Мир Рунтерры существует в физической вселенной, где звёзды были созданы существом по имени Аурелион Сол. Планеты сформировались из частиц его хвоста и космической пыли. Этот мир пронизан магией: реальность живых тесно переплетена с миром духов. Сама Рунтерра была сотворена при помощи рун силы — отсюда и её название.
Изначально её населяли небесные существа вроде Бардa и Сораки, духи, подобные Киндрэд, и демоны, среди которых — Таам Кенч и Эвелинн.
Параллельно с Рунтеррой существует мир Бездны, где властвуют Хранители (в оригинале — Watchers). Это древние существа, дремавшие миллиарды лет, пока свет звёзд из вселенной Аурелиона Сола не проник в их мир и не пробудил их. Свет раздражает Хранителей, и они стремятся погасить его, чтобы вновь погрузиться в вечный сон.
Почему именно на Рунтерре грань между реальностью и Бездной истончается — неизвестно. Но именно из-за этого обитатели Бездны способны проникать в наш мир. Чем глубже под землёй, тем тоньше эта грань — поэтому существа Бездны нередко вырываются из-под поверхности.
Бездну нельзя назвать злом в привычном понимании — это мир, где отсутствует понятие морали. Его существа не признают законов физического мира и движимы лишь жаждой уничтожения всего живого.
Есть теория, что саму Рунтерру создали небесные существа как барьер — чтобы противостоять натиску Бездны и предотвратить её вторжение.
Исконная Земля (9000 лет до основания Ноксуса)
На небольшом континенте, который ныне зовётся Ионией, шла война между небесными гигантами и смертными. Победа смертных стала возможной благодаря вмешательству Вастайи и Рея — существ, способных существовать одновременно в материальном и духовном мирах. Они некогда были людьми, но приняли в себя силу духов и стали бессмертными оборотнями.
После войны они стали жить среди смертных, и от смешения их крови родился народ вастайцев. Об этом времени известно немного: лишь руины гигантских статуй и мечей, торчащих из земли, напоминают о той эпохе.
Война Трёх Сестёр (8000 лет до основания Ноксуса)
На севере произошла легендарная Война трёх сестёр — Аваросы, Сирильды и Лиссандры. Они победили древних богов севера и основали единое королевство, но между ними вспыхнул конфликт, который едва не уничтожил весь Фрельйорд.
Под цитаделью Лиссандры, во льдах, заточены Хранители, рвущиеся в наш мир. Именно Лиссандра первой вступила с ними в контакт и заключила сделку: в обмен на возможность проникновения в Рунтерру Хранители наделили её народ силой Хладорожденных — стойких воинов, способных управлять истинным льдом.
Сёстры выступили против неё, и в последней битве Лиссандра пожертвовала союзниками, чтобы заточить врагов и Хранителей во льду. Но, быть может, всё было не так просто — возможно, она лишь использовала силу Бездны, чтобы победить своих сестёр, а затем обманом заточила и Хранителей, и своих же воинов.
Теперь истинный лёд тает, и древний ужас может проснуться вновь.
Переселение на запад (6000 лет до основания Ноксуса)
Народ из забытых восточных земель прибыл на запад, к берегам Шуримы и Ионии. Они принесли с собой древние знания и культуру, хотя большая часть мудрости была утрачена по пути.
С этого времени начинается история великой Шуримской империи.
Боги-воители (5000 лет до основания Ноксуса)
Небесные существа — Целиастиалы — подготовили мир к великой войне и создали через солнечный диск в Шуриме первых Вознесённых — богоподобных воинов. Они должны были защищать мир от угроз Бездны. Вознесённые основали великую империю, просуществовавшую тысячи лет.
Восстание Икатии (2500 лет до основания Ноксуса)
Провинция Икатия подняла мятеж против власти Шуримы. Когда империя послала против них армию Вознесённых, икатийцы открыли портал в Бездну. Монстры, вырвавшиеся оттуда, уничтожили город и почти весь регион, прежде чем были остановлены. С этого момента Бездна обрела связь с реальностью Рунтерры.
Вознесение Азира и падение Шуримы (2000 лет до основания Ноксуса)
Император Азир готовился пройти ритуал вознесения, но его приближённый Зерат предал его. Ритуал сорвался, солнечный диск был разрушен, и великая империя Шуримы пала. Спустя тысячелетия Азир воскрес, подняв из песков древний город, чтобы возродить империю.
Война Даркинов (550 лет до основания Ноксуса)
После падения Шуримы Вознесённые лишились лидера и начали междоусобные войны. Со временем они исказились под влиянием Бездны и стали известны как Даркины — падшие боги, несущие разрушение.
Войне положил конец Тарик, один из Вознесённых, который уничтожил почти всех Даркинов. Немногие выжившие были заключены в собственное оружие.
Правление Железного Призрака (400 лет до основания Ноксуса)
Полководец Мордекайзер, обманом воскресивший себя, начал завоевание мира. После его падения дух Мордекайзера остался в мире мёртвых, где он собирает армию душ, чтобы вновь вернуться и править живыми.
Погибель (25 лет до основания Ноксуса)
Катастрофа на Благословенных островах разрушила границу между миром живых и мёртвых. Души оказались в ловушке вечных страданий, а острова стали известны как Сумрачные. Причиной, вероятно, стал падший король, пытавшийся вернуть к жизни свою возлюбленную.
Рунические войны (13 лет до основания Ноксуса)
После катастрофы на островах множество опасных артефактов — мировых рун — попало в руки смертных. Началась череда магических войн, приведших к катаклизмам, опустошившим континент. Эти события стали причиной основания Империи Ноксуса, где выжившие народы объединились ради выживания.
Основание Демасии (2092 год после основания Ноксуса)
Герой Орлан увёл свой народ на запад, спасаясь от магии Рунических войн. Они основали Демасию в лесу, где деревья впитывали магию. Поэтому демасийцы запретили магию навсегда, считая её источником бедствий.
Ноксус становится империей (349 год после основания)
После серии завоеваний Ноксус превратился в огромную империю, объединившую множество народов под одним знаменем. Несмотря на воинственность, Ноксус стал символом порядка, процветания и сильного государства.
Трагедия на реке Пилт и рождение Пилтовера (772 год)
На месте древнего купеческого города Заун обрушился огромный инженерный проект — Врата Солнца. Город провалился под землю, а на его руинах был построен новый — Пилтовер, символ прогресса и технологий.
Основание Билджвотера (787 год)
На Змеиных островах был основан свободный порт Билджвотер — пристанище пиратов, торговцев и авантюристов. Этот город стал местом, где законы практически не действуют, а свобода ценится выше всего.
Вторжение Ноксуса в Ионию (984 год)
Под командованием генерала Борама Дарка Ноксус начал полномасштабное вторжение в Ионию. Первые успехи сменились затяжной партизанской войной. Ионийцы не вступали в открытые бои, атакуя внезапно и исчезая, что сделало кампанию Ноксуса одной из самых кровопролитных в его истории.