Найти в Дзене

Психологическое благополучие женщин в связи с их восприятием времени

Процессы, происходящие в современном мире, напрямую влияют на повышение значимости времени в жизни каждого человека. Ценность времени возрастает в связи с таким фактором, как убыстрение темпа жизни, что требует от человека быстрой реакции на изменения в окружающей среде во всех аспектах жизни. Ускорение процессов, происходящих в мире, приводит к тому, что человеку для психологического благополучия, для того, чтобы не стать «изгоем» нужно от него не отставать, использовать ресурсы приобретенного в прошлом опыта, для планирования будущего; быть компетентным во времени, управлять им, своевременно решать жизненно важные задачи, распределяя их во временной перспективе будущего; планируя важные события находить время для реализации задуманного [1]. Поэтому изучение вопросов психологического благополучия человека и его составляющих является одной из актуальных задач современной науки [2]. Сегодня исследователей интересует не только определение самого понятия «психологическое благополучие» и е
Сунцова Яна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Сунцова Яна Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»

Процессы, происходящие в современном мире, напрямую влияют на повышение значимости времени в жизни каждого человека. Ценность времени возрастает в связи с таким фактором, как убыстрение темпа жизни, что требует от человека быстрой реакции на изменения в окружающей среде во всех аспектах жизни. Ускорение процессов, происходящих в мире, приводит к тому, что человеку для психологического благополучия, для того, чтобы не стать «изгоем» нужно от него не отставать, использовать ресурсы приобретенного в прошлом опыта, для планирования будущего; быть компетентным во времени, управлять им, своевременно решать жизненно важные задачи, распределяя их во временной перспективе будущего; планируя важные события находить время для реализации задуманного [1].

Поэтому изучение вопросов психологического благополучия человека и его составляющих является одной из актуальных задач современной науки [2]. Сегодня исследователей интересует не только определение самого понятия «психологическое благополучие» и его сущностных характеристик, предметом поиска становится выявление и изучение факторов, влияющих на формирование психологического благополучия и его взаимосвязи с другими психологическими категориями, в частности с временной перспективой.

Цель проведенного исследования заключалась в изучении психологического благополучия женщин с разным восприятием времени.

В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 25 до 45 лет (Мср.=36,7), имеющих высшее образование.

Для сбора эмпирических данных использованы следующие методики: опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо); тест «Персональная компетентность во времени» (С. И. Калинина); методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко).

На первом этапе исследования изучено восприятие времени женщинами в период средней взрослости. Методом иерархического кластерного анализа выявлено две группы женщин, отличающихся по восприятию времени.

По результатам исследования установлено, что практически все показатели восприятия времени у первой группы испытуемых выражены на среднем уровне, за исключением показателя «компетентность во времени», который выражен на высоком уровне; у второй группы испытуемых все показатели восприятия времени входят в зону средних значений.

Данный факт свидетельствует, что у первой и второй группы женщин выражено негативное отношение к прошлому, но при этом прошлое не вызывает у них отвращения, боли или разочарования. Настоящее оценивается обеими группами женщин несколько оторванным от прошлого и будущего с акцентом на получение наслаждения в настоящем. В обеих группах испытуемых присутствуют цели и планы на будущее, но нет понимания того, как данные цели реализовать. Женщины обеих групп принимают собственное прошлое, при котором любой опыт воспринимается как опыт, способствующий развитию, однако приведшим к не вполне удовлетворяющему состоянию в настоящем. Настоящее воспринимается отчасти фаталистично, предопределенно, независимо от их воли. Компетентность во времени у первой группы испытуемых высокая, они способны управлять личным временем, у испытуемых второй группы возникают проблемы с распределением и планированием времени.

На следующем этапе выявлены достоверно значимые различия в выраженности показателей восприятия времени женщинами двух групп. По результатам исследования установлены четыре достоверно значимых различия в выраженности показателей восприятия времени: «отношение к будущему» (t=3,670; р=0,001) и «компетентность во времени» (t=10,446; р=0,0001) достоверно выше у женщин первой группы; «негативное прошлое» (t= - 3,049; р=0,003) и «фаталистичное настоящее» (t= - 2,952; р=0,005) достоверно выше у женщин второй группы.

Женщинам первой группы, по сравнению с женщинами второй группы легче определять и ставить личные цели и планы на будущее, управлять своим временем, не растрачивая минуты и часы жизни на нецелесообразные занятия и действия. У женщин второй группы, по сравнению с женщинами первой группы более выраженно болезненное и тревожное отношение к прошлому, в отношении настоящего они больше чувствуют собственную безвластность, чем женщины первой группы, считая, что их настоящие уже определено, и изменить что-то не в их силах.

По результатам исследования первая группа женщин была названа – «женщины компетентные во времени с ориентацией на будущее», вторая группа – «женщины с негативным отношением к прошлому и фаталистическим отношением к настоящему».

Далее было исследовано психологическое благополучие женщин двух групп. По результатам исследования психологического благополучия женщин первой и второй групп установлено, что все показатели входят в зону средних значений за исключением показателя «оценка управления средой», который у женщин первой группы имеет высокий уровень выраженности. Таким образом, установлено, что женщины первой и второй групп оценивают уровень своего психологического благополучия, как достаточный для нормального самочувствия и жизнедеятельности; отношения с другими у них складываются на достаточном уровне эмоциональности, открытости и теплоты, но с сохранением границ личного пространства. Они достаточно автономны, знают, что они должны делать, но от помощи не отказываются. Женщины первой и второй групп имеют свое мнение, но при появлении авторитетного и компетентного человека, готовы ему довериться и изменить свою точку зрения. Также женщины обеих групп понимают необходимость своего личностного развития, прикладывают достаточно сил в данном направлении, но без особого энтузиазма. У них сформировано представление о значимых для них жизненных целях и понимание шагов и действий для их достижения. Женщины первой и второй групп принимают себя, но некоторые аспекты в себе их все же беспокоят. Высокий уровень показателя «оценка управления средой» свидетельствует о том, что женщины первой группы эффективно управляют окружающей средой, им легко создавать условия и возможности для достижения жизненных целей; средний уровень выраженности аналогичного показателя у женщин второй группы свидетельствует о том, что они недостаточно эффективно управляют окружающей средой, не всегда учитывают все имеющиеся возможности и ограничения.

На следующем этапе выявлены достоверно значимые различия в выраженности показателей психологического благополучия испытуемых двух групп. В результате исследования выявлено, что в первой группе женщин все показатели оценки психологического благополучия выше, чем во второй группе женщин, что свидетельствует о том, что женщины первой группы положительнее оценивают отношения, в которые они включены, у них выше самостоятельность в принятии решений и выше эффективность в управлении окружающей средой, позволяющей им с большей легкостью создавать условия и возможности для достижения жизненных целей, чем женщинам второй группы. Женщины первой группы достоверно выше оценивают личностный рост и уровень достижения значимых жизненных целей, у них выше уровень принятия себя, а также выше оценка состояния собственного психологического благополучия.

Таким образом, было установлено, что чем более женщины компетентны во времени, то есть способны управлять личным временем, и чем более они ориентированы на будущее, планируя и распределяя время на дела, создающие основу для их будущего, тем более они психологически благополучны.

В заключение отмечу, что знание факторов, определяющих психологическое благополучие женщин, в частности их отношение ко времени, может быть использовано в практической деятельности психолога, при осуществлении психологического консультирования, с целью оптимизации психологического состояния женщин в период средней взрослости. Полученные результаты будут полезны самим женщинам для лучшего понимания себя, изменения отношения к разным временным интервалам жизни.

Библиографический список:

1. Козлова А. В. Исследование восприятия времени в контексте жизненной активности человека // Фундаментальная наука вузам. – 2009. – № 4. – С. 344-356.

2. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Концепция психологического благополучия личности и методика его исследования // Новые теоретико-методологические подходы к исследованию в клинической психологии: Сборник статей / Под ред. Т. Д. Шевеленковой. –М.: Левъ, 2013. – С. 9-51.