🎨 Домашка в детском саду — это тревога на бумаге
Как не разрушить связь из-за детского рисунка
Есть горячие споры: нужны ли домашние задания в детском саду? Одни родители хватаются за голову — «это издевательство», другие говорят: «готовь сани с лета». Но как только звучит слово «всегда» или «никогда», можно быть уверенным: мы больше не слышим ребёнка, а спорим друг с другом.
🧠 А в это время ребёнок получает задание — нарисовать, вылепить, выучить. Вчера — просто солнышко, сегодня — любимую игру, завтра — свой город. Звучит мило. А теперь вообразим:
Ребёнок берёт в руки фломастер, а в голове — Pixar, GTA, Roblox, Рапунцель.
Он мечется между фантазией и моторикой. Рука дрожит. Получается — каракули.
А в голове — шепот: «Ты не такой. Ты не справился. Мама злится».
Вот он — момент встречи с реальностью. И здесь всплывает кляйнианское.
🎨 Почему не нало рисовать за ребёнка
В понятиях Мелани Кляйн это та точка, где ребёнок бессознательно проецирует свой страх разрушения хорошего объекта (родителя) — потому что он чувствует, что не справляется. И в этот момент особенно важно, чтобы взрослый выдержал.
Важно донести:
«Если ты не можешь нарисовать, это не значит, что ты плохой. Но я (мама/папа) не должна спасать тебя от неудачи. Мы проживем ее вместе. Я помогу нарисовать чуть-чуть»
Аналитик Роберт Васка в описании сессий с тяжёлыми пациентами говорит:
«Важно не поддаваться импульсу репарации преждевременно. Иногда родителю приходится выдерживать, что он — плохой объект в глазах ребёнка, чтобы тот смог пройти через свою тревогу» .
🪁 Что может сделать родитель?
1. 🧘 Не спасать, а быть рядом. Выдержать истерику, злость, критику: «Ты виновата, что у меня не получилось!»
2. 🧵 Не шить за ребёнка “плащ успеха”, а идти с ним в сад и сказать: «Да, у нас не получилось. Расскажем что и как и нас не получилось воспитателю и попробуем ещё».
3. 📐 Разводить фантазию и реальность: «Ты представлял башню, как в “Тачках”, а у нас пока вот такая. Хочешь научиться рисовать башню? Тогда надо учиться».
📌 Зачем всё это?
Не для оценки. И не для того, чтобы ребёнок стал «успешным». А для главного:
Научить жить с тревогой несовершенства. С миром, в котором не всё получается.
Именно из этого потом вырастает доверие к себе. Именно в этом вырастает рабочая функция Эго — способность выдерживать фрустрацию, связывать представления, двигаться дальше.
🎭 Домашние задания — не про перфекционизм. А про формирование психического.
Так же, как в кабинете аналитика: мы не «исправляем» клиента, а вместе смотрим на его «кривые линии», не отнимая у него авторства.
С уважением к каждой каракуле,