Найти в Дзене

2.4. Особенности восприятия информации человеком

Оглавление

Для цитирования: "Конкурентная разведка [Текст] : учеб. пособие
: [в 2 ч.] / под ред. Е. Л. Ющука, А. А. Мальцева ; [авт. кол. : Е. Л.
Ющук, Д. В. Петряшов, А. В. Кузин и др.] ; М-во образования и науки Рос.
Федерации, Урал. гос. экон. ун-т. – Екатеринбург : [Изд-во Урал. гос.
экон. ун-та], 2015. – Ч. 1. – 210 с."

2.4.1. Законы информации

Восприятие человеком информации имеет свои особенности, которые позволили сформулировать законы информации. Учет этих законов в работе с информацией позволяет избежать неудачных сценариев. Перечислим основные из них – те, что наиболее часто востребованы в практике.

1. Закон согласованных каналов информационного взаимодействия. Системы или объекты могут обмениваться информацией и данные только через согласованные каналы. Бессмысленно ждать в «Скайпе», если информация должна быть написана на столбе мелом в условленном месте.

2. Закон тезауруса. Для адекватного восприятия информации объект должен иметь тезаурус для дешифрования и усвоения сообщений. Человек, не погруженный в проблематику войны, не поймет надлежащим образом фразу ополченца.

3. Закон фасцинации. Фасцинация (англ. fascination – обаяние) – привлекательная для получателя форма донесения информации. Чем более эмоционально окрашена для получателя форма донесения информации, тем выше вероятность, что он ее запомнит.

4. Закон майевтики. Новая информация может не появляться извне, а быть результатом переработки уже имеющейся информации.

Майевтика (др.-греч. μαιευτική — «повивальное искусство») — метод философствования, созданный Сократом, заключающийся в раскрытии истины путём последовательных вопросов. ru.ruwiki.ruru.wikipedia.org*

Суть метода — в помощи собеседнику самостоятельно выявить противоречия в своих убеждениях и прийти к новому пониманию. Вместо передачи готовых ответов, майевтика побуждает к самостоятельному мышлению и поиску истины внутри себя. edprodpo.combrainapps.ru

Пример: раздумывая над вопросами типа «Что есть справедливость?» или «Какова цель жизни?», человек начинает глубже исследовать свои убеждения и взгляды на мир. brainapps.ru

Название метода связано с тем, что Сократ, подобно своей матери-повитухе Фенарете, видел свою роль в «повивальном искусстве», помогая рождать знания, скрытые в людях. edprodpo.com

Майевтика нашла применение в образовательных процессах, в роли менторства и в психотерапевтической практике.  5. Закон перехода информации. Информация может превращаться в другую информацию. Это происходит, например, при игре в «глухие телефончики» или при интерпретации обрывков фраз, вырванных из контекста, либо неправильно понятых.

6. Закон опосредованного управления. Информация может быть использована как «агент» опосредованного управления объектом. Примером может служить красный сигнал светофора, останавливающий машину. Или, например, фраза «Он назвал тебя земляным червяком» может побудить объект к агрессивным действиям. А публикация в СМИ о росте цен на соль способна спровоцировать ажиотажный спрос на этот товар. При этом сигнал светофора, фраза или вышеназванная публикация не содержат никаких прямых управляющих посылов к объекту.

2.4.2. Свойства информации

Информация характеризуется определенными свойствами, которые помогают оценивать ее и превращать в информационный продукт, позволяющий принимать управленческие решения, осознанные на знаниях, а не на интуиции.

1. Объективность – необъективность. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения.

2. Достоверность – недостоверность. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

3. Полнота – неполнота. Если информации достаточно для принятия правильного решения, то она полная.

4. Актуальность – неактуальность. Информация актуальна, если она важна для настоящего времени.

5. Ценность – бесполезность. Информация полезна лишь по отношению к решаемым задачам.

6. Понятность – непонятность. Информация понятна, если выражена доступным получателю информации языком (способом).

2.4.3. Особенности восприятия информации

1. Избирательность. Мы видим то, что способны понять. Например, люди, знающие особенности работы канала «Лайф Ньюс» как точки первичного обнародования (или, как еще говорят, «слива» информации) с самого верха политической власти в России, расценили показ тогда еще министра обороны Сердюкова в домашней одежде в квартире своей подчиненной Васильевой рано утром как сигнал: «Атака на Сердюкова санкционирована в высших эшелонах власти, поэтому выступать в его защиту СМИ бессмысленно». В то же время подавляющее большинство обывателей увидели лишь только министра и домашнюю одежду.

2. Настроенность на информацию. Мы видим то, что хотим видеть. Поэтому, несмотря на наличие Интернета, позволяющего узнать разные точки зрения, российские, германские и американские граждане в массе своей имеют раз- ные взгляды, к примеру, на конфликт на Украине.

3. Авторитет источника. Мнение значимых для нас лиц воспринимается менее критично.

4. Скрытность получения информации.   Подслушанная (или украденная) информация кажется более достоверной.

2.1.3. Стереотипизация

Стереотип – это предвзятое мнение о чем-либо (стандарт поведения, социальный миф, политическая иллюзия и т.п.). Впервые понятие «социальный стереотип» применительно к пропаганде использовал американский журналист Уолтер Липман в своей книге «Общественное мнение» в 1922 г. Липман изучал роль прессы в формировании общественного мнения. В результате он разработал концепцию, согласно которой всеми процессами восприятия управляют стереотипы – предвзятые мнения.

У. Липман говорит, что человек не может знать всего (впрочем, это итак очевидно). Менее очевидно, но очень важно, что человек не имеет возможности и полностью познать окружающий его мир, тем более что этот мир не только огромен, но и изменчив.

Однако человеку необходимо оперировать определенными понятиями из окружающего мира, принимать решения и т.п. Чтобы облегчить себе жизнь, человек поступает логично: вырабатывает упрощенную модель окружающей действительности. Чаще всего такие модели – не результат наблюдения, а результат получения информации из внешних источников.

Эти упрощенные модели и представляют собой стереотипы. Дальнейший процесс познания – это процесс механического сравнения того, что происходит, с тем, что известно из предыдущего опыта, т.е. процесс «подгонки» еще неизвестного факта под устойчивую, опробованную, проверенную формулу, образ, модель, стереотип. В результате такой практики человек перестает критически анализировать поступающую информацию, он лишь сопоставляет поступающую информацию с имеющимися у него стереотипами.

Согласно Липману, стереотипизация при манипулировании общественным мнением подразумевает несколько направлений воздействия:

- создание устойчивых стереотипов в общественном сознании;

- изменение существующих стереотипов;

- использование существующих стереотипов для манипулирования общественным мнением.

Классификация информационных благ
Классификация информационных благ