Леволиберальная Европа трещит по швам с нарастающей силой. К давним бунтарям в лице Венгрии и Словакии, все более открыто «забивающим болт» на решения брюссельских евробюрократов, вот-вот может присоединиться, кто бы мог подумать - Франция. Один из двух главных столпов ЕС оказался в политико-экономическом кризисе, разрешение которого невозможно в условиях левой и левоцентристской политики. Что же до революций и переворотов, то здесь у французов имеется потрясающий исторический опыт.
Еще хуже обстоят дела на востоке ЕС, где в Чешской республике к власти пришел столь ненавистный леволибералам миллиардер Андрей Бабиш. На этом злоключения чешских левых не заканчиваются, так как на низком старте находится весьма радикальная партия «Автомобилистов» и вероятность ее прихода к власти растет с каждым днем.
Зелёной повестке - нет
По телеэкранам Чехии кочует предвыборный ролик Чешской партии автомобилистов, в котором главную роль брутального автомеханика играет автолюбитель и номинальный лидер партии Филип Турек. При этом в ролике озвучивается главный приоритет идущей к власти партии: перечисляет приоритеты партии: «Зелёной повестке - нет, поддержке автомобильной промышленности - да».
Показная грубость и мачистский напор - это именно то, что хотели продемонстрировать уставшим от «зеленой повестки» и «радужной» пропаганды чехам создатели и заказчики ролика.
В этом нет ничего удивительного, так как «Автомобилисты» находятся на грани прихода к власти в Праге в составе вероятного коалиционного правительства во главе с Андреем Бабишем. Победа чешского миллиардера на выборах на прошлой недели была обусловлена гневом населения против чрезмерного регулирования, инфляции и энергетического перехода.
Хотя 13 мест «Автомобилистов» сделали бы их младшим партнёром по сравнению с 80 местами Бабиша и 20 местами крайне правой СДП, это немалое достижение. Напомним, что партия появилась лишь три года назад, образовавшись как местное движение против распространения велосипедных дорожек в Праге. Её послание о четырёх колёсах явно нашло отклик в автомобильном регионе Шкоды, где ископаемое топливо движет энергетический баланс, а экономика является ключевым звеном в цепочке поставок Das Auto (VW). Географическая политика также сыграла свою роль - автомобилисты в небольших городах и районах с ограниченным доступом к автомагистралям голосовали за партию Турека.
Пора начинать бояться
Леволибералы, несомненно, придут в ярость от таких лозунгов, как «Автомобиль, уголь и корона», а также от перспективы более широкого нелиберального поворота. Однако главный урок для них состоит в том, что игнорирование привлекательности дорожной ярости и свободы становится всё более опасным для истеблишмента, будь то партии, занимающиеся одной темой, как чешские «Автомобилисты», или польская Партия водителей (лозунг - «Мы сами управляем своей жизнью»), или другие формы агитации.
Уже упомянутая выше Франция хороший пример ситуации, когда благостные и покорные любители велосипедов в Париже столкнулись лицом к лицу с отчаявшимися и зависимыми от автомобилей «Жёлтыми жилетами». Тогда протест оказался вполне успешным, и их беспорядочные и жестокие протесты привели к отмене ограничений скорости и налогов на топливо.
А на последних выборах в Европарламент «Зелёные» уступили позиции консерваторам и правым, которые воспользовались неспособностью либералов и центристов решить проблемы нехватки жилья и высокой инфляции. Чешские «Автомобилисты» получили на этих выборах два места.
Гендерный разрыв?
Столкнувшиеся с проблемой леволибералы вынуждены констатировать, что успех «Автомобилистов» также является свидетельством растущего гендерного разрыва, что ведет к смешиванию антизеленой и проавтомобильной политики с разразившимися в мире войнами идентичности и культур с приходом идеологии MAGA.
По словам эксперта аналитического центра Europeum Мартина Вокалека, демографический перекос партии в основном мужской, что перекликается с исследованием европейских выборов 2024 года, которое выявило беспрецедентный рост поддержки крайне правых, особенно среди молодых мужчин. Причины включают в себя более широкое чувство гендерного недовольства и снижение статуса, усиленное социальными сетями. Так, канал Турека в интернете полон гонок и классических автомобилей, которые, похоже, нравятся как мальчикам-гонщикам, так и автолюбителям, которые оплакивают давно ушедшую эпоху качественных (и доступных) машин.
Паника в левом лагере
Автомобильный политический ренессанс рассматривается леволибералами как угроза. Однако, даже в этом случае, они не готовы признать, что происходящие изменения способны положить конец левому, радужно-зеленому политическому мейнстриму. Они по-прежнему придерживаются мнения, что тренд глобального развития окончательно выбран, и свернуть с него уже не удастся никому. По их мнению, последние события - лишь эксцессы связанные с недостаточным качеством проведения в жизнь радужно-зеленого курса, устранение которых не составит проблем.
«Негативная реакция на „Зелёный курс“ ЕС может служить барометром того, когда политика опережает общество, - говорит бывший политическим советником покойного президента Чехии Вацлава Гавела Иржи Пехе. - Даже если крайне маловероятно, что соглашение по климату когда-либо будет отменено, среди политиков явно больше готовности двигаться медленнее в достижении его целей. Лучший способ для основных политических партий не сбиться с пути - это внимательнее прислушиваться к своим избирателям, а не навязывать идеи сверху».
Возможно, еще год назад подобное мнение могло бы быть удостоено внимания, однако сегодня доводы Пехе звучат скорее как заклинание, а не рецепт решения проблемы. Проблема же заключается в том, что леволибералам катастрофически нечего предложить населению стран Европы кроме навязшей в зубах «зеленой повестки», гендерной и мигрантской историй, а также прочих подобных идей. Отсутствие свежих предложений накладывается на ухудшение политико-экономической ситуации для большинства социальных групп европейцев. При этом, вместо ответов на вопросы: почему мне запрещают пользоваться автомобилем, почему растут цены, почему я не могу спокойно пройти по городу из-за банд мигрантов и пр., они слышат все те же увещевания о необходимости снижения выбросов СО2, толерантности ко все тем же мигрантам, представителям «радужного» сообщества и т. п.
Создается ощущение, что леволибералы до сих пор не поняли, что маятник настроений в западном мире дошел до своей крайней точки и уже начал движение в обратном направлении, а это значит, что говорить о каком-то мейнстриме уже достаточно поздно, да и просто бессмысленно.