Поход в кино был одним из главных и любимых развлечений советских граждан. Вечерами у кинотеатров за билетами, стоившими по 30-50 коп., скапливались огромные очереди. Актеров кино в народе боготворили, а журнал "Советский экран" выходил огромными тиражами.
Особой популярностью пользовались драмы, мелодрамы, фильмы про войну, разведчиков и комедии, а перед сеансами неизменно крутили сатирический журнал "Фитиль". Самые интересные фильмы зрители ходили смотреть по несколько раз. В отличие от западных стран и современности, успех той или иной картины в СССР измеряли не в кассовых сборах, а в количестве проданных билетов (зрителей).
Большинство абсолютных хитов советского кинопроката с 1950-80-х годов как боевик "Пираты XX века" (87,6 млн зрителей), мелодраму Москва слезам не верит (84,4 млн), комедии "Бриллиантовая рука" (76,7 млн), "Кавказская пленница" (76,5 млн) и многие другие россияне по-прежнему помнят и искренно любят.
Однако не все лидеры проката советских лет смогли выдержать испытание временем. Некоторые такие фильмы, в основном военные драмы, фильмы про председателей колхозов и с излишней пропагандой, сейчас уже почти забыты и неизвестны среди молодого поколения.
Сегодня мы составили подборку таких кинолент, как критерий забытости использовав число голосов за соответствующий фильм менее 6000 на портале Кинопоиск.
6. Женщина, которая поёт (1978)
Музыкальный фильм, снятый "Мосфильмом", незатейливо показывает полный успехов и неудач жизненный путь вымышленной эстрадной певицы Анны Стрельцовой, которую сыграла находившаяся на пике популярности Алла Пугачева. Собственно, именно из-за нее зрители, в основном женская половина, и шли в кино. По ряду публикаций, фильм отчасти автобиографичный для самой "Примадонны".
Несмотря на 55 млн зрителей, посмотревших фильм, и первое место по посещаемости за 1978 год, картина не вошла в Топ-20 лучших фильмов по опросам "Советского экрана" (редкий случай) в связи с его низкой художественной ценностью. По этой же причине фильм сейчас почти забыт.
5. ЧП - Чрезвычайное происшествие (1959)
Совместный проект киностудий им. М. Горького (Москва) и А. Довженко (Киев) с Вячеславом Тихоновым в главной роли рассказывает про захват под надуманным предлогом советского танкера в нейтральных водах тайваньскими военными. Матросам кнутом и пряником предлагают написать прошение о политическом убежище. Большинство отказались сотрудничать, но нашлись и перебежчики. Фильм основан на реальном инциденте с захватом советского судна в 1954 году.
Картина стала лидером годового кинопроката - ее посмотрели 47,4 млн зрителей, а также самым кассовым фильмом, снятым на студии им. Довженко. Однако из-за явного пропагандистского характера постепенно картина была забыта вместе с инцидентом.
4. Бабье царство (1967)
Драма режиссёра Алексея Салтыкова от киностудии "Мосфильм" без прикрас рассказывает о судьбе колхозницы Дарьи Васильевны (Римма Маркова), живущей в деревне в период ВОВ от ее занятия немцами и до освобождения Красной армией. Она лишилась сына, родного дома, не дождалась мужа с фронта, но в конце её избрали председателем местного колхоза.
В прокате фильм посмотрели 49,6 млн зрителей - 4 место в 1968 году. Однако картина оказалась тяжелой и депрессивной, и позднее ее редко показывали по ТВ.
3. Сильные духом (1967)
Двухсерийная шпионская драма Свердловской киностудии (режиссёр Виктор Георгиев) по роману Дмитрия Медведева рассказывает про советского разведчика под прикрытием Николая Кузнецова (Гунар Цилинский), который во время ВОВ ведет разведывательно-диверсионную работу в тылу вермахта в захваченной части УССР.
Фильм посмотрели 55,2 млн человек - каждый четвёртый житель СССР на тот момент. Кинокартина стала самым кассовым фильмом Свердловской киностудии. Сейчас же фильм мало кто вспоминает из-за его скучности. Кроме того, в 1986 году была снята более современная экранизация - телефильм "Отряд специального назначения".
2. Цыган (1967)
Это первая экранизация одноименной повести Анатолия Калинина, снятая Евгением Матвеевым на киевской киностудии им. Довженко. Она рассказывает о вдове Клавдии Пухляковой (Людмила Хитяева), которая подобрала и усыновила мальчика во время ВОВ. Однако спустя 17 лет в её жизни появляется цыган Будулай (его сыграл сам режиссёр), который оказывается отцом подросшего юноши.
В прокате фильм посмотрели 55,6 млн зрителей, а Матвеев и Хитяева стали лучшими актёрами по опросу журнала "Советский экран". Тем не менее, после выхода второй экранизации 1979 года с Кларой Лучко и Михаем Волонтиром это фильм оказался забыт.
1. Русское поле (1971)
Драма Николя Москаленко, снятая на "Мосфильме", лидировала в прокате 1972 года, заняв 2 место с 56,2 млн зрителей (22 место за всю историю советского кинопроката).
Однако сейчас о фильме почти никто не вспоминает, поскольку его сюжет был слишком стандартным и изобиловал разнообразными клише.
После долгих лет совместной жизни муж Авдей (Леонид Марков) уходит от сельской трактористки Федосьи (Нонна Мордюкова), полюбив другую. Федосья тяжело переживает предательство, и только поддержка сына Филиппа и односельчан помогают ей выстоять. Вскоре Филиппа забирают в армию в пограничные войска. Но и здесь судьба преподносит Федосье тяжелый удар, когда Филипп становится жертвой конфликта между СССР и Китаем на острове Даманском.
👍 Подпишись, ставь лайк, комментируй!