Найти в Дзене
ТРАСКО Логистика

Граница открыта, а проблем только прибавилось: почему ставки взлетели и машин все еще нет

Оглавление

Несколько недель назад мы уже подробно разбирали последствия закрытия польской границы. Тогда все ждали, что с ее открытием логистика вздохнет свободно. Но, увы, реалии оказались сложнее. Ситуация на рынке перевозок остается крайне напряженной, и вот почему.

Что на самом деле происходит на границе сейчас?

Давайте разложим по полочкам, в каких условиях приходится работать всем участникам внешнеэкономической деятельности.

1. Ставки растут неумеренно и непредсказуемо.
Разница 40% в цене за несколько часов — уже не редкость. Ситуация начинает напоминать 2022 год, когда мы столкнулись с полным закрытием границ и «замороженными» грузами. Рынок лихорадит, и прогнозировать стоимость перевозки даже на завтра становится практически невозможно.

2. Очередь на въезд /выезд из РБ не уменьшается.
Прогноз на прохождение границы по-прежнему составляет 9-10 дней, а иногда и больше. Каждый день простоя авто с грузом — это финансовые потери для всех участников перевозки.

3. Машин катастрофически не хватает.
Склады до сих пор разгружают завалы грузов, скопившиеся за период закрытия. Вопрос зачастую стоит даже не в цене, а в физическом отсутствии свободного транспорта. Спрос в разы превышает предложение.

4. Перевозчики переоценили свои возможности.
Сразу после открытия границы многие с энтузиазмом набрали заказов, но теперь не могут выполнить обязательства из-за застрявших авто в очередях при прохождении границы. Импортеры оказались перед сложным выбором: ждать неопределенно долго «своего» перевозчика или искать другой, пусть и более рисковый, вариант.

5. Свободные машины разбирают мгновенно, создавая ажиотаж.
Те единичные автомобили, которые появляются в наличии, не задерживаются и дольше пары часов. Это создает на рынке эффект ажиотажа: ставки на них взлетают еще до того, как большинство клиентов успевают принять решение. Получается замкнутый круг: чем острее дефицит, тем выше цены на те немногочисленные предложения, что есть, и тем быстрее они исчезают с рынка.

Какие могут быть решения в этой ситуации?

На текущий момент альтернативным вариантом является доставка грузов из ЕС железнодорожным транспортом.

· Плюсы: предсказуемость сроков, отсутствие рисков многодневных простоев в очередях при прохождении границы

· Минусы: ставки выше, чем были на авто в спокойное время, но они уже начинают сравниваться с текущими тарифами на фуры. Также необходимо учитывать, что не все типы грузов подходят для ж/д.

Чего ждать дальше? Прогнозы

К сожалению, быстрого решения ждать не стоит. Мы прогнозируем, что текущая напряженная ситуация сохранится как минимум ближайшие 2-4 недели, и вот почему:

1. Логистический "затор" не рассосется мгновенно.
Очередь, скопившаяся за время закрытия границы — это десятки тысяч тонн грузов, которые нужно физически переработать. Склады разгружаются, но их мощности ограничены, а пропускная способность таможен — небезгранична.

2. Рынок не успевает адаптироваться.
Перевозчики, действуя в условиях высоких рисков, будут сохранять завышенные ставки. Даже когда очереди начнут сокращаться, цены будут снижаться постепенно, с "инерцией" в несколько недель. Никто не хочет работать себе в убыток.

3. Спрос продолжает опережать предложение.
Пока не высвободятся все "застрявшие" в очередях фуры и не восстановится баланс, дефицит транспорта останется острой проблемой.

Выводы

Гибкость — это новая стабильность.

В нынешних условиях надеяться на быстрое возвращение к прошлым ставкам и срокам не приходится. Кризис выявил структурные проблемы пропускной способности.

P.S. Не позволяйте логистической неразберихе тормозить ваш бизнес. Мы в ТРАСКО не просто мониторим обстановку, а ежедневно анализируем и опережаем события, чтобы предлагать вам работающие решения — будь то срочный поиск авто, перевод груза на ж/д или поиск альтернативного маршрута. Напишите нам на sales@traskologistics.by, и мы найдем выход вместе.