Процессы, происходящие в современном мире, напрямую влияют на повышение значимости времени в жизни каждого человека. Ценность времени возрастает в связи с таким фактором, как убыстрение темпа жизни, что требует от человека быстрой реакции на изменения в окружающей среде во всех аспектах жизни. Ускорение процессов, происходящих в мире, приводит к тому, что человеку для психологического благополучия, для того, чтобы не стать «изгоем» нужно от него не отставать, использовать ресурсы приобретенного в прошлом опыта, для планирования будущего; быть компетентным во времени, управлять им, своевременно решать жизненно важные задачи, распределяя их во временной перспективе будущего; планируя важные события находить время для реализации задуманного [1].
Поэтому изучение вопросов психологического благополучия человека и его составляющих является одной из актуальных задач современной науки [2]. Сегодня исследователей интересует не только определение самого понятия «психологическое благополучие» и его сущностных характеристик, предметом поиска становится выявление и изучение факторов, влияющих на формирование психологического благополучия и его взаимосвязи с другими психологическими категориями, в частности с временной перспективой.
Цель проведенного исследования заключалась в изучении психологического благополучия женщин с разным восприятием времени.
В исследовании приняли участие 60 женщин в возрасте от 25 до 45 лет (Мср.=36,7), имеющих высшее образование.
Для сбора эмпирических данных использованы следующие методики: опросник временной перспективы (Ф. Зимбардо); тест «Персональная компетентность во времени» (С. И. Калинина); методика «Шкала психологического благополучия» (К. Рифф, адаптация Т. Д. Шевеленковой, П. П. Фесенко).
На первом этапе исследования изучено восприятие времени женщинами в период средней взрослости. Методом иерархического кластерного анализа выявлено две группы женщин, отличающихся по восприятию времени.
По результатам исследования установлено, что практически все показатели восприятия времени у первой группы испытуемых выражены на среднем уровне, за исключением показателя «компетентность во времени», который выражен на высоком уровне; у второй группы испытуемых все показатели восприятия времени входят в зону средних значений.
Данный факт свидетельствует, что у первой и второй группы женщин выражено негативное отношение к прошлому, но при этом прошлое не вызывает у них отвращения, боли или разочарования. Настоящее оценивается обеими группами женщин несколько оторванным от прошлого и будущего с акцентом на получение наслаждения в настоящем. В обеих группах испытуемых присутствуют цели и планы на будущее, но нет понимания того, как данные цели реализовать. Женщины обеих групп принимают собственное прошлое, при котором любой опыт воспринимается как опыт, способствующий развитию, однако приведшим к не вполне удовлетворяющему состоянию в настоящем. Настоящее воспринимается отчасти фаталистично, предопределенно, независимо от их воли. Компетентность во времени у первой группы испытуемых высокая, они способны управлять личным временем, у испытуемых второй группы возникают проблемы с распределением и планированием времени.
На следующем этапе выявлены достоверно значимые различия в выраженности показателей восприятия времени женщинами двух групп. По результатам исследования установлены четыре достоверно значимых различия в выраженности показателей восприятия времени: «отношение к будущему» (t=3,670; р=0,001) и «компетентность во времени» (t=10,446; р=0,0001) достоверно выше у женщин первой группы; «негативное прошлое» (t= - 3,049; р=0,003) и «фаталистичное настоящее» (t= - 2,952; р=0,005) достоверно выше у женщин второй группы.
Женщинам первой группы, по сравнению с женщинами второй группы легче определять и ставить личные цели и планы на будущее, управлять своим временем, не растрачивая минуты и часы жизни на нецелесообразные занятия и действия. У женщин второй группы, по сравнению с женщинами первой группы более выраженно болезненное и тревожное отношение к прошлому, в отношении настоящего они больше чувствуют собственную безвластность, чем женщины первой группы, считая, что их настоящие уже определено, и изменить что-то не в их силах.
По результатам исследования первая группа женщин была названа – «женщины компетентные во времени с ориентацией на будущее», вторая группа – «женщины с негативным отношением к прошлому и фаталистическим отношением к настоящему».
Далее было исследовано психологическое благополучие женщин двух групп. По результатам исследования психологического благополучия женщин первой и второй групп установлено, что все показатели входят в зону средних значений за исключением показателя «оценка управления средой», который у женщин первой группы имеет высокий уровень выраженности. Таким образом, установлено, что женщины первой и второй групп оценивают уровень своего психологического благополучия, как достаточный для нормального самочувствия и жизнедеятельности; отношения с другими у них складываются на достаточном уровне эмоциональности, открытости и теплоты, но с сохранением границ личного пространства. Они достаточно автономны, знают, что они должны делать, но от помощи не отказываются. Женщины первой и второй групп имеют свое мнение, но при появлении авторитетного и компетентного человека, готовы ему довериться и изменить свою точку зрения. Также женщины обеих групп понимают необходимость своего личностного развития, прикладывают достаточно сил в данном направлении, но без особого энтузиазма. У них сформировано представление о значимых для них жизненных целях и понимание шагов и действий для их достижения. Женщины первой и второй групп принимают себя, но некоторые аспекты в себе их все же беспокоят. Высокий уровень показателя «оценка управления средой» свидетельствует о том, что женщины первой группы эффективно управляют окружающей средой, им легко создавать условия и возможности для достижения жизненных целей; средний уровень выраженности аналогичного показателя у женщин второй группы свидетельствует о том, что они недостаточно эффективно управляют окружающей средой, не всегда учитывают все имеющиеся возможности и ограничения.
На следующем этапе выявлены достоверно значимые различия в выраженности показателей психологического благополучия испытуемых двух групп. В результате исследования выявлено, что в первой группе женщин все показатели оценки психологического благополучия выше, чем во второй группе женщин, что свидетельствует о том, что женщины первой группы положительнее оценивают отношения, в которые они включены, у них выше самостоятельность в принятии решений и выше эффективность в управлении окружающей средой, позволяющей им с большей легкостью создавать условия и возможности для достижения жизненных целей, чем женщинам второй группы. Женщины первой группы достоверно выше оценивают личностный рост и уровень достижения значимых жизненных целей, у них выше уровень принятия себя, а также выше оценка состояния собственного психологического благополучия.
Таким образом, было установлено, что чем более женщины компетентны во времени, то есть способны управлять личным временем, и чем более они ориентированы на будущее, планируя и распределяя время на дела, создающие основу для их будущего, тем более они психологически благополучны.
В заключение отмечу, что знание факторов, определяющих психологическое благополучие женщин, в частности их отношение ко времени, может быть использовано в практической деятельности психолога, при осуществлении психологического консультирования, с целью оптимизации психологического состояния женщин в период средней взрослости. Полученные результаты будут полезны самим женщинам для лучшего понимания себя, изменения отношения к разным временным интервалам жизни.
Библиографический список:
1. Козлова А. В. Исследование восприятия времени в контексте жизненной активности человека // Фундаментальная наука вузам. – 2009. – № 4. – С. 344-356.
2. Шевеленкова Т. Д., Фесенко П. П. Концепция психологического благополучия личности и методика его исследования // Новые теоретико-методологические подходы к исследованию в клинической психологии: Сборник статей / Под ред. Т. Д. Шевеленковой. –М.: Левъ, 2013. – С. 9-51.