Каждый фотограф хочет иметь хорошие светосильные объективы, это статусно, комфортно и часто просто необходимо для некоторых жанров фотографии. Действительно, светосильная оптика в любом случае лучше, чем «темная», однако ее выгодами еще надо суметь правильно воспользоваться. Предлагаем ознакомиться с некоторыми интереснейшими фактами, которые окажутся хорошим подспорьем при знакомстве начинающего фотографа с миром светосильных объективов.
1. Светосильными объективами можно считать зум-объективы с возможностью открытия диафрагмы (светосилой) до значений 4, 3.5, 2.8 и больше. А также к ним относятся дискретные объективы (с постоянным фокусным расстоянием) со светосилой: 2, 1.4, 1.2 и больше. Светосила объектива — это максимальная диафрагменное число, до которого может открыться объектив. При этом само диафрагменное число — это коэффициент затемнения (сколько объектив теряет света при пропускании светового потока идущего к кадру), рассчитанный как результат деления фокусного расстояния объектива на диаметр пропускного отверстия объектива (фактически диаметр диафрагмы).
2. Любой многолинзовый объектив, не важно зум или с фиксированным фокусным расстоянием, будет давать наивысшее качество изображения в диапазоне диафрагм от f 8 до f 11. Чем больше от указанного оптимального значения фотограф будет открывать диафрагму, тем менее качественное изображение он будет получать. Другими словами, бюджетный зум 18-55 мм при закрытой до f 11 диафрагме даст более качественное изображение, чем очень дорогой светосильный объектив на диафрагме f 1.2. Это не брак, просто законы физики неумолимы и при открытой диафрагме неминуемо растут хроматические аберрации, снижающие качество получаемой фотографии. Связано это с большой кривизной краевых участков линз, которые проявляют себя при полностью открытой диафрагме, когда оптика работает не своим центром, а всей поверхностью линз. Лучи на краях линз преломляются под очень большим углом и появляется интерференция света — разложение белого луча на спектр цветных (на радугу). Но при недостатке света светосильный объектив позволит за счет полностью открытой диафрагмы получить снимок на более короткой выдержке, тем самым избегая смаза изображения. Более того, в темном помещении камера со светосильным объективом будет фокусироваться на порядок быстрее и точнее, так как любая автофокусная камера наводится на резкость при полностью открытой диафрагме и чем больше в камеру попадает света, тем быстрее и уверенней работает автофокус. В общем, не надо без необходимости сразу открывать светосильный объектив на полную. Если света вокруг достаточно, то стоит немного прикрыть диафрагму ради повышения качества кадра.
3. Действительно, чем сильнее будет открыта диафрагма, тем больше будет при всех прочих равных условиях (дистанция съемки до объекта съемки, дистанция до фона, фокусное расстояние объектива) размыт фон. Однако стоит признать, что увеличение фокусного расстояния или уменьшение дистанции до объекта съемки многократно сильнее размывают фон, чем переход к более открытым диафрагмам. При этом можно избежать потери качества изображения, свойственного съемке на полностью открытой диафрагме. Объектив 135 мм со светосилой f 1.8 размоет фон за моделью гораздо сильнее, чем объектив 50 мм со светосилой f 1.2. В поясном портрете при применении одного и того же объектива фон будет размыт гораздо сильнее, чем в ростовом. Эти простые правила проявляются при съемке широкоугольным объективом и телевиком. Например, даже при диафрагме f 2.8, снимая объективом 14 мм очень сложно найти признаки размытия фона. Но стоит взять обычный зум 70-300 мм и сделать пару кадров на положении 300 мм и диафрагме f 5.6, и фон сразу будет размыт до неузнаваемости. А макрофотография, когда расстояние до объекта съемки минимальны, демонстрирует полное размытие фона, а иногда и части объекта съемки, даже на диафрагме f 32.
4. В светосильной оптике, особенно портретных объективах, большое внимание уделяется точности установки и сборки, а также самой форме диафрагменного узла. В результате мы получаем оптику с качественным и красивым боке. Боке — это характер размытия изображения в зоне нерезкости. Качественное боке светосильного портретного объектива выражается в плавном размытии фона без проявления на нем артефактов в виде колец, шестиугольников, закручиваний, резких контуров вокруг бликов и других ненужных фактур. Ведь фон в портрете размывается намеренно, чтобы не отвлекать внимания от лица портретируемого. Бытует мнение, что идеально круглая диафрагма из большого количества лепестков непременно даст хорошее боке. К сожалению, это не всегда справедливо, так как, если сам диафрагменный узел стоит не точно в расчетном месте, то на фоне появятся идеально круглые, но хорошо различимые окружности. При этом есть оптика с пятилепестковой диафрагмой, но лепестки ее имеют специальную сложную форму, позволяющую оставаться диафрагме идеально круглой на любом значении. Также есть дорогая оптика с диафрагмой, отверстие которой напоминает собой многоконечную звезду и при этом имеющую прекрасное боке. В общем, однозначно определить качество боке по внешнему виду диафрагмы в объективе просто невозможно.
5. Работа над улучшением качества картинки при съемке на полностью открытых диафрагмах идет постоянно. Сегодня в оптике применяются так называемые асферические линзы, позволяющие значительно снизить уровень хроматических аберраций при съемке на открытой диафрагме. Разрабатываются новые марки низкодисперсионных стекол, проводится модернизация оптических схем светосильных объективов. Все эти меры привели к значительному росту качества изображения светосильной оптики. Сегодня фотографу сложно заработать и по этой причине многие пытаются экономить, приобретая старые светосильные объективы предыдущих поколений на вторичном рынке. Не стоит ожидать чуда, современные объективы при равной светосиле дадут многократное преимущество по качеству получаемого изображения.
В качестве итога можно отметить, что современный светосильный объектив при правильном его применении многократно оправдает вложенные в него средства. И чем современней будет модель выбранного объектива, тем больше положительных эмоций испытает его владелец при работе с ним.
А вы часто снимаете на полностью открытой диафрагме?
Как часто вам приходится использовать неавтофокусные светосильные объективы?
© Автор: Илья Лукьянов, "Яркий фотомаркет", 2025 г.