Найти в Дзене

510 Поставки Gillette в Россию, 1915 - 1917. Бегство Михелеса

После объявления войны Германии представительство компании "Gillette" на Фонтанке опустело, Роберт Ромпе бежал. Вот как описывает возникшую после этого ситуацию корпоративный журнал "The Gillette Blade": "Россия с населением в 175 000 000 человек предоставляла немыслимые возможности тем американским производителям, которые обладали дальновидностью, смелостью и инициативой. Компания "Gillette Safety Razor" с началом войны осознала, что её зарубежный бизнес претерпит революцию – для сохранения и расширения торговли за рубежом необходимо было создать новые каналы сбыта. Поэтому, имея чёткий план сделать "Gillette" столь же известным в России, как и на родине, господин Томас Пелхэм, менеджер по продажам, 27 апреля 1915 года покинул Бостон и отправился в Россию, взяв с собой бритвы и лезвия "Gillette" на сумму 50 000 долларов. Он проехал через Норвегию и Швецию до железнодорожной станции Торнио на границе Швеции и Финляндии в десяти милях к югу от Полярного круга, а затем переправился в Рос

После объявления войны Германии представительство компании "Gillette" на Фонтанке опустело, Роберт Ромпе бежал.

Вот как описывает возникшую после этого ситуацию корпоративный журнал "The Gillette Blade":

-2

"Россия с населением в 175 000 000 человек предоставляла немыслимые возможности тем американским производителям, которые обладали дальновидностью, смелостью и инициативой.

Компания "Gillette Safety Razor" с началом войны осознала, что её зарубежный бизнес претерпит революцию – для сохранения и расширения торговли за рубежом необходимо было создать новые каналы сбыта. Поэтому, имея чёткий план сделать "Gillette" столь же известным в России, как и на родине, господин Томас Пелхэм, менеджер по продажам, 27 апреля 1915 года покинул Бостон и отправился в Россию, взяв с собой бритвы и лезвия "Gillette" на сумму 50 000 долларов.

-3
Паспорт, использованный Томасом У. Пелхэмом в его поездке из Бостона в Петроград, Россия. Г-н Пелхэм покинул Бостон 27 апреля 1915 года и вернулся 20 сентября 1915 года. Он посетил следующие страны: Норвегию, Швецию, Финляндию, Россию, Данию,
Паспорт, использованный Томасом У. Пелхэмом в его поездке из Бостона в Петроград, Россия. Г-н Пелхэм покинул Бостон 27 апреля 1915 года и вернулся 20 сентября 1915 года. Он посетил следующие страны: Норвегию, Швецию, Финляндию, Россию, Данию,

Он проехал через Норвегию и Швецию до железнодорожной станции Торнио на границе Швеции и Финляндии в десяти милях к югу от Полярного круга, а затем переправился в Россию на крестьянских телегах, преодолев расстояние в двадцать четыре мили, затем на поезде прибыл в Петроград около 15 мая.

В Петрограде было основано торговое агентство с господином А.Г. Михелесом, разработана политика ведения дел, и весь объём бритв и лезвий был продан ему за наличные.

-5

Ещё до возвращения господина Пелхэма домой 20 июля 1915 года уже были получены повторные заказы от Михелеса.

Русский инвалид, 27 августа 1915 г.
Русский инвалид, 27 августа 1915 г.

В течение 1916 года господину Михелесу были отправлены дополнительные партии товара, каждая из которых была всё более сложной для доставки. Товары отправлялись через Архангельск и Мурманск, пока эти порты не были закрыты российским правительством. Затем поставки осуществлялись грузовым транспортом в Ванкувер, затем через Тихий океан во Владивосток, где товары распаковывались и отправлялись посылками. Почта шла через Сибирь до Петрограда, общая протяженность её пути составляла 15 000 верст. Впоследствии от этого маршрута пришлось отказаться.

Русский инвалид 23 августа 1915 г.
Русский инвалид 23 августа 1915 г.

Спрос на продукцию Gillette в России продолжал расти. Наш агент телеграфировал: "Срочно привезите восемьдесят тысяч бритв, шестьсот тысяч дюжин лезвий. Разрешение в России получено. При необходимости отправьте курьером, но обязательно обеспечьте меня поставками".

Поставка была запланирована, но беспрецедентный спрос на бритвы "Gillette" в 1916 году настолько истощил наши запасы, что выполнить заказ из России в полном объёме оказалось невозможным. Однако мы понимали его острую потребность в этих товарах, поэтому было решено еженедельно отправлять ему 5000 бритв и 25 000 дюжин лезвий заказным письмом первого класса, всего 30 000 бритв и 200 000 дюжин лезвий, чтобы помочь ему продержаться до тех пор, пока мы не сможем произвести достаточное количество для крупной партии.

Петроград. Литейный проспект, 53, Пассаж
Петроград. Литейный проспект, 53, Пассаж
Офис Михелеса в Пассаже на Литейном. В окнах второго этажа - фирменные ромбы "Gillette"
Офис Михелеса в Пассаже на Литейном. В окнах второго этажа - фирменные ромбы "Gillette"

Мы подготовили всё необходимое для сопровождения товара мистером Пелхэмом, получили паспорта для отправки через Норвегию и Швецию, как и прежде. Тринадцать тонн бритв и лезвий "Gillette" были упакованы в жестяные ящики, место было забронировано Департаментом дорожного движения, и всё было готово к отплытию 7 февраля 1917 года. 31 января мы получили следующую телеграмму: "Разрешение аннулировано".

Все были удивлены и разочарованы, но не обескуражены, и никто не хотел признавать поражение.

Ранее мы узнали, что порт Владивостока был перегружен 400 000 тонн правительственных грузов, а в Иркутске на Сибирской железной дороге грузы были сложены вдоль путей на протяжении пяти миль.

Страницы из каталога  "Gillette" 1917 года
Страницы из каталога "Gillette" 1917 года

Мы поговорили с российским консулом, нашими шанхайскими агентами в Нью-Йорке, японским и китайским консулами и выяснили, что можем отправить груз грузовым транспортом в Ванкувер, через Тихий океан в Иокогаму и до Кобе, пересесть на другой корабль и пересечь Жёлтое море до Дариена (бывший русский город Дальний), где, по соглашению между Японией и Россией, можно было бы пересылать груз почтовыми посылками весом по 1012 фунтов (примерно 40 килограмм), завёрнутыми в мешковину, в Петроград.

И вот, наконец, появился подходящий план: место на пароходе "Императрица Азии", отплывающем из Ванкувера, было забронировано. Готовый к отправке товар распаковали и заново упаковали в 101-фунтовые пакеты, переупаковали в деревянные ящики, усиленные стальной полосой, и отправили в Ванкувер. В наше распоряжение предоставили специальный автомобиль, и всё было готово к доставке груза из Бостона, когда нам сообщили о наложенном эмбарго на грузоперевозки. Казалось, Россия лишится бритв "Gillette", но, погодите, мы ещё не побеждены; почему бы не отправить их "American Express" до пароходного причала Ванкувера?

25 000 безопасных бритв Gillette, 3 000 000 лезвий Gillette. Вагон с бритвами и лезвиями Gillette были отправлены с помощью"American Express" в Ванкувер, Канада
25 000 безопасных бритв Gillette, 3 000 000 лезвий Gillette. Вагон с бритвами и лезвиями Gillette были отправлены с помощью"American Express" в Ванкувер, Канада

16 февраля тринадцать тонн бритв и лезвий "Gillette" были погружены на четыре грузовика "American Express" и отправлены с завода в путешествие длиной в 15 000 миль через два континента и Тихий океан в Россию. Господин Пелхэм сопровождал этот груз в Дариен (бывший русский порт Дальний) и лично руководил его переправкой в ​​Петроград".

Выгрузка 164 ящиков бритв и лезвий Gillette с парохода «S.S. Empress of Asia» на грузовой склад в доке Дариена, Маньчжурия.
Выгрузка 164 ящиков бритв и лезвий Gillette с парохода «S.S. Empress of Asia» на грузовой склад в доке Дариена, Маньчжурия.

Добравшись до Дариена, Пелхэм решил пока не отправлять груз в Петроград и оставил его на складе транспортной компании "Thompson, Hannam & Co", а сам отправился в Петроград для получения разрешения на ввоз товара.

Перевозка ящиков с бритвами и лезвиями Gillette из дока на склад для упаковки посылки в Россию. . Г-н Пелхэм и г-н Томпсон из транспортной компании "Thompson, Hannam & Co" на переднем плане справа.
Перевозка ящиков с бритвами и лезвиями Gillette из дока на склад для упаковки посылки в Россию. . Г-н Пелхэм и г-н Томпсон из транспортной компании "Thompson, Hannam & Co" на переднем плане справа.

Судя по тому, что об этом нет ни слова. Разрешения он не получил и в начале мая уехал домой через Швецию, где у него были дела с производителями стали.

Михелес остался не только не у дел, но и повязанным обязательствами перед оптовыми покупателями продукции "Gillette". Его последнее рекламное объявление было напечатано в "Огоньке" в конце января 1917 с расчётом на новую поставку, когда предыдущая была уже практически распродана.

Огонек, 28 января 1917 г.
Огонек, 28 января 1917 г.

В мае 1917 он вместе с семьёй уехал в Финляндию, затем перебрался в Великобританию, и в конце концов осел в США в Бостоне, где находилась штаб-квартира "Gillette".

Откуда у меня такая информация? Из архива "Российского исторического общества", там я наткнулся на вот этот документ:

-15

Я обратился к интернету и выяснил, что Вера Дин была очень известным и уважаемым не только в США советологом.

Вера Михелес, 1925 г.
Вера Михелес, 1925 г.

В СССР её, видимо, так и не пустили. В американской "Википедии" об этом ничего нет:

"Вера Михелес Дин (29 марта 1903 г. – 10 октября 1972 г.) – русско-американский политолог. Она возглавляла исследовательский отдел Ассоциации внешней политики, одного из ведущих аналитических центров 1940-х и 1950-х годов, где в тот период стала одним из ведущих экспертов в области международных отношений.

Вера Михелес родилась в Санкт-Петербурге, Россия, ее родители были интеллектуалами. Она выучила семь иностранных языков, включая английский, немецкий и французский. Её родители бежали из России после Белой революции 1917 года и сначала переехали в Лондон, а затем в Бостон. Дин поступила в Рэдклифф-колледж, а после окончания колледжа в 1925 году выиграла стипендию Фонда Карнеги в Йельском университете, где получила степень магистра международного права. Она вернулась в Рэдклифф, чтобы получить докторскую степень, и вскоре была принята на работу в Ассоциацию внешней политики.

Она уделяла особое внимание отношениям между Соединенными Штатами и Советским Союзом, написав в 1946 году влиятельную книгу «Соединенные Штаты и Россия», став одним из первых экспертов, осудивших Холодную войну. Она была награждена медалью Джейн Аддамс за выдающиеся заслуги, врученной Рокфордским колледжем в 1954 году, и французским орденом Почетного легиона.

Дин преподавала в Гарвардском университете, Барнард-колледже, Рочестерском университете и читала лекции по американской внешней политике в Парижском университете, прежде чем обосноваться в Высшей школе государственного управления Нью-Йоркского университета .

Вера Дин у карты, 1950-е
Вера Дин у карты, 1950-е

P.S. Впечатления Пелхэма от увиденного в Петрограде 1 мая 1917 года.

"Одной из самых замечательных сцен, которые я когда-либо видел в своей жизни, была сцена в День труда в Петрограде. В День труда в гостинице не подавали еды; горничная не застилала постель; лифтер не управлял лифтом, а носильщик не нёс сумку. Один служащий оставался в офисе, и за этим исключением вся прислуга гостиницы была на улице, участвуя в рабочей демонстрации. То же самое было и в каждой другой гостинице, на каждой фабрике и в магазине. Не ходили ни трамваи, ни экипажи, ни автомобили. Толпа, оцениваемая в миллион человек, приняла участие в параде в честь Первого дня труда. Я наблюдал за парадом с улицы и видел в очереди детей от пяти лет и старше, рабочих с фабрик и других предприятий, женщин и девочек, чернокожих мужчин из Туркестана, мусульман, татар с Кавказа, курдов из Закавказья, монголов, маньчжуров, лапландцев и людей со всех концов России. В процессии участвовали солдаты, бизнесмены и представители всех сословий и социальных групп. Все были в красных значках Революции, и каждая группа несла транспарант. Дети, например, пели "Мы хотим бесплатные школы"; рабочие – "Мы хотим лучшую зарплату и лучшие условия жизни"; крестьяне – "Мы хотим землю". Другие транспаранты гласили: "Нет мира до победы". Ни полицейских, ни регулировщиков дорожного движения, ни представителей власти не было на улице, чтобы поддерживать порядок, однако День труда прошёл без малейших происшествий. Не было ни толкотни, ни явного беспорядка; казалось, каждый внёс свой вклад в поддержание порядка и обеспечение успеха дня. Нигде не было видно ни одного пьяного; да и вообще, в России вообще нет спиртного.

Петроград, Исаакиевская площадь, 1 мая 1917 года
Петроград, Исаакиевская площадь, 1 мая 1917 года
Петроград, Невский проспект, 1 мая 1917 года
Петроград, Невский проспект, 1 мая 1917 года

Ночью на каждом углу проходили политические митинги. Людям разрешалось свободно высказываться на любые темы и высказывать всё, что им вздумается, в защиту или осуждение правительства; более того, свобода слова в России разрешена в большей степени, чем в нашей стране. Я был на улице вечером, и с точки зрения поддержания порядка всё было лишь повторением того же дня.

В Петрограде не хватает продовольствия, а некоторые продукты питания вообще невозможно достать. Люди стоят в очередях за хлебом, денатуратом, мясом, обувью и, по сути, за всеми предметами потребления и одежды; и всё это делается без какой-либо центральной власти. Люди очень терпеливы к этим суровым лишениям, гораздо терпеливее, чем наши американцы, и гораздо более организованны. Продовольственная проблема заключается не столько в нехватке продовольствия по всей стране, сколько в обеспечении надлежащей доставки продовольствия в крупные центры.

В некоторых случаях рабочие требовали увольнения начальников цехов и мастеров на фабриках, а в некоторых случаях они фактически захватили собственность, но ни в одном случае они не повредили частную собственность и не попытались лишить владельцев их финансовых прав. Даже там, где они захватили фабрику,

Рабочие продолжили работу предприятия под своим руководством. Материальный ущерб, причинённый имуществу во время революции в Петрограде, был невелик.

Многие полицейские участки были сожжены, то есть деревянные конструкции сгорели, но стены и крыша остались целы. То же самое можно сказать о залах Дворца правосудия и тюрем. В гостинице "Астория" были выбиты окна на нижнем этаже. Дворцы вдовствующей императрицы получили пули из пулемётов, которые застряли в кирпичной кладке, а некоторые окна были выбиты. Число убитых в Петрограде во время революции составило менее тысячи человек.

Железнодорожная платформа на станции Торнио
Железнодорожная платформа на станции Торнио

Я выехал из Петрограда 4 мая. Всем путешествующим необходимо выполнить определённые формальности, например, визирование паспортов русскими, англичанами, французами и т. д. Это всего лишь формальности, как и проверка вашего багажа и документов. У меня не возникло никаких затруднений при выезде или пересечении границы со Швецией в Торнио, хотя некоторым моим попутчикам с немецкими именами повезло меньше".