Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Ажурный дом. Самое необычное жилое здание Ленинградского проспекта

Еще этот удивительный шестиэтажный дом, отступающий от красной линии улицы и отделенный от тротуара сквериком, называют «Домом-аккордеоном» и домом Бурова. Последнее – по имени одного из авторов-архитекторов. И пройти мимо него равнодушным, если только хотя бы краем глаза его заметил, уже невозможно. Вообще я планировал написать две или максимум три статьи об архитектурных и исторических памятниках Ленинградского проспекта, а затем отправиться в другие районы Москвы, чтобы вернуться сюда позднее, когда с деревьев опадет листва, пока что мешающая рассмотреть детали многих домов. Но, чувствую, эти планы пошатнулись, и я задержусь здесь еще на несколько дней. И обязательно вернусь позднее снова, продолжив прогулку от Белорусского вокзала к Петровскому Путевому дворцу, о котором писал совсем недавно. Этот район, хотя и удален от центральных улиц Первопрестольной, наполнен замечательными историями и архитектурными жемчужинами. Отсюда не так-то просто уйти, оставляя на потом такую россыпь кр
Оглавление

Еще этот удивительный шестиэтажный дом, отступающий от красной линии улицы и отделенный от тротуара сквериком, называют «Домом-аккордеоном» и домом Бурова. Последнее – по имени одного из авторов-архитекторов. И пройти мимо него равнодушным, если только хотя бы краем глаза его заметил, уже невозможно.

Вообще я планировал написать две или максимум три статьи об архитектурных и исторических памятниках Ленинградского проспекта, а затем отправиться в другие районы Москвы, чтобы вернуться сюда позднее, когда с деревьев опадет листва, пока что мешающая рассмотреть детали многих домов.

Но, чувствую, эти планы пошатнулись, и я задержусь здесь еще на несколько дней. И обязательно вернусь позднее снова, продолжив прогулку от Белорусского вокзала к Петровскому Путевому дворцу, о котором писал совсем недавно.

Этот район, хотя и удален от центральных улиц Первопрестольной, наполнен замечательными историями и архитектурными жемчужинами. Отсюда не так-то просто уйти, оставляя на потом такую россыпь красоты.

-2

И сегодняшний мой архитектурный герой по достоинству…

…Можно назвать одним из красивейших домов Ленинградки

Но уж то, что он один из самых необычных и запоминающихся – не имеет совершенно никаких сомнений.

-3

За свой резной декор он получил прозвище «Ажурный дом».

Смотришь на него и крайне сложно определить, современный он или был возведен много десятилетий назад.

-4

А действительно, на секунду отвлекитесь от чтения и попытайтесь угадать, когда он построен? Даже не обязательно во всеуслышание, а просто чтобы проверить самих себя. А потом в комментарии напишите, насколько была остра ваша интуиция.

Дом этот, выстроенный в виде буквы «п», в действительности не молод, хотя в Москве я встречал несколько современных зданий с подобными архитектурными изысками. Кстати сказать, чем-то он мне напомнил Дворец Земледелия в Казани. Может, как раз этими резными деревами?

-5

Его построили в 1939-1940 годах по проекту архитекторов Бориса Николаевича Блохина и Андрея Константиновича Бурова

…Как экспериментальный проект типовой застройки

Идея была в том, чтобы удешевить работы и ускорить процесс массового возведения жилых домов, а стройки вести как летом, так и в студеные зимы.

Для этого на заводе изготавливались уже полноценно готовые железобетонные блоки, которые не было необходимости штукатурить или как бы то ни было еще облагораживать на стройплощадке. На месте из этих блоков, вес которых доходил до трех тонн, просто собирали каркас дома, как из конструктора.

При этом – а происходило все задолго до того, как с красотой и изяществом в архитектуре начнут безжалостно бороться – не забыли и об эстетике, гениально увязав ее с функционалом. Вот эта резная, ажурная растительность – не просто очередной элемент декора, а решетки, за каждой из которых скрывалось пространство лоджий.

(9 фото)

Пилястры в межоконных проемах оформили под мрамор и декорировали медальонами, а горизонтальные тяги украсили объемным орнаментом из листьев. Автором декора, явно напоминающего ушедший, но памятный и любимый многими модерн, выступил художник Владимир Андреевич Фаворский.

В доме был всего лишь один центральный подъезд, а в обе стороны от него на каждом этаже, кроме первого, расходились длинные коридоры, ведущие к квартирам, по 18 на этаж. Полы квартир с трехметровыми потолками…

…Выложили метлахской плиткой и дубовым паркетом

В облике его фасадов можно усмотреть даже намек на итальянское палаццо… недаром один из архитекторов, создавших этот необычный шедевр, Андрей Буров был учеником гениального русского и советского зодчего Ивана Владиславовича Жолтовского.

Иван Владиславович Жолтовский | Тайный фотограф Москвы | Дзен

Дом этот построили на месте, где раньше располагались хозяйственные постройки Центрального Московского ипподрома. Отсюда и еще один эстетический элемент, на сей раз расположенный возле дома.

(5 фото)

На первом этаже дома планировалось устроить продуктовый магазин, ресторан, парикмахерскую и детский садик с яслями. Вообще предполагалось, что здесь, как в домах-коммунах, не будут готовить на кухнях, а пища для жильцов станет готовиться в общей столовой на первом этаже.

(5 фото)

По сути, здесь должно было быть все, что нужно для жизни, но война помешала планам, и многое не успели доделать. Зато в подвале появилось бомбоубежище, спасшее жизни многим жильцам и этого, и окрестных домов.

Нужно, я думаю, вспомнить тех, кто здесь обитал, а были среди жильцов и знаменитые люди. К примеру, поэт, киносценарист и писатель Константин Михайлович Симонов. Есть даже легенда, что именно в этих стенах он написал свое знаменитое:

«Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет...»

А еще Герой Советского Союза, летчик-испытатель Михаил Михайлович Громов, цирковые артисты, наездники и дрессировщики Михаил и Дзерасса Тугановы, оперный певец Григорий Иванович Поляков.

Возведение этого здания велось как экспериментальное, но после войны к массовому крупноблочному строительству не вернулись, отдав предпочтение панельному. Дом же, как и многие другие подобные, разругали за «излишества». Удивительно, что среди критиков отметился даже Дмитрий Николаевич Чечулин, прозвавший Ажурный дом «разукрашенным недорогим аккордеоном».

Зато в наши дни его признали памятником архитектуры.

Ажурный дом
-9

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Буду очень рад вашим оценкам, репостам и комментариям. Они помогут другим читателям находить мои заметки.

-10

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!