Главный в прошлом храм Городца, старинного городка на Волге близ Нижнего Новгорода, стоит на Краснофлотской улице. Это Городецкая часовня, на часовню, мягко говоря, не похожая:
По староверческому преданию, выжившие в Батыевом разорении монахи и миряне Малого Китежа (с которым и отождествляют реальный Городец) спрятались в глухом овраге и в память о своём спасении основали скит, где и принял монашество и умер Александр Невский (так как Фёдоровский монастырь ещё лежал в руинах), и якобы часовня на месте этого скита, периодически обновляясь, так и стояла все эти века, после Раскола сохраняя веру древлеправославную.
Владели ей беглопоповцы (то есть староверы, принимавшие из новообрядчества священников через миропомазание), в первую очередь часовенники, составлявшие в 17-18 веках основу нижегородских староверов, а затем переместившиеся на Урал, где ответственные и непьющие ценились как рабочие на металлургических заводах, а оттуда уже в советское время - за океан.
Те староверы в Приморье, вернувшиеся из Боливии и ставшие героями слёзных репортажей на ТВ - как раз из них; отшельники Лыковы из "таёжного тупика" - тоже. Фактически, часовенники вплотную подошли к беспоповству, приняв догмат о том, что Землю уже захватил Антихрист, но всё же ещё принимали "беглых" попов.
Успенская часовня в Городце была по сути их центральным храмом. Её прошлое деревянное здание (1786) сгорело в 1893 году, успев однако дожить до появления в её окрестностях человека с фотокамерой - и это хорошо, так как учитывая архитектурную инерцию в глубинке, по ней можно представить, как выглядели староверческие храмы до екатерининской "оттепели":
Но ещё в 1879 году вокруг Часовни выросла каменная ограда, в 1883 рядом возвели богадельню, трапезную и приют, в одно из помещений которого и была перенесена Успенская часовня после пожара, в начале ХХ века обзаведясь колокольней и трапезной. По сути дела это был старообрядческий монастырь, наподобие Рогожской и Преображенской общин в Москве, и сама Городецкая часовня в размерах немногим уступает крупнейшей в мире старообрядческой моленной в Риге.
В советское время староверов отсюда прогнали, главки и колокольню снесли, а в здании устроили педколледж - и удивительно, до какой степени эта постройка непохожа на храм - но так привыкали строить адепты любой веры в условиях долгих гонений, такими же "некультовыми" по виду часто бывают и синагоги...
Всего же в Городце целых три старообрядческих церкви, отпочковавшихся от Городецкой часовни. Ближе к Фёдоровскому монастырю стоит заброшенная единоверческая церковь Святого Духа и Крестовоздвижения (1853-59), к которой мы так и не заехали, устав петлять в извилистых улицах. Единоверцы, если кто не знает, служат по старому обряду, но под окормлением РПЦ.
Ещё одна Успенская церковь (1905) находится в нагорной части, неподалёку от памятнику Александру Невскому (если по прямой, а в кривых улицах проход искать замучаешься), и в обиходе называлась у староверов "австрийской". "Австрийцами" дразнили нынешнюю РПСЦ (окормляющую 3/4 всех нынешних староверов), так как оформилась в полноценную конфессию она в Австро-Венгрии, в Белой Кринице (ныне Западная Укpaина), где обосновался перешедший в староверие низложенный южно-славянский митрополит, что позволило "белокриничникам" впервые со времён Раскола самим рукополагать священников, а не переманивать их из новообрядчества.
Конечно же среди беглопоповцев это породило очередной раскол: одни примкнули к новой церкви, другие сочли её ложной, и в дореволюционном Городце последние были явно в большинстве. Теперь, впрочем, наоборот - огромный "беглопоповский" храм до сих пор не вернули верующим, а "австрийцы" свою скромную церковь увлечённо приводят в порядок: