Роберт Раушенберг «Стертый рисунок Де Кунинга»
Robert Milton Ernest Rauschenbe "Erased de Kooning Drawing"
1953, 64,1 × 55,2 см.
SFMOMA, Сан-Франциско
🔻
В 1953 году молодой Раушенберг попросил у своего влиятельного друга Виллема де Кунинга рисунок — чтобы стереть его. Тогда это ещё не имело названия, позже закрепилось понятие erasure art — направление, где уничтожение становится актом созидания. Стирают не только изображения, но и тексты: поэты берут страницу книги и оставляют лишь отдельные слова, создавая новый смысл за счёт того, что исчезло. Раушенберг неделями методично работал ластиком, превращая рисунок кумира в почти пустой лист. Это был не жест разрушения, а жест переопределения.
🔻
В то время в США господствовал абстрактный экспрессионизм, живопись «больших жестов», где личная энергия художника воплощалась в краске и мазке. Раушенберг же сделал обратное: его жест заключался в устранении следов. В этом парадоксе и скрыт смысл работы — она говорит не о власти художника, а о возможности искусства существовать как идея, а не как объект. Многие критики считали это провокацией, но именно провокация открыла дорогу новому искусству.
🔻
Сегодня «Стертый рисунок» — важная точка отсчёта для дискуссий о границах творчества. Он ставит вопрос: что ценнее — рука мастера или мысль? Стирая де Кунинга, Раушенберг как бы сделал его соавтором концептуализма. И это уникальный случай в истории: произведение создано через добровольное уничтожение работы другого художника, причём одного из самых влиятельных своего времени.
🔻
Хотя «Стертый рисунок» никогда не продавался, рыночные рекорды обоих впечатляют. Картина де Кунинга Interchange ушла за $300 млн, Woman III — за $137 млн. У Раушенберга максимум зафиксирован в 2019 году: Buffalo II на аукционе Christie’s продана за $88,8 млн. Эти цифры показывают, что даже «пустота» способна стоить миллионы, если за ней стоит идея
#РобертРаушенберг