В истории российских железных дорог есть магистрали, ставшие осями развития целых регионов и страны в целом. Западно-Сибирская железная дорога — ярчайший пример такой линии. Став первым и ключевым звеном Великого Сибирского пути, она не только связала европейскую часть России с восточными окраинами, но и изменила экономическую и демографическую карту Сибири.
Решение о строительстве Западно-Сибирской железной дороги
В 1865 году было образовано отдельное Министерство путей сообщения, что стало следующим важным шагом в централизованном управлении масштабными инфраструктурными проектами, одним из которых в будущем стал Великий Сибирский путь.
Решение о возведении Сибирской железной дороги, общая протяженность которой должна была составить приблизительно 7,5 тысяч километров, было принято в марте 1891 года. Проект предполагал начало работ одновременно с двух направлений: от Челябинска, двигаясь на восток, и от Владивостока к Хабаровску. Таким образом, началась постройка Западно-Сибирской и Уссурийской железных дорог.
Ключевым этапом в реализации проекта стали масштабные работы изыскательских экспедиций, которые проводили тщательное обследование местности для определения оптимального маршрута будущей магистрали. Особую роль в этом процессе сыграла Пятая Колыванская партия под руководством Николая Георгиевича Гарина-Михайловского. В 1891 году эта экспедиция, после проведения комплексных изысканий, определила технически обоснованное место для сооружения железнодорожного моста через реку Обь — район у села Кривощеково. К концу 1891 года проект Западно-Сибирской железной дороги был готов.
Начало строительства ЗСЖД
Сооружение Великого Сибирского пути началось 7 июля 1892 года, когда стартовало строительство его первоочередного участка, соединившего Челябинск и Омск. Протяженность этой первой железнодорожной линии, которая стала одним из участков будущей магистрали, составляла приблизительно 800 километров. Развитие инфраструктуры шло высокими темпами: уже на следующий год, в 1893-м, на карте проекта появилась станция Обь. Именно с небольшого деревянного здания этой станции началась история будущего вокзала Новосибирск-Главный.
Работы велись высокими темпами, чему способствовал равнинный характер местности и применение облегченных технических условий на постройку этой магистрали. Ежегодно на сооружении магистрали было занято около 22 тысяч человек, которые всего за несколько лет справились с этой задачей.
Закладка железнодорожного моста через великую сибирскую реку Обь у села Кривощеково, состоявшаяся 20 июня 1894 года, стала отправной точкой в истории одного из важнейших объектов Транссибирской магистрали. Возведением этого важного сооружения изначально руководил талантливый инженер Г. М. Будагов. После его перевода на строительство Средне-Сибирской дороги эстафету принял инженер Н. М. Тихомиров, под чьим руководством работы были успешно завершены. Через три года, 5 апреля 1897 года, мост был сдан в постоянную эксплуатацию, что ознаменовало собой не только триумф инженерной мысли, но и рождение нового транспортного и экономического центра Сибири, который вырос в город Ново-Николаевск — будущий Новосибирск.
Открытие движения
В октябре 1894 года, всего через два года после начала строительства, было открыто временное движение поездов — от Челябинска до Омска стали ходить пассажирские и товарные поезда. Это стало возможным благодаря высоким темпам работ.
28 октября 1896 года считается днём рождения Западно-Сибирской железной дороги — в этот день магистраль была официально введена в постоянную эксплуатацию. На пост её первого начальника был утверждён В. М. Павловский.
После постройки Средне-Сибирской и Забайкальской магистралей Западно-Сибирская железная дорога стала одним из участков Великого Сибирского пути.
Магистраль стимулировала заселение и экономическое развитие прилегающих территорий. Рост как новых, так и существующих населённых пунктов обеспечивался за счёт создания паровозных депо, промышленных предприятий и развития торговли. Освоение сельскохозяйственных земель и месторождений полезных ископаемых, в свою очередь, определяло дальнейшие направления для прокладки новых железнодорожных линий.
Западно-Сибирская железная дорога сыграла важную роль в деле экономического развития Сибири и других регионов России, она выполняла перевозки для нужд обороны страны в году Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Выполняя стратегическую роль, она образует критически важный транспортный коридор, связывающий западные и восточные регионы страны. По состоянию на 2024 год коллектив магистрали насчитывает свыше 85 тысяч специалистов, чьим трудом обеспечивается её бесперебойная работа.
Узнайте больше о строительстве Великого Сибирского пути и посмотрите, как выглядел вагон IV класса начала XX века — в нашем выпуске.