Найти в Дзене

Всемирный день психического здоровья

10 октября — Всемирный день психического здоровья. Эта дата отмечается ежегодно с 1992 года. Она призвана привлечь внимание к проблемам психического здоровья, повысить осведомленность о них и поощрить усилия по поддержке тех, кто испытывает проблемы в этой сфере. Ведущий психолог БДФ «Виктория» Зоя Ордина рассказала, почему это важно в детско-родительских отношениях, как родителю вовремя заметить тревожные сигналы и помочь ребёнку. Забота о психическом здоровье в семье — фундамент отношений. Мы всегда следим, чтобы наш ребёнок был сыт, одет по погоде и сделал уроки. Но как часто мы задумываемся о том, каково внутреннее состояние нашего ребёнка? Психическое здоровье — это не совсем про диагнозы, а скорее про невидимую опору, на которой держится уверенность в себе, умение дружить, справляться с неудачами и просто радоваться жизни. Это фундамент, который мы закладываем сегодня для развития и становления ребёнка в будущем. Роль родителя в этом процессе: Дети порой не слушают нас, но они вс

10 октября — Всемирный день психического здоровья. Эта дата отмечается ежегодно с 1992 года. Она призвана привлечь внимание к проблемам психического здоровья, повысить осведомленность о них и поощрить усилия по поддержке тех, кто испытывает проблемы в этой сфере.

Ведущий психолог БДФ «Виктория» Зоя Ордина рассказала, почему это важно в детско-родительских отношениях, как родителю вовремя заметить тревожные сигналы и помочь ребёнку.

Фото:  www.freepik.com
Фото: www.freepik.com

Забота о психическом здоровье в семье — фундамент отношений.

Мы всегда следим, чтобы наш ребёнок был сыт, одет по погоде и сделал уроки. Но как часто мы задумываемся о том, каково внутреннее состояние нашего ребёнка? Психическое здоровье — это не совсем про диагнозы, а скорее про невидимую опору, на которой держится уверенность в себе, умение дружить, справляться с неудачами и просто радоваться жизни. Это фундамент, который мы закладываем сегодня для развития и становления ребёнка в будущем.

Роль родителя в этом процессе:

Дети порой не слушают нас, но они всегда на нас смотрят, как бы сверяются и перенимают наши реакции и поведение. Так Жан Пиаже например описывал феномен запуска речи у ребенка — путем интериоризации. Это когда мама говорит слово, а ребёнок повторяет его; так складывается речь малыша, в том числе и его внутренний голос. Вот и с нашим поведением и эмоциями похожая ситуация. Дети как губка впитывают не только слова, но и наше состояние: нашу тревогу, раздражение, усталость или, наоборот, спокойствие и уверенность. Поэтому так важна забота о собственном психическом состоянии. То как мы относимся собственным ресурсам будет примером для ребёнка сейчас и во взрослом возрасте. Это не про эгоизм, а про экологию в отношениях с самими собой и близкими.

Язык симптомов: как «говорят» детские проблемы.

Дети редко говорят: «Мама, я в тревоге» или «Папа, я в апатии». Психика ребёнка говорит с нами на языке симптомов. Внезапная агрессия или плаксивость, частые «болезни» перед школой, потеря интереса к хобби, нарушения сна или аппетита, трудности с концентрацией — всё это может быть криком о помощи, который нельзя игнорировать. Это может быть не «плохое поведение», а сигнал: «Мне тяжело, я не справляюсь сам».

Фото:  www.freepik.com
Фото: www.freepik.com

Эмоциональная азбука – важная часть развития и отношений.

Часто ребёнок не может объяснить, что с ним происходит, просто потому что у него нет для этого слов. Задача родителей — помочь ему развить эмоциональный словарь. Когда мы называем чувства, мы даем ребёнку власть над ними. Вместо непонятного и страшного комка внутри появляется ясность: «А, это называется злость!». И тогда с этим уже можно что-то делать.

Как же это делать?

  • Проговаривайте его и свои эмоции: «Похоже, ты сейчас очень расстроен из-за сломанной игрушки», «Я вижу, ты прыгаешь от радости!», «Я сейчас немного раздражена, потому что устала».
  • Используйте метафоры: «Твоё настроение сейчас похоже на хмурую тучку или на весёлое солнышко?». Это помогает малышам визуализировать свое состояние. Для подростков мы, конечно, подбираем свои метафоры, главное, что бы они звучали от вас с заботой и уважением, а не с сарказмом (даже если очень хочется).
  • Читайте и обсуждайте: сказки, мультфильмы, фильмы — кладезь сюжетов про разные эмоции. Спросите: «Как думаешь, что чувствовал герой? А ты когда-нибудь чувствовал себя так же?». Это поможет обучить ребёнка эмпатии и саморефлексии через идентификацию с образами и персонажами.

Признаки, что пора к специалисту.

Многие родители задаются вопросом: «Это просто возрастное, или уже пора волноваться?». Главный критерий — стойкость и интенсивность симптомов, которые мешают жить самому ребёнку и его семье. Обращаться к психологу стоит, если вы на протяжении нескольких недель замечаете, что:

  • Эмоциональное состояние явно мешает учёбе и общению: постоянная подавленность, тревога, вспышки гнева, которые он не может контролировать.
  • Утрата интереса: он бросил все свои увлечения, которые раньше приносили радость, замкнулся в себе.
  • Изменения в режиме: стойкие проблемы со сном (бессонница, кошмары) или аппетитом (отказ от еды или переедание).
  • Регресс: появились симптомы или «детские» привычки, от которых он давно отказался (энурез, сосание пальца, откусывание ногтей).
  • Физические симптомы без медицинских причин: частые головные боли, боли в животе, тошнота, особенно перед школой или садом.
  • Высказывания, которые пугают вас: о собственной ненужности, бессмысленности, желании исчезнуть или «уснуть и не проснуться».

Важно помнить, что обращение к специалисту в такой ситуации — это не про «я не справился(ась), как родитель», а мудрое и ответственное решение, равноценное походу к хорошему педиатру. Как правило приход ребёнка к специалисту — это начало пути изменений во всей семейной системе. Где вы помогаете себе и ребёнку развить бесценные навыки — умение понимать себя и просить о помощи.

Простые шаги для укрепления психического иммунитета семьи.

Приятно, когда такой праздник выпадает на пятницу! Впереди выходные, которые вы можете провести все вместе. Что можно сделать уже в эти выходные?

  • Эмоциональный чекап: устройте вечерний пятиминутный ритуал. Спросите друг друга: «Что сегодня было самого приятного? А что было самым сложным?». Без оценок и советов, просто выслушайте.
  • Право на все чувства: Дайте ребёнку (и себе!) право злиться, грустить, бояться. Проговаривайте это: «Я вижу, ты злишься, это нормально. Давай подумаем, что мы можем с этим сделать».
  • Качество времени: Хотя бы 20 минут в день занимайтесь тем, что хочет ребёнок. Без телефона и нотаций. Просто будьте вместе.
  • Будьте «безопасной гаванью»: пусть ребёнок знает, что что бы ни случилось, дома его поймут, поддержат и помогут найти выход, а не осудят.
Фото:  www.freepik.com
Фото: www.freepik.com

Подросток и его психическое здоровье.

Подростковый возраст — это не просто «трудный возраст», это настоящая революция: и в теле, и в психике. Ребёнок стоит на мосту между детством и взрослостью, и этот мост часто качается от урагана гормонов, социального давления и поиска себя.

  • Уважайте его территорию. Личное пространство (и физическое, и цифровое) для подростка — это святое. Стучитесь в дверь его комнаты и в его душу. Прямые вопросы «Что случилось?» часто наталкиваются на стену. Гораздо эффективнее быть «рядом, но не в лоб»: совместная поездка в машине, просмотр сериала, просто молчаливое присутствие могут стать тем безопасным пространством, где он решится заговорить.
  • Примите его эмоции, даже если они кажутся неадекватными. Его мозг перестраивается, и миндалевидное тело (центр эмоций) часто берет верх над префронтальной корой (центром логики и контроля). Его реакции могут быть бурными и искренними. Ваша задача — не обесценивать («Да что ты из-за ерунды переживаешь!»), а стать «контейнером» для этих эмоций: «Я вижу, как ты зол. Это, должно быть, очень неприятно. Я рядом».
  • Говорите на его языке о самом главном. Подростковая психика уязвима как никогда. Именно в этот период обостряются риски тревожных и депрессивных расстройств, появляются мысли о самоповреждении. Открыто, но без давления, говорите о том, что:

- обращаться к психологу — это сильный и взрослый поступок;

- чувство одиночества и непонимания в этом возрасте испытывают почти все;

- вы всегда будете на его стороне, что бы ни случилось, и ваша любовь не зависит от его оценок или внешности.

Критически важные «звоночки» у подростка:

- резкое и стойкое снижение успеваемости;

- полная смена круга общения (особенно на подозрительный) или полная изоляция;

- разговоры о бессмысленности, усталости от жизни, желании «убежать»;

- появление порезов, синяков, ожогов на теле;

- резкие изменения веса (похудение, прибавка);

- пренебрежение гигиеной, своей внешностью;

- высказывания в соцсетях, наполненные безнадежностью и отчаянием.

Психическое здоровье в семье — это непрерывный процесс, который длится от первых улыбок малыша до сложных, но важных разговоров с подростком. Это самый ценный ресурс, который мы можем передать нашим детям. Давайте в эту пятницу и все последующие дни мы будем для них не просто родителями, а самыми чуткими союзниками и самой безопасной гаванью на свете.