Таня Алексеева из команды RussiaDiscovery уже бывала на Камчатке дважды — в походе и после круиза по Курильским островам. Каждый раз она обещала себе вернуться — край затягивает. И этим летом она поехала туда в третий раз, чтобы пожить там подольше и добраться до легендарных вулканов.
Я выбрала часть нашего «Классическая Камчатка: с севера на юг». Он включает именно то, что мне хотелось увидеть — Толбачинский район и южную группу вулканов. Камчатская погода, как водится, внесла свои коррективы — кое-что увидеть не удалось. Но непредсказуемость этого региона только добавляет ему шарма.
Путешествие, которое началось с землетрясения
Старт моего путешествия пришелся на 30 июля — в этот день произошло землетрясение, сильнейшее за последние 70 лет.
Мы уже ехали в Урале — высокопроходимой вахтовке — и почувствовали сильную раскачку кузова, пока стояли на светофоре. Из окна было видно, как шатаются столбы и машины. Закупку продуктов пришлось перенести «на попозже», так как в городе магазины закрыли из-за сильных толчков. Когда мы все же спустились в один из супермаркетов, то увидели повсюду валяющиеся товары, которые еще не успели убрать после землетрясения.
Опыт необычный — но, пожалуй, здорово, что пережили его на улице. В помещениях, по словам местных, было куда страшнее и опаснее
Дорога к Толбачику
Первой точкой маршрута стал Толбачик. За последние годы я столько слышала и читала о трудной дороге туда, что два дня пути уже не показались такими утомительными. Нам повезло: дорога была относительно сухой, застревали всего пару раз и ненадолго — добрались по плану. А вот что касается ясного неба — его мы почти не видели, солнце было редким и очень скромным гостем на протяжении всего тура.
Камчатку стоит принимать такой, какая она есть — и даже в густом тумане лавовые поля становятся более кинематографичными, а склоны конусов опаснее, отчего впечатляют еще больше. Если быть терпеливым, то солнце выглянет в самый неожиданный момент — например, озарит место для загадывания желаний.
Лавовые поля
Это действительно целые поля, расстилающиеся до горизонта или на то расстояние, которое позволяет увидеть туман. Застывшая лава — жесткая, но легкая и полая внутри, удивляет формами и оттенками свинцового.
Полотно под ногами можно рассматривать часами — здесь ты видишь, как и откуда лава текла, вот здесь пошел разлом, а тут застыли острые «коготки». Пейзаж мрачный и не всем покажется живописным, однако ценителям исключительных локаций понравится.
Мертвый лес
Рядом расположен Мертвый лес — одно из самых впечатляющих мест Камчатки. Белесые стволы торчат прямо из десятиметрового слоя пепла — напоминание об извержении 1975 года. С годами природа постепенно возвращается, но масштабы катастрофы всё ещё видны — и от этого становится особенно тихо и немного грустно.
Северная часть тура — точно на любителя, это сосредоточение мистичности и угрюмости Камчатки. Безжизненные монотонные лавовые поля, разноцветные минералы на вершине конуса, куда еще нужно подняться, специфичный лес с мертвыми деревьями в окружении шлаковых полей — одних это заставляет грустно вздыхать, а других завороженно охать.
Южная Камчатка — ближе к мечтам
Южная же группа вулканов уже больше напоминает ту Камчатку, о которой все говорят — в нашем путешествии мы смотрели на мини-версию Долины Гейзеров и поднимались на вулкан Горелый.
Погода снова не жаловала: туман, сырость, холод. Лагерь стоял буквально «в молоке». В таких условиях даже прогулка по горячим источникам превращается в приключение: всё вокруг размыто, камера постоянно запотевает, одежда мгновенно покрывается мелкими каплями воды. Но стоит на несколько секунд рассеяться туману — и мир вокруг будто выныривает из сна, становится невероятно чётким и живым.
Погода продолжала нас испытывать, окрестности вулкана Мутновский оправдывали его название. Лагерь стоял в молоке (фотки 8330-8340), в таком же тумане мы гуляли по дачным горячим источникам (8341-8426). Фотографии получились мистическими – при показе друзьям каждый раз объясняла «да, конечно, я протирала камеру».
В моменте прогулки бывали забавные моменты, когда на несколько секунд туман рассеивался — зрение вдруг становилось предельно четким, и отсутствие пелены казалось отклонением от нормы, настолько глаза уже адаптировались к отсутствию видимости. Кроме того, во время треккинга волосы и одежда мгновенно покрываются маленькими капельками воды от повышенной влажности — поэтому так важно иметь водоотталкивающую одежду на Камчатке.
Подъем на вулкан Горелый
Для меня самым ярким моментом тура стал подъем на Горелый вулкан. Про него я читала, слышала и знала не меньше, чем о Толбачике, но надежды увидеть легендарное озеро в кратере таяли с прогнозами погоды. Вопреки густому молоку поднимались на вершину, видимость была нулевая. Подъем не из простых, требует некоторой упорности и физической подготовки.
Но наверху мы были все же вознаграждены: кратер Горелого словно задвигался, облака начали расходиться, обнажая то самое кислотное озеро. Я, признаться, люблю неоднозначную погоду — она всегда добавляет путешествиям перчинки, ярких воспоминаний, а визуально придают природе живость и динамичность. Так было и здесь. Картинка менялась каждую минуту. Облака окутывали кратер и тут же обнажали его, порывы ветра сбивали с ног. От такого представления я осталась в восторге.
Несмотря на то, что я прожила на полуострове полтора месяца, он все еще тянет обратно. Это тот регион, куда можно возвращаться не раз. И снова и снова открывать для себя природу, красоту и тайны Камчатки.