Найти в Дзене
Наука и фантастика

Ханс Циммер - мэтр фантастической киномузыки

В сети встретилось фото: тринадцатилетний Ханс Циммер (р. 1957) рядом с синтезатором MOOG MODULATOR. Кто же не знает киномузыку Циммера? Она звучит более чем в 150 фильмах, среди которых - мировые блокбастеры, уже ставшие киноклассикой ("Король Лев", "Человек дождя", "Гладиатор"). Если брать только фантастику, можно сразу вспомнить «Начало» Кристофера Нолана, «Интерстеллар» Нолана, «Робот по имени Чаппи» Нила Бломпампа, «Дюна» Дени Вильнёва (1 и 2 части уже вышли). А как он шел к этим достижениям? Циммер родился в Германии, но учился некоторое время в Швейцарии, и с подросткового возраста жил в Англии. В музыке он считает себя в основном самоучкой, уверяя, что уроки игры на фортепиано брал всего лишь в течении двух недель, и его выгоняли из восьми учебных заведений. Возможно, это преувеличение. В высоком профессионализме Циммеру отказать невозможно. Помимо природной одаренности, для создания музыки нужно много чего знать и много чем владеть практически. С ранних лет Циммер играл на
Оглавление

В сети встретилось фото: тринадцатилетний Ханс Циммер (р. 1957) рядом с синтезатором MOOG MODULATOR.

Ханс Циммер. Фото 1970 года
Ханс Циммер. Фото 1970 года

Кто же не знает киномузыку Циммера?

Она звучит более чем в 150 фильмах, среди которых - мировые блокбастеры, уже ставшие киноклассикой ("Король Лев", "Человек дождя", "Гладиатор").

Если брать только фантастику, можно сразу вспомнить «Начало» Кристофера Нолана, «Интерстеллар» Нолана, «Робот по имени Чаппи» Нила Бломпампа, «Дюна» Дени Вильнёва (1 и 2 части уже вышли).

А как он шел к этим достижениям?

Юный музыкант

Циммер родился в Германии, но учился некоторое время в Швейцарии, и с подросткового возраста жил в Англии. В музыке он считает себя в основном самоучкой, уверяя, что уроки игры на фортепиано брал всего лишь в течении двух недель, и его выгоняли из восьми учебных заведений. Возможно, это преувеличение. В высоком профессионализме Циммеру отказать невозможно. Помимо природной одаренности, для создания музыки нужно много чего знать и много чем владеть практически.

С ранних лет Циммер играл на клавишных и на синтезаторах в различных группах, усваивая принципы сочинения и исполнения музыки, "цепляющей" широкие массы и изучая возможности современных инструментов, техники и взаимодействия разных пластов (вокал, инструментальные живые звучания, электроника).

Конечно, в киномузыке можно обойтись сугубо традиционными музыкальными средствами (помните советские фильмы и мультфильмы в сопровождении настоящего симфонического оркестра и специально написанной - обычно очень качественной! - музыкой?). Или же, наоборот, сделать музыкальное сопровождение минималистическим и сугубо техническим. Впрочем, авторы блокбастеров прекрасно знают, что в кассовом фильме, как и в мюзикле, должна быть хотя бы одна главная "хитовая" тема - инструментальная мелодия или песня с текстом, которая служит визитной карточкой целого и застревает в памяти публики намертво. Так что важно всё: и цель, и средства. Чем богаче средства, чем интереснее может получиться результат.

Синтезаторы прошлого века

Инструмент, рядом с которым запечатлен подросток Циммер, конечно же, ему самому не принадлежал. Это фото сделано в студии.

Техника была дорогой и довольно новой.

Синтезатор построил в 1964 году американский изобретатель Роберт (Боб) Муг (Robert A. Moog, Bob Moog, 1934-2005) - по профессии физик и электротехник, но увлекавшийся электронной музыкой. Он, в частности, представил свою усовершенствованную модель терменвокса. И в 19 лет создал собственную компанию, продававшую эти терменвоксы в разобранном виде всем желающим.

В 1964 году в США состоялся съезд инженеров и учёных, разрабатывавших профессиональную музыкальную аппаратуру. Там Муг продемонстрировал свой модульный клавишный синтезатор, которому дал свое имя.

Муг со своим синтезатором.
Муг со своим синтезатором.

Нужно сказать, что инструмент Муга был вовсе не единственным в свое время, хотя, безусловно, авторским и по-своему оригинальным.

Некоторые электронные синтезаторы использовались в академической музыке или в музыке сугубо экспериментальной, вовсе не рассчитанной на внимание толп.

Например, свой вариант синтезатора создал примерно тогда же другой американский изобретатель - Дональд (Дон) Бучла (Buchla, 1937-2016). Он сотрудничал с композиторами авангардного направление - Рамоном Сендером и Мортоном Субботником. А музыку для синтезаторов Бучла сочиняла француженка Элиана Радиг (р. в 1932 и жива-здорова!).

Но синтезаторы Бучла не были клавишными. И не годились для эстрадного использования. Так, произведения Радиг очень длинные, медитативные и вообще не содержат определенных мелодий (но мне они очень нравятся).

Синтезаторы Бучла серии 100.
Синтезаторы Бучла серии 100.

А в Москве еще в 1958 году инженером Евгением Александровичем Мурзиным (1914-1970) был создан фотоэлектронный оптический музыкальный инструмент - синтезатор АНС, названный им в честь Александра Николаевича Скрябина. Я об этом тут писала.

В общем, тенденция была общемировой. Только в СССР она оставалась на задворках высокой музыкальной культуры (единственный АНС стоял в Термен-центре Московской консерватории, расположенной в свое время под аркой, где стояли мусорные ящики, а потом, в 2008 году, был передан в Музей музыки). А в США и других странах синтезаторы были сразу запущены в производство и использовались в самых разных целях, от сугубо развлекательных до музыкально-экспериментальных.

Циммер: годится всё

Школа, которую прошел Ханс Циммер, была вполне профессиональной, но не академической, так что его вкусы и слуховые впечатления всегда оставались открытыми новым впечатлениям.

Он выступал с группами, работавшими в духе New Age (медитативная "природная", "магическая" музыка), сочетавшими рок и фольклор, причем не американский (испанская группа Mecano), а для проникновения в мир неевропейских звучаний ездил в Африку и в восточные страны.

Поэтому каждый фильм, для которого он писал музыку, становился визуальной частью большой музыкальной картины. Музыка там присутствует, даже если она в данный момент не слышна, и чуткие режиссеры, знающие, с кем они имеют дело, это понимают и подхватывают "волну" Циммера.

Мне кажется, что громадная доля успеха "Интерстеллара" (который с точки зрения сюжета, режиссуры и текста мне кажется довольно нелепым) и "Дюны" (особенно первой части) обусловлена именно музыкой Циммера, задающей тон и ритм всему произведению. При этом в "Дюне" музыка часто прикидывается закадровым фоном, хотя на самом деле настроение создает именно она, и без нее всё просто развалится.

Ханс Циммер и сейчас принимает участие в концертах, сидя за синтезатором или за электроорганом. Только современные инструменты стали не столь громоздкими.

Циммер в 2024 году. Фото из Википедии
Циммер в 2024 году. Фото из Википедии

Сможет ли ИИ заменить таких композиторов, как Ханс Циммер?

Я думаю, нет.

Дело ведь не в том, чтобы создать приятный звуковой фон или даже песню-шлягер на основании грамотно составленного детального промпта. На совсем любительском уровне это вам за пару минут сделает SUNO, а если использовать коммерческие продвинутые версии, то результат будет еще лучше.

Как музыкальные "обои" это годится для озвучки коротких роликов или всяких забав и экспериментов, которыми я тоже тут иногда пробавляюсь.

Но если создавать нечто крупное и многослойное, то нужен человеческий интеллект, слух, ум, вкус, опыт, готовность придумывать сочетания разных техник и материалов, выстраивать сложные временнЫе структуры (как в полифонической музыке барокко, только другими средствами), координировать все слои (речевой, фонетический, визуальный, музыкальный) между собою в пространственном и психологическом измерении (что на первом плане, что фоном, что контрапунктом, и что должно воздействовать на публику сильнее - на сознательном или бессознательном уровне).

--

Будь у меня такая возможность, я бы не отказалась попробовать создать нечто такое этакое. Но тут нужна еще одна жизнь. Пока что приходится ограничиваться нынешними возможностями нейросеток. Синтезатора у меня под рукой нет, а в консерваторских классах стоят только фортепиано (и хорошо, если живые, а то электронные я терпеть не могу).

Но, работая над аудиоверсиями моих романов из серии "Хранительница", я старательно компоную музыкальное сопровождение и звуковые эффекты - мне кажется, так лучше и интереснее.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Литмаркете и на Литресе, а также на портале Литсовет.

Авторские аудиверсии семи книг есть на Литмаркете и Литсовете. Первые четыре - бесплатно.

Обновленную аудиоверсию первой части, "Тетрадь с Энцелада", я выкладываю на Автор. Тудей. Там почищена голосовая дорожка и несколько изменена музыка.

Новый роман, "Бегство Соллы", приквел к "Хранительнице" - пока только на Автор.тудей, зато даром.