Найти в Дзене

Правило по русскому языку или алгоритм: что лучше?

Ученики не любят заучивать наизусть правила — это факт, с которым трудно спорить. Может быть, вообще стоит исключить правила из уроков, заменив их ёмкими алгоритмами? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим особенности обоих приёмов запоминания. Существует несколько видов правил: правила-инструкции, правила-определения, правила-предписания. Долгое время заучивание правил было единственным способом запоминания теоретического материала. Да, зубрёжка — это очень скучно, но она давала множество преимуществ. Однако правила создают немало сложностей для учеников и учителей. Например, они предлагают только готовые формулировки, но чаще всего не описывают способы применения. Зачастую они громоздкие, содержат много слов, в которых ученики теряются. Кроме того, в русской грамматике полно исключений, которые приходится заучивать отдельно. А хуже всего то, что ученики не умеют применять вызубренные правила на практике. “Сдал” учителю и забыл! Алгоритмы как инструмент осмысления Алгоритм — это ра

Ученики не любят заучивать наизусть правила — это факт, с которым трудно спорить. Может быть, вообще стоит исключить правила из уроков, заменив их ёмкими алгоритмами? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим особенности обоих приёмов запоминания.

В чём преимущества правил

Существует несколько видов правил: правила-инструкции, правила-определения, правила-предписания.

  • Правила-инструкции описывают условия выбора правописания той или иной орфограммы. Например: “В корне с чередованием гор-гар в безударном положении пишется гласная о”.
  • Правила-определения дают толкования тех или иных лингвистических понятий. Например: “Имя существительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет”.
  • Наиболее сложными считаются правила-предписания, которые устанавливают, как применять какой-либо приём проверки. Например: “Чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так, чтобы на гласную падало ударение”.

Долгое время заучивание правил было единственным способом запоминания теоретического материала. Да, зубрёжка — это очень скучно, но она давала множество преимуществ.

  • Фундамент грамотности. Знание правил создаёт основу грамотной речи и письма.
  • Глубокое понимание текстов. Правила помогают анализировать структуру предложений, находить связи между словами и понимать смысл прочитанного.
  • База для изучения других языков. Владение грамматикой и лексикой родного языка облегчает изучение иностранных языков.

Однако правила создают немало сложностей для учеников и учителей. Например, они предлагают только готовые формулировки, но чаще всего не описывают способы применения. Зачастую они громоздкие, содержат много слов, в которых ученики теряются. Кроме того, в русской грамматике полно исключений, которые приходится заучивать отдельно. А хуже всего то, что ученики не умеют применять вызубренные правила на практике. “Сдал” учителю и забыл!

Алгоритмы как инструмент осмысления

Алгоритм — это развёрнутое предписание, которое указывает, что и в каком порядке надо выполнить, чтобы применить правило. Действия записываются словами, символами или в виде таблицы. Пользуясь алгоритмом, ученик рассуждает, обдумывает каждый шаг. Это делает отработку навыков более осознанной. Кроме того, алгоритмы позволяют сэкономить время на зубрёжке.

Но и у алгоритмов есть свои ограничения. Например, если в алгоритме слишком много шагов, он становится неудобным для применения на практике. Особенно сложны многоуровневые конструкции. Критики алгоритмов считают, что этот метод запоминания делает мышление детей стандартным, подавляет творческие способности.

Но эти недостатки легко исправить. Алгоритмы следует делать максимально чёткими, лаконичными, а также адаптировать их к индивидуальным особенностям учеников.

Что же лучше — правила или алгоритмы?

Наиболее эффективным подходом считается комбинирование правил и алгоритмов. Правило подходит на этапе изучения нового материала. И заучивать их необходимо. Алгоритмы лучше применять при закреплении, отработке навыков.

Практические примеры комбинирования правил и алгоритмов на уроках русского языка можно увидеть в презентациях для уроков, которые мы разрабатываем (скриншоты некоторых слайдов смотрите в карусели изображений):

5 класс: раздел с презентациями

6 класс: раздел с презентациями

7 класс: раздел с презентациями

8 класс: раздел с презентациями

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.