Найти в Дзене
Анна Егорова

Загадочный Сальвадор Дали.

Этот большой холст, созданный в 1959 году, расписан с такой скрупулезной точностью, что походит на шедевр, созданный в студии Микеланджело, Леонардо или Рафаэля. Каждая мельчайшая деталь написана с изысканным реализмом, придающим фотографическое ощущение композиции в целом и Деве (она же Гала) в частности. Согласно католической легенде, как-то раз средневекового мексиканского крестьянина Хуана Диего посетило видение молодой женщины, пока он находился на холме в пустыне недалеко от Мехико. Женщина велела ему возвести церковь именно там, где они обратилась к нему. Когда он рассказал об этом событии местному епископу, тот попросил Диего предоставить доказательства, и крестьянину ничего не оставалось, как вернуться в пустыню, чтобы встретиться с Девой снова. Он рассказал ей о просьбе епископа, на что та ответила: «Принеси с собой эти розы, растущие позади тебя». Срезав несколько цветков, Диего обернул их в свое пончо и отправился назад. Раскрыв его вместе с епископом, вместо роз он обнаруж
Дева Мария Гваделупская
Дева Мария Гваделупская

Этот большой холст, созданный в 1959 году, расписан с такой скрупулезной точностью, что походит на шедевр, созданный в студии Микеланджело, Леонардо или Рафаэля. Каждая мельчайшая деталь написана с изысканным реализмом, придающим фотографическое ощущение композиции в целом и Деве (она же Гала) в частности.

Согласно католической легенде, как-то раз средневекового мексиканского крестьянина Хуана Диего посетило видение молодой женщины, пока он находился на холме в пустыне недалеко от Мехико. Женщина велела ему возвести церковь именно там, где они обратилась к нему. Когда он рассказал об этом событии местному епископу, тот попросил Диего предоставить доказательства, и крестьянину ничего не оставалось, как вернуться в пустыню, чтобы встретиться с Девой снова. Он рассказал ей о просьбе епископа, на что та ответила: «Принеси с собой эти розы, растущие позади тебя». Срезав несколько цветков, Диего обернул их в свое пончо и отправился назад. Раскрыв его вместе с епископом, вместо роз он обнаружил портрет Девы Марии, явившейся ему.

Именно поэтому на мафории, четырехугольной накидке Девы Марии, Дали изображает розы, а за головой Богородицы - семена подсолнуха, в которых при более внимательном рассмотрении можно заметить красные и зеленые драгоценные камни, являющиеся частью ее короны.

Портрет Катарины Корнелл
Портрет Катарины Корнелл
Макрофотографический автопортрет с явлением Галы
Макрофотографический автопортрет с явлением Галы
Галатея в момент творения
Галатея в момент творения
Аллегория закатного воздуха
Аллегория закатного воздуха

Костыль – один из самых важных образов у художника, который появляется во многих его работах. Страсть Дали к этому предмету проистекает из юношеского желания подложить костыль под грудь женщины, которую он видел работающей в поле. Это, прежде всего, символ реальности и якорь в основе видимого мира, обеспечивающий духовную и физическую стабильность в этой сумасшедшей жизни. Сам художник говорил, что клюка для него стала «значением жизни и смерти... поддержкой в неадекватности». В этой картине костыли служат не только бёдрами центральной фигуры, несущей мачту и паруса, с помощью которых она поднимается в воздух, но и своего рода контрфорсами, поддерживающими плоть правой ноги.

Тревожащая правая конечность фигуры выглядит словно куски мяса. Это соотносится с гастрономическим пристрастиями Дали, который, как известно, был гурманом и предпочитал каталонскую кухню. Ягодицы центральной фигуры изображены в виде дынь – впоследствии этот мотив будет повторяться в формах многих муз, отсылающим к изобилию фруктов в родном регионе художника в Испании.

Ультрамариново-корпускулярное Вознесение Богоматери
Ультрамариново-корпускулярное Вознесение Богоматери

Сфера, с которой поднимается Гала, символизирует одновременно Землю и атом. Последний является отсылкой к современным открытиям в физике элементарных частиц, которые очаровали Дали, и объяснением атомных / рогоподобных корпускул, обозначенных в названии работы.

Центр картины – это великолепно выписанный евхаристический стол, над которым находится фигура распятого Христа. Этот образ перенесён сюда с самого известного религиозного полотна Дали –
«Христос Святого Иоанна Креста», законченного годом ранее. Для фигуры позировал голливудский акробат и каскадёр Рассел Сондерс. Художник подвесил его к специальной раме в своей студии, чтобы увидеть, как выглядит тело под нужным углом и как на него воздействует сила тяжести.

Картину обрамляют массивы закрученных носорожьих рогов. Они настолько тяжелы, что, по мнению Рейнольдса Морса, главного покровителя Дали, наносят урон красоте этого произведения. Но никто не мог указывать Сальвадору Дали, как и что рисовать! И, возможно, у этой работы не было бы такого же воздействия, той же «шокирующей» ценности, того же сальвадоровского динамизма, если бы не водовороты из рогов носорога.

Вселенский собор
Вселенский собор
Лебеди, отражающиеся в слонах
Лебеди, отражающиеся в слонах