Любите ли вы Жанну Д'Арк так, как люблю ее я? Для меня история Орлеанской Девы, пожалуй, одна из главных в истории мировой, и я с трепетом уже много лет отслеживаю все ее беллетризации, экранизации и постановки на сцене. И не сказать чтобы мне так уж много что на эту тему нравилось.
Не знаю, как для вас, а для меня до сих пор самыми любимыми остаются сцены, посвященные Жанне, из фильма Глеба Панфилова "Начало" с молодой Инной Чуриковой в главной роли. Вот это прямо аутентичная мощь! Как же жаль, что советская власть не дала Панфилову снять полноценный фильм целиком про Орлеанскую Деву, и ему пришлось прятать обрывки средневекового сюжета в историю ткачихи Паши Строгановой. Эх...
Знаменитый фильм Бессона, кстати, мне не особо понравился. Хотя там очень громко звучит мысль о том, что пока Жанна была покорна Божьей воле, она побеждала, а когда начала действовать наперекор Богу и от себя, потерпела крах... Спасибо католику Бессону, несмотря на весь излишний натурализм, он все же показал мистическую сторону подвига и трагедии.
А вот рок-опера "Жанна Д'Арк", созданная еще в 2003-м году уникальным творческим объединением "Рок-орденом Тампль" (замечательными поэтами и музыкантами Лорой Бочаровой, Линой Воробьёвой, Антониной Каковиди и Евгением Сусоровым), мне нравится безумно. С одной стороны, эта вещь стала плодом творчества тусовки ролевиков и реконструкторов, которые очень трепетно отнеслись к историческому материалу. С другой - она рождена еще в эпоху, когда цифровое и клиповое сознание не испортили мир окончательно. А с третьей, авторам свойственно нетривиальное музыкальное мышление и потрясающее владение словом. В общем, в итоге получилось Чудо! И не случайно, начиная с 2003 года, "Жанну" - с разной степенью успешности - ставили уже несколько театров. И, пожалуй, нынешняя версия в постановке режиссера Евгения Гулюгина, которую мы видели уже дважды, самая удачная и самая адекватная исходному материалу.
"Жанна" это очень красиво, светло и духоподъемно, несмотря на печаль! Это и для любителей Средневековья, и для верующих, и для феминистов всех мастей, и для поклонников аутентичного русского рока, и для ищущих настоящего Слова и настоящего Театра.
Спектакль начинается с заседания комиссии по канонизации. Кардиналы обсуждают, "была ль святой пред Богом и людьми крестьянка Жанна д'Арк из Домреми" (ну да, сначала сожгли как ведьму, потом канонизировали аж через 500 лет, долго думали). А дальше как будто открывается портал в прошлое, и перед нами разворачиваются события Столетней войны...
Причем, у авторов спектакля нет задачи показать всю жизнь Жанны досконально. Это постановка для тех, кто хорошо учился в школе и помнит что к чему. Здесь только главные узлы ее истории: явление Архангела Михаила в церкви на Рождество, встреча с королем, битва при Орлеане, коронация в Реймсе, предательство, суд инквизиции, костер...
Ирина Демидова, бывшая в главной роли 8 октября, пожалуй, идеальная Жанна: хрупкая, сомневающаяся, нежная, уязвимая деревенская 19-летняя девочка, и в тоже время решительная, сильная, способная вести за собой святая Дева, которая преображается, когда отдает себя в руки Бога ("Ты - всего лишь лилия на орифламме, но без лилий Франция мертва," - говорит ей Архангел). Она - живой пример того, как сила Божья в немощи совершается и свидетельство того, что, как поется в одной из арий, "Бог помогает тому, кто хочет помочь себе сам".
Но спектакль не только о подвиге Жанны, но и о ее трагедии: очень заметно, что она не создана для войны, это не ее стихия, она втягивается туда лишь будучи покорной воле Бога и, несмотря на победу при Орлеане, быстро ломается, сострадая всем убитым и раненым не зависимо от того, француз это или англичанин:
Вот
Я за доской, но кто фигуры ставил?
Кровью
Горчит победное вино.
Я
Вошла в игру, ее не зная правил,
Бросив прялку и веретено…
Разве по силам женщине остановить
Колесницу смуты?
Узел веками вязали – и вот он свит.
Бедные люди!
Скоры на суд, насмешку, измену, лесть –
И на веру скоры…
Ну так неси им, Жанна, благую весть,
Оставаясь в скорби!
На протяжении всей истории Жанна остается в одиночестве (и довершает это ощущение безупречный хрустальный вокал Ирины Демидовой). По-настоящему ни один сильный мира сего ее не поддержал. Она повторяет путь Христа, которого одна и та же спасенная толпа сначала прославляет и носит на руках в благодарность за чудо, а потом распинает...
Вот и свершилось пророчество-
Но почему холодно в мире?
Мой удел – одиночество,
Тень моя – спутник, суженый милый.
Вот и выбиты зубы льва – они
Прорастут на поле.
Алой станет трава и зимние сны
Ко мне не вернутся боле.
Вот и взят Орлеан – и где моя радость?
Душа омертвела…
Жанна! Куда пойдешь, когда выполнишь все,
Что Небо хотело?
В этой рок-опере очень важную роль играют хоровые партии: это и голос народа и голос воинов, и голос двора, и голос Церкви, это и осанна, и аллилуйя, и проклятия, и приговор...
Когда мы возвращались из театра и обсуждали спектакль, пришли с Женей и дочками к выводу, что у Жанны в этой истории все остальные персонажи (за исключением Архангела Михаила) двойники-антагонисты: вся знать, маршал, дофин Карл, возведенный ею на престол, его изменница мать, готовившаяся отдать Францию англичанам, епископ Кошон, бывший в сговоре с англичанами и добившийся ее казни. Все. Она сгорает одиночестве, преданная всеми...
Где золотое пламя,
Бьющее сквозь облака?
Я - словно это знамя,
Сорванное с древка.
Все, кто мне верил, ныне
Стали ко мне спиной.
Здесь, посреди пустыни
Мне умирать одной.
Одна из самых сильных сцен в спектакле для меня - узнавание короля вслепую. Жанна прибывает во дворец, чтобы попросить дофина Карла, слабого, капризного, избалованного мальчишку-подростка, подкаблучника своей проанглийской матери, прекрасно сыгранного Александром Казьминым, взойти на престол и спасти тем самым Францию. Жанна не знает, как выглядит король, а он специально, развлечения ради, прячется в толпе придворных, которая просит знамения. Но ведомая Богом Жанна получает знамение, узнает короля, они смотрят друг другу в глаза и молча падают друг перед другом на колени...
Вот, честно, стоит сходит на спектакль хотя бы только ради этой немой сцены...
До появления Жанны дофин Карл бегает с деревянным мечом и играет с девками в жмурки. Жанна вручает ему настоящий стальной меч и возводит на престол вопреки сопротивлению всего двора. Но ставший королем вздорный и глупый мальчишка не меняется, только становится еще заносчивее. И, подстрекаемый матерью, Карл все равно предает Жанну, не дав ей войска для взятия Парижа. Свобода Франции мало его волнует, ибо, как он поет, "падшие ангелы с небес не видны" (и знаменитые звенящие Казьминские "верха" в его прощальной арии становятся, как ни странно, символом запредельной низости и подлости). Карл по сути остается во власти матери (великолепная Галина Шиманская, смачно таскающая Казьмина-Карла за ухо, просто создана для роли королевы).
Особое место в спектакле отведено главному предателю, епископу-инквизитору Кошону, блестяще сыгранному Евгением Градусовым. Пожалуй, он получился даже еще более мерзким, чем король. Во время встречи с английским маршалом, принесшим кошелек с золотом в качестве взятки за казнь Жанны, они танцуют и поют совместное танго "Одно предательство", полностью отсылающее нас к истории Иуды и Христа:
Тридцать монет –
Для дипломатии священного нет,
Одно предательство не более чем пустяк!
Разве не так?
Одно предательство – осознанный шаг.
А самые любимые мои арии - это, конечно, дуэты Жанны и Архангела Михаила (потрясающая работа оперного певца и диктора радио "Орфей" Александра Хананина). Первый дуэт - видение Архангела в церкви на Рождество, когда Жанна соглашается на свою миссию. Второй - после битвы при Орлеане, когда Жанна осознает всю тяжесть своей доли (кстати, друзья, в спектакле отлично поставленные бои, отрада реконструкторов и просто фанатов Средневековья):
Слушай меня: в сраженьях
Ты шла впереди мужчин.
Тот, кто искал служенья,
Должен идти один.
Изначально был еще и третий дуэт, в концовке спектакля, когда Жанна восходит на костер. Мы слышали его на показе в прошлом году, но 8 октября спектакль шел уже с совершенно иным финалом: арии во время казни не было, осталась одна музыка, под которую Жанна медленно поднималась вверх по помосту, в объятия Архангела Михаила, укрывшего ее своими крылами. Это было очень красиво и как-то до слез правильно: маленькая и хрупкая Ирина Демидова в льняной рубахе до пят, босиком, и огромного роста широкоплечий Александр Хананин в белых сверкающих одеждах...
А потом на костер вслед за Жанной взошли и все, кто ее распял: король с мамашей, армия, солдаты, английский маршал, придворные, толпа, все-все... Все ее убийцы сгорели, и их приняла земля, а Жанну Архангел унес на небо в столпе света...
Особо хотелось бы отметить в этом спектакле роль Черного Шута-буффона, по сути беса, полного антагониста Архангела Михаила (без преувеличения гениальная работа Евгения Маркова). Шут не произносит в спектакле ни слова. Он только танцует и дирижирует толпой, войной, интригами двора, беззвучно подсказывает всем предателям ходы, и люди становятся марионетками в его руках. Именно он утаскивает в финале на веревке епископа Кошона прямо в ад.
В общем, друзья, я, как обычно, занудно и сумбурно, но мысль моя проста: на Жанну надо ходить. Это не такой уж частый пример одновременно Света и Мастерства на нашей нынешней сцене. В ней прекрасно все: музыка, тексты, режиссура, каст и актерская игра. И, конечно, сам выбор сюжета, вечной истории о подвиге, самопожертвовании, любви, предательстве и неблагодарности, которую ох как нужно почаще вспоминать чтобы оставаться людьми...
Огромное спасибо создателям "Жанны" и всем причастным!