и контролировать свои действия, даже если он очень старается.

Что такое исполнительные функции

Исполнительные функции — это как внутренний «директор» мозга. Именно они помогают нам:

  • ставить цель и понимать, зачем мы что-то делаем;
  • планировать шаги к этой цели;
  • удерживать внимание на задаче;
  • контролировать импульсы (не отвлекаться, не сдаваться при первой трудности);
  • анализировать результат и корректировать поведение.

У детей с нормальной работой исполнительных функций всё это формируется постепенно, по мере созревания лобных долей мозга. Но если есть нарушения — ребёнку объективно трудно. Он не может держать в голове цепочку действий, прогнозировать последствия или соблюдать договорённости, даже если очень старается.

Как это выглядит в жизни

Родители таких детей часто жалуются:

  • «Он вечно всё забывает — тетрадь, форму, ключи…»
  • «Пока не напомнишь десять раз — ничего не сделает».
  • «Начал убирать игрушки — отвлёкся на одну и ушёл играть».
  • «Он просто не слушает! Я сто раз объясняю — как в стену».

Но проблема не в нежелании. Просто система управления мозгом работает нестабильно.
Такой ребёнок может искренне хотеть всё сделать правильно, но «теряет» шаги по пути.

Он словно едет на машине без навигатора: хотел попасть в школу, а свернул к парку, потому что по пути увидел что-то интересное.

Почему «не может» ≠ «не хочет»

Когда взрослый говорит:

«Он просто не старается»,
ребёнок слышит:
«Со мной что-то не так».

А на самом деле — не с ним, а с его нейронными связями.

Мозг таких детей медленнее обрабатывает информацию, быстрее утомляется, а зоны, отвечающие за самоконтроль, планирование и внимание, часто развиваются неравномерно.

И когда мы требуем от них «соберись», «возьми себя в руки», «думай головой» — они бы и рады, но не могут. Это как сказать человеку с температурой: «Перестань болеть».

Как отличить «не хочет» от «не может»

Есть несколько признаков, что перед вами не «ленивый», а перегруженный ребёнок:

  1. Он быстро теряет интерес даже к любимым делам.
  2. Часто отвлекается, не может долго удерживать внимание.
  3. Не доводит начатое до конца, даже если обещает.
  4. Теряет вещи, забывает инструкции.
  5. Не понимает, с чего начать задание.
  6. Часто расстраивается, злится на себя.

Главное отличие: ребёнок сам страдает от того, что не справляется. Он не получает удовольствия от «ничегонеделания» — наоборот, ощущает вину и бессилие.

Как помочь

1. Упрощайте задачи

Делите большие поручения на короткие, понятные шаги.
Не «приберись в комнате», а «положи кубики в коробку».

2. Создавайте систему внешних опор

Списки, расписания, визуальные карточки, напоминания, таймеры. Всё, что может «заменить» недостающую внутреннюю структуру.

3. Минимизируйте стресс

Когда ребёнок боится наказания, его мозг переключается в режим защиты — и функции планирования буквально «выключаются».

4. Давайте больше обратной связи

Хвалите не за результат, а за усилие:

«Ты не всё убрал, но начал — молодец».
Так формируется вера в себя и желание пробовать дальше.

5. Регулярность и предсказуемость

Распорядок — это не скука, а безопасность для ребёнка с СДИФ. Мозг перестаёт тратить энергию на догадки и направляет её на действия.

А если не помогло?

Если трудности с вниманием, планированием и самоконтролем выражены сильно — стоит обратиться к нейропсихологу или дефектологу.
Синдром дефицита исполнительных функций может быть связан с:

  • СДВГ;
  • последствием стрессов или травм;
  • особенностями развития лобных долей мозга.

Ранняя диагностика и поддержка действительно помогают. С ребёнком можно выстроить систему, где он не будет тонуть в хаосе, а научится опираться на себя.

Если у вас есть вопросы или вам нужна диагностика, переходите по ссылке Телеграм , и мы сможем вместе разработать эффективный план поддержки вашего ребенка.