Найти в Дзене
Автомобилист

Можно ли смешивать моторные масла разных производителей? Ответ вас удивит.

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые автолюбители! Вопрос о смешивании масел – это настоящий камень преткновения на любом автомобильном форуме. Одни кричат: «Ни в коем случае, двигатель сразу сломается!». Другие отмахиваются: «Лью что под руку попадется, и ничего, ездит».

А ведь ситуация жизненная. В гараже осталась литровая канистра масла от прошлой замены. В багажнике – еще пол-литра другого бренда, купленного на долив. И вот подходит время очередной замены, а у вас на руках этот «коктейль». Или, что еще хуже, вы едете по трассе, загорается лампочка низкого уровня масла, а на ближайшей заправке нет именно вашей марки. Что делать?

Давайте раз и навсегда, без «гаражных» мифов и страшилок, разберемся в этом вопросе. Я постараюсь объяснить все максимально просто, и, уверяю вас, итоговый вывод будет для многих неожиданным.

Что вообще такое моторное масло?

-2

Чтобы понять, можно ли что-то смешивать, нужно знать, из чего оно состоит. Если совсем упростить, любое современное масло – это два главных компонента:

  1. Базовая основа. Это, по сути, само масло. Оно бывает минеральным (продукт переработки нефти), синтетическим (созданное в лаборатории) или полусинтетическим (смесь первого и второго). Основа отвечает за смазку и отвод тепла.
  2. Пакет присадок. Это сложный химический «коктейль», который и делает из простой основы высокотехнологичный продукт. Присадки бывают моющие (очищают двигатель от нагара), противоизносные (создают защитную пленку), антикоррозионные, антивспенивающие и многие другие. У каждого производителя свой уникальный «рецепт» этого пакета.

Именно в этом пакете присадок и кроется корень всех споров.

Теория: что говорят стандарты?

-3

Начнем с официальной части. Существуют международные стандарты качества масел – самые известные это API (Американский институт нефти) и ACEA (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Чтобы получить допуск по этим стандартам, масло должно пройти множество тестов. И один из обязательных тестов – тест на смешиваемость.

Да-да, вы не ослышались. Любое сертифицированное масло по определению должно без проблем смешиваться с любым другим сертифицированным маслом. Это требование введено как раз для экстренных ситуаций. Чтобы, долив на трассе масло другого бренда, вы не получили в картере свернувшуюся массу или пену.

Так что, можно смело смешивать и не волноваться? Не торопитесь. Теория – это одно, а практика – совсем другое.

Практика: два разных сценария

-4

Здесь мы подходим к самому главному. Ситуации бывают разные, и ответ на наш вопрос зависит именно от них.

Сценарий 1: Экстренный долив

Представьте: вы на трассе, до ближайшего города 100 километров, и вдруг загорается масленка. Уровень на минимуме. На единственной заправке есть масло подходящей вязкости (например, у вас залито 5W-30, и на полке стоит тоже 5W-30), но совершенно другого производителя.

Что делать? Ответ однозначный: доливать и не сомневаться!

Последствия езды с низким уровнем масла несоизмеримо хуже любых потенциальных проблем от смешивания. Масляное голодание способно привести к серьезным повреждениям двигателя за очень короткое время. А долив литра другого, но подходящего по вязкости масла, позволит вам спокойно доехать до сервиса. Двигатель этого даже не заметит.

Это как раз тот случай, для которого и придумали тесты на смешиваемость. Масла не вступят в конфликт, не выпадут в осадок. Да, итоговый пакет присадок будет уже не таким сбалансированным, но свою главную функцию – смазывать детали – масло выполнять будет.

Сценарий 2: Смешивание для постоянной езды

-5

А вот это совсем другая история. У вас есть, скажем, 2 литра одного масла и 2 литра другого. Вы хотите смешать их в канистре и залить в двигатель при плановой замене, чтобы сэкономить.

Делать так категорически не рекомендуется. И вот почему.

Вспомните про пакеты присадок. У каждого производителя своя, годами выверенная формула. Одна присадка усиливает действие другой, третья – нейтрализует побочные эффекты четвертой. Это сбалансированная система. Когда вы смешиваете масла от разных брендов, вы смешиваете и эти «рецепты».

Что получится в итоге? Никто не знает. Возможно, моющие присадки одного бренда начнут конфликтовать с противоизносными присадками другого. Химические компоненты могут частично нейтрализовать друг друга. В результате полученная смесь, скорее всего, будет иметь характеристики хуже, чем у каждого из масел по отдельности.

Представьте, что вы смешали два разных сложных соуса. Продукт не станет непригодным, но его вкус и свойства будут непредсказуемы. Так же и с маслом: двигатель от такой смеси моментально не выйдет из строя, но его ресурс и защита от износа могут снизиться. Вы теряете те самые свойства, за которые платили деньги, покупая качественное масло.

Золотые правила смешивания (если очень нужно)

-6

Итак, подведем итог и сформулируем простые правила:

  1. Экстренный долив – можно и нужно. Главное, чтобы совпадала вязкость (не лить 10W-40 в 5W-30) и тип основы (синтетику к синтетике). Это меньшее из двух зол.
  2. Плановая замена – только однородный продукт. Никогда не смешивайте разные масла для постоянной эксплуатации. Экономия мнимая, а риски для двигателя реальные.
  3. Лучше долить масло той же вязкости, но другого бренда, чем той же марки, но другой вязкости. Вязкость – ключевой параметр.
  4. Смотрите на допуски. Если у вас под рукой оказалось два масла с одинаковым допуском от производителя вашего авто (например, VW 504.00 или MB 229.5), то их смешивание в экстренной ситуации будет наиболее безопасным.

Так в чем же неожиданный ответ?

А он в том, что всеобщий страх перед смешиванием масел сильно преувеличен. Сама по себе смесь не превратится в гудрон и не «убьет» мотор мгновенно, как пугают многие «знатоки». Современные масла на это рассчитаны.

Главная проблема в другом: смешивая масла на постоянной основе, вы получаете продукт с неизвестными и ослабленными свойствами. Вы лишаете двигатель той защиты, которую заложили в него инженеры-химики.

Поэтому относитесь к смешиванию как к запасному парашюту. Хорошо, что он есть на крайний случай, но пользоваться им на регулярной основе точно не стоит. Заливайте в двигатель качественное масло одного бренда, меняйте его вовремя, и он прослужит вам верой и правдой многие сотни тысяч километров.

Удачи на дорогах