«Шесть верных слуг держу всегда,
От них учусь всему;
Зовут их Кто, Как и Когда,
Что, Где и Почему.»
Р.Киплинг
- В отношениях с близкими начался разлад? Вместо честного разговора или похода к психологу можно начать больше времени проводить на работе.
- Не хотите слышать, что может сказать врач? Можно не записываться на повторный прием.
- Блогер, который вам нравится, опубликовал что-то, с чем вы не согласны? По одному клику можно скрыть неприятную запись.
Будь то избегание полезных новостей или управление подписками, взрослые люди чаще выбирают «отключиться и не пытаться понять», даже когда эти знания могут быть полезны. Кажется парадоксальным, что избегание неудобной информации становится всё более распространённым поведением среди взрослых. Этот феномен даже получил отдельное название – «эффект страуса».
Почему, даже если мы согласны с Бэконовской формулировкой «Знание – сила» и понимаем, что большие знания несут пользу, на практике мы чаще реализуем подход Екклесиаста «Многие знания – многие печали» и избегаем информации?
Избегание – это естественная защитная реакция организма. Если что-то в жизни вызвало сильный дискомфорт, то мозг будет заранее запускать эту реакцию в похожей ситуации, чтобы избежать повторения дискомфорта, причём с тройной силой. Поэтому, те же приступы тревоги в толпе, болезнь перед важным событием, или самосаботаж, когда: «лучше я осознанно это разрушу, чем это сделает кто-то другой», мешают жить.
Но маленькие дети демонстрируют совсем другое поведение. Как только они научаются говорить, то сразу же атакуют взрослых бесконечным количеством вопросов: «Как это называется?», «Почему это так?», «Зачем это?», «Для чего это?», «А это?» и т.д. Но в какой-то момент поведение меняется, и открытый новой информации, любознательный человек будто отгораживается от всего нового. Чтобы определить этот момент, когда мы начинаем выбирать путь «незнание – это счастье», ставя не первое место комфорт, учёные решили исследовать как по мере взросления у детей меняется поведение при принятии решений.
Осознанное избегание информации
Учёные из Чикагского университета решили выяснить в каком возрасте начинает появляться избегание информации и провели серию экспериментов среди 320 детей возрастом от пяти до десяти лет.
Для начала они выделили пять основных мотивов такого поведения:
- Избежать негативных эмоций, таких как тревога или разочарование.
- Избежать негативной информации о собственной внешности или компетентности.
- Избежать оспаривания собственных убеждений.
- Защитить личные предпочтения.
- Действовать в своих собственных интересах и при этом казаться объективным.
Затем разработали различные сценарии, чтобы выяснить, имело ли место избегающее поведение и были ли именно эти мотивы его причиной.
В одном из экспериментов ребёнка просили назвать любимые и нелюбимые конфеты. Затем ему предлагали посмотреть ролик о том, почему употребление каждого из озвученных им видов сладостей вредно для зубов. Оказалось, что дети младшего возраста (5-6 лет) действительно хотели искать информацию и соглашались посмотреть оба ролика, а дети старшего возраста (9-10 лет) проявляли тенденцию к избеганию и не хотели знать, почему их любимые конфеты вредны, однако совершенно спокойно узнавали, почему вредны их нелюбимые конфеты.
Такая же тенденция к избеганию была выявлена на всех мотивах кроме компетентности: дети всех возрастов не боялись узнать, например, что они плохо справились с решением задач. Это может быть связано с позитивными подходами к обучению в школе, где плохой результат рассматривается как нормальный этап на пути к хорошему результату.
Во взрослом возрасте избегание информации может быть подавляющим для человека, поскольку новая информация способна поставить под угрозу устоявшиеся убеждения или вызывать страх неопределённости, который сознательно или бессознательно игнорируется.
Моральный манёвр
Моральный манёвр – это ситуация, когда люди предпочитают избегать информации ради собственной выгоды, но делают так, чтобы это не выглядело эгоистично в глазах других.
В другом эксперименте детям, работающим в паре, предлагали два ведёрка с наклейками — себе и партнёру. В одном ведёрке было больше наклеек, а другое было закрыто и содержало неизвестное количество наклеек. Перед тем, как выбрать какое ведёрко взять себе, а какое получит другой ребёнок, участников спрашивали, хотят ли они узнать, сколько наклеек получит их партнёр. Хотя знание того, сколько наклеек может попасть в спрятанное ведёрко, не влияло на их собственный выигрыш, дети постарше всё чаще отказывались от возможности узнать, какую выгоду получит другой человек. Таким образом, они не испытывали чувства вины, выбирая ведро с неизвестным количеством наклеек для своего партнёра.
Мы хотим действовать в своих интересах, но для нас также очень важно выглядеть справедливыми по отношению к другим людям. Эта моральная свобода незнания позволяет нам выбирать выгоду, исходя из собственных интересов, сохраняя при этом иллюзию справедливости. Например, один человек может осуждать использование ноотропов и нейросетей в определенной сфере, и одновременно с этим сам пить витамины и вести ЗОЖ, сам того не подозревая.
Как избежать избегания
Объективно существуют веские причины избегать новой информации. Позиция страуса может быть очень успокаивающей. Но дело здесь не только в мотиве «избежать краткосрочного дискомфорта в ущерб долгосрочной выгоде». Доступность по сути бесконечного объёма информации может подавлять и парализовывать. Однако чрезмерное избегание в условиях быстроменяющегося мира обязательно будет иметь серьезные негативные последствия. Выходом может быть изменение нашего отношения к новой информации – не как к источнику потенциальной угрозы, а как к источнику ценных и полезных знаний о мире.
Во всех нас заложено стремление к разрешению неопределённости, но когда её уровень превышает некий порог, переключение на избегание становится естественным предохранительным манёвром мозга. Мы живём в вероятностном мире, где всё не может быть чётко определено один раз и на всю жизнь. И наша задача – научиться не только выдерживать определённый уровень неопределённости, но и принимать его, и сохранять способность принимать решения.
Начать же можно с того, с чего мы все когда-то начинали – с подражания. Подражания тому, что детям удаётся делать лучше всех – следовать за своим любопытством.
В качестве напутствия приведём окончание стихотворения Киплинга «Шесть слуг», первые строки которого выступили в качестве эпиграфа к данной статье:
«Но у меня есть милый друг, Особа юных лет. Ей служат сотни тысяч слуг – И всем покоя нет.
Она гоняет, как собак, В ненастье, дождь и тьму Пять тысяч Где, семь тысяч Как Сто тысяч Почему!»
С уважением к вашей профессии и ценности, Ваши проводники в принятии, магистры психологии, когнитивно-поведенческие терапевты Василий Алейников и Елена Горбатова - профессионалы, которые знают, как трудно бывает перейти от избегания к осознанности, принятию и активным действиям
Ссылка на исследование: https://www.researchgate.net/publication/393234018_Becoming_an_Ostrich_The_Development_of_Information_Avoidance