Найти в Дзене
Любава Романова

Александр Маринеско - первый после Бога

Почему так? Такое название у фильма-биографии, и в чём-то с этим соглашусь. Самые неудобные, с трудным характером, способные на выходки - эти воины становились лучшими зачастую. Они были максимально неординарны, их либо любили, либо ненавидели. Александр Маринеско, матрос Кошка (в Севастополе памятник рядом с Корниловым), Лев Рохлин - герои, о которых стоит помнить, потому что они смогли невозможное. Возле его памятника в Калининграде до сих пор собираются ветераны Балтийского подводного флота. Каждый год на день подводника мой дедушка ходил на эту встречу и каждый раз рассказывал про подвиг. Наверное, чтоб не забыла, хотя тогда это казалось излишним. Итак, сразу к делу. Тридцатого января в Данцигской бухте лодка Маринеско атаковала крупнейший лайнер фашистской Германии «Вильгельм Густлофф» водоизмещением более 25 тысяч тонн. Военный журналист Виктор Геманов в изданной им книге «Подвиг С-13» воссоздал картину боя по словам непосредственных участников - советских подводников. «План

Почему так? Такое название у фильма-биографии, и в чём-то с этим соглашусь. Самые неудобные, с трудным характером, способные на выходки - эти воины становились лучшими зачастую. Они были максимально неординарны, их либо любили, либо ненавидели. Александр Маринеско, матрос Кошка (в Севастополе памятник рядом с Корниловым), Лев Рохлин - герои, о которых стоит помнить, потому что они смогли невозможное.

Александр Маринеско
Александр Маринеско

Возле его памятника в Калининграде до сих пор собираются ветераны Балтийского подводного флота. Каждый год на день подводника мой дедушка ходил на эту встречу и каждый раз рассказывал про подвиг. Наверное, чтоб не забыла, хотя тогда это казалось излишним.

Итак, сразу к делу.

Потопление Вильгельма Густлоффа

Тридцатого января в Данцигской бухте лодка Маринеско атаковала крупнейший лайнер фашистской Германии «Вильгельм Густлофф» водоизмещением более 25 тысяч тонн. Военный журналист Виктор Геманов в изданной им книге «Подвиг С-13» воссоздал картину боя по словам непосредственных участников - советских подводников.

Маринеско
Маринеско

«План атаки рождался на ходу. Все мысли, вся воля командира сосредоточились на цифрах, доложенных акустиком. Маринеско зримо представлял себе взаимное расположение цели. Напряжением мысли перемещал он "фигурки" в уже сложившейся схеме атаки. Как опытный шахматист, забегающий мыслью на несколько ходов вперед, он анализировал вероятные варианты, обосновывал, отвергал, уточнял. В конце концов, остановился на наиболее удачном».

Советские моряки во главе с Александром Маринеско сделали невозможное: они не только догнали быстрый транспорт, будучи не обнаруженными, но и точно направили три из четырех торпед, поразившие корабль: четвертая торпеда не вылетела из аппарата. И даже это не всё. Как когда-то Александр Невский и адмирал Ушаков, Маринеско без потерь вышел из боя. Немцы бешенно "плевались" глубинными бомбами по всей акватории, где могла спрятаться советская подлодка, атака проходила четыре с лишним часа. Но капитан Маринеско был нестандартным, лодка залегала под остатками самого «Вильгельма Густлоффа», аккуратно двигаясь синхронно с грудой железа.

Александр Иванович Маринеско
Александр Иванович Маринеско

Командир советской подлодки получил клеймо «личного врага фюрера»: на борту уничтоженного корабля находились не только высшие чины рейха, в том числе высокопоставленные чиновники и генералы, но и личный состав учебного дивизиона подводных лодок, эвакуированного из Восточной Пруссии. Да, среди погибших оказались 1300 моряков из полностью сформированных экипажей подводных лодок. Блестящая атака Маринеско поставила крест на военных планах Германии в стратегическом смысле.

«Во второй половине 1944-го немцы ввели в строй до 100 новых подлодок, которые охотились за караванами американских и английских судов. Еще более массированная атака могла бы привести к закрытию Второго фронта, к переброске соединений вермахта на Восточное направление. Подвиг, совершенный Александром Маринеско и его экипажем, по сути, отнял последнюю надежду рейха в войне и, более того, спас английский и американский флоты от гигантских потерь».

В фильме, о котором я упомянула вначале, он Маринин. Но это дело не меняет.