Достался мне как-то томик давнишней Большой Советской Энциклопедии. 1937-го года.
Повезло частично с буквой К – "Крестьянская газета" и Л – Ларсон Карл –известный шведский живописец и рисовальщик (1853-1919). Полистала первое время, да и осталась она в раритетах, перекладываемая иногда с одной полки на другую.
А тут, перекладывая в очередной раз и мельком просматривая, обратила внимание на статью –
Купечество
Понравилось упоминание о дипломатической деятельности купцов, знающих не по одному языку и умеющих объективно оценить своё время. "Гости" здесь – купцы, торгующие с иноземцами.
Следует отметить и дипломатическую деятельность "гостей". Купцы, ездившие с товаром по соседним государствам, были естественными дипломатическими агентами, хорошо знакомыми с политическим положением в этих странах.
В частности, Дмитрий Донской, отправляясь в 1380 году в поход против Мамая, захватил с собой 10 "гостей-сурожан", которые как свидетели боевых столкновений могли распространять о них весть "в дальних землях" и в то же время могли явиться посредниками в переговорах с татарами.
Раньше не раз попадалось о собирании купцами информации. Когда будучи лично в чём-то заинтересованными, а когда, неся государственную службу.
И дальше в очень пространной статье, характеризующей многогранную деятельность этого общественного слоя – купечества, вдруг нашла ответ на волнующий меня долгое время вопрос: почему на мой взгляд честный предприниматель не платил налоги? Я несколько ревниво отношусь к охаиванию именно этого псковского "олигарха".
Приведу сейчас и поклёп на купца Поганкина, и найденное мною в БСЭ
В Московском централизованном государстве XVI – XVII веков в высшем слое купечества сформировалось три привилегированных корпорации: "гостей", гостиной и суконной сотен. Одно из современных изданий, в очередной раз избичевавших псковского "олигарха" XVII века Сергея Ивановича Поганкина, прошлось по теме неуплаты им налогов за имущество, оставленное в родном городе на время службы в гостиной сотне:
Когда стал Поганкин купцом "гостиной сотни", а выше были только "гости", которых в России не более нескольких десятков насчитывалось, призвала страна своего небедного сына на государеву службу в Москву согласно Уложению 1649 г. Так что четыре года в первопрестольной возглавлял псковский купец "мытный двор". Правда, потом "выбил" себе право вернуться на родину. Кстати, и тут умудрился закон обойти: в Москве налоги платил, а за имущество, в Пскове оставленное, нет. Спасибо добрым людям, обратили внимание, "накатали" письмо воеводе. Тот Поганкина – в суд. Пришлось платить.
Налогов, как известно, тогда не меньше было, чем ныне. И подводные, и квартирные, и за постой, за заточку топора, за дым, и ямская повинность... Всего и не перечислишь. С фантазией работали люди. Попробуй собери. Уж не знаю, любил ли Поганкин Россию (телероликов тогда не было), но налоги он платить явно не любил. А вот собирать умел. Не случайно за работу на таможне награжден был государем именным ковшиком. Это, пожалуй, не ниже нынешнего Андрея Первозванного. – https://www.ng.ru/style/1999-10-19/pogankin.html
Пинать-то "мертвого льва" все горазды. Причём не один век уже, считая легенды. А тут налогами озаботились. Да и в любви к Отечеству заодно засомневались. Что ж лишний раз не попинать?
Так вот, вижу в БСЭ 37-го года прошлого века, что, в частности, торговые люди, попавшие в состав "гостей", гостиной и торговой сотен, получали от царя жалованные грамоты, в которых указывались их привилегии. Общая жалованная грамота "гостям" и гостиной и суконной сотням была выдана царём Михаилом Федоровичем в 1613 году в награду за участие в борьбе против поляков. Эта жалованная грамота была подтверждена в 1648 году.
По этим грамотам торговые люди, взятые в привилегированные купеческие сотни, освобождались вместе с членами семьи от тягла и повинностей, кроме тех повинностей, которые они несли по своим сотням.
Второй важнейшей привилегией была неподсудность в городах воеводам и приказным людям. Судебные дела, кроме важнейших уголовных преступлений, разбирались в Москве самим царем или лицом по его указанию.
Большое значение имело освобождение от уплаты проезжего мыта и мостовщины (пошлина, взимавшаяся при проезде через мосты и при переправе через реки). К числу более мелких привилегий относились: освобождение двора от постояльцев, право держать для себя питьё, освобождение от поставки подвод (лошадей) и другие.
Все эти привилегии создавали для "гостей" и торговых людей гостиной и суконной сотен особое положение среди остального посадского и вообще торгового населения. Благодаря льготам они не только избавлялись от тяжелого посадского тягла, но и от местных служб, то есть совершенно выходили из состава посадской общины.
Взамен посадского тягла
"гости" и торговые люди гостиной сотни несли обязанности, связанные с торговой деятельностью: собирали в качестве таможенных голов в больших городах торговые пошлины, ездили в качестве "купчин" с царскими товарами на ярмарки и за границу, собирали чрезвычайные налоги (так называемые пятинные сборы, представлявшие собой единовременный налог с капитала и имущества) и так далее. Важнейшие поручения исполнялись "гостями", а торговые люди гостиной и суконной сотен являлись их помощниками.
Постоянное несение различных "государственных служб" вредно отражалось на собственных торговых занятиях. Купцы, попавшие в привилегированные сотни, должны были вместе с семьями переселяться в Москву, оставив налаженный быт и многолетние деловые связи. И в действительности многие торговые люди старались избежать этого переселения, опасаясь возможного разорения.
У нас иногда встречается злорадное замечание, мол, даже "гостивство" не удержало род Поганкиных от угасания. А случилось так, что в 1690 году умер старший сын Еким, годом раньше или в тот же – младший Юрий, а Сергея Ивановича не стало в 1693-94-ом. Остался наследником средний – Иван. Сведения найдены в одной из окладных книг, так что причины неизвестны. Последним ушёл внук Григорий Юрьевич в 1711 году из-за свирепствовавшего в Пскове мора. Оставшееся всё-таки немалое, судя по документам и записям в книге самого Поганкина, состояние, завещанное по обычаю при отсутствии наследников монастырю, со взаимными претензиями разделили между собой "друзья" покойного Поганкина. А мы в наши времена, естественно, додумываем: монастырям – чтобы вымолить прощение за неправедную жизнь.
Вернемся к заметке об "олигархе"
Так и автор додумал: Спасибо добрым людям, обратили внимание, "накатали" письмо воеводе. Тот Поганкина – в суд. Пришлось платить.
Как-то за него неловко: нечаянно повторил расхожее обвинение. Похоже, не было обращения в суд, и не пришлось платить Поганкину. Воевода-то грамотный же был. А "добрых людей" отчасти понять можно.
Дело в том, что при переводе зажиточных торговых людей в привилегированные купеческие сотни страдало посадское население, лишавшееся самых платёжеспособных тяглецов, этим по существу обескровливался посад, на который в то же время ложились тяжелые денежные налоги и натуральные повинности. Поэтому псковитяне и задали вопрос воеводе. А тот, видимо, им и объяснил.
И мы теперь знаем)))
Не унижайте купца Поганкина "легендами". Моя версия фамилии )))
Самый известный во Пскове и неизвестный Поганкин. Богатство не из крысиной норы и не от разбойников
Всем всего доброго.