Повышение утильсбора - тема, которая вызывает бурные дискуссии. Формально этот инструмент направлен на поддержку утилизации и экологию, однако по факту это очевидная протекционистская мера, которая может ударить по цене и доступности автомобилей для конечного потребителя. Мы уже ранее разобрали суть изменений и опубликовали 5 доводов в их пользу, что вызвало бурные дебаты. Сейчас разберем 5 доводов, почему же это решение вызывает такие сомнения и какие риски несёт для отрасли.
Рост цен на автомобили
Каждое повышение утильсбора автоматически закладывается в стоимость автомобиля. Фактически это дополнительный налог, который оплачивает покупатель. Результат - рост цен. При этом есть основания полагать, что подорожают и автомобили, которые производятся в России, на которые утильсбор напрямую не влияет – просто потому, что эти бренды сейчас находятся под ценовым давлением "серого" импорта с использованием льгот для физических лиц. В этих условиях многие бренды сейчас имеют отрицательную рентабельность, что, конечно, долго не может продолжаться.
Впрочем, с другой стороны, конкуренция брендов, уже производимых в стране, а также наличие все еще значительных нераспроданных складов, закупленных на условиях текущего утильсбора и крепкого рубля, вряд ли позволят ценам сильно вырасти. Более того, в теории, по мере уже запланированного запуска новых производств и роста объема производства, конкуренция среди локальных производителей будет только ужесточаться, рентабельность повышаться по мере роста объема и локализации, а цены - падать.
Этого, конечно, нельзя сказать про мощные автомобили с двигателями более 2л и параллельные гибриды – рост цен тут будет совершенно очевидный и мало кому может понравиться.
Неочевидные позитивные последствия для автопрома и экономики страны
Как показывает практика, основную порцию хейта потребителей на запланированные изменения получает многострадальный АвтоВАЗ. Подавляющее большинство, не разобравшись в сути, считает, что цель изменений – «очередное вливание средств в его бездонные карманы». Отчасти это является отражением негативного опыта потребителей продукции АвтоВАЗ, качество которой, несмотря ни на какие меры поддержки, многих не удовлетворяет. При этом как-то упускаются из виду все сложности, связанные с фактом ухода якорного партнера АвтоВАЗа из страны.
На самом деле, если внимательно разобраться с предлагаемыми изменениями, то их направленность на поддержку АвтоВАЗа совершенно неочевидна. Утильсбор на автомобили до 160 л.с. остается прежним, т.е. все прямые конкуренты Лады остаются доступными к льготному ввозу. Полагать сейчас, что все вырученные средства пойдут в АвтоВаз, наверное, тоже некорректно.
Куда более очевидно, что эта мера направлена на поддержку локализации производства китайским производителями. Действительно, это позволит им сейчас эффективно распродать накопленные склады и более уверенно инвестировать в развитие производства: ситуация, при которой более 70% автомобилей импортируется в страну с использованием льготных схем вряд ли добавляет оптимизма любому инвестору.
Конечно, сейчас речь идет прежде всего о перезапуске простаивавших заводов и таких проектов действительно много. Предполагается, что производители будут подписывать соглашение с правительством о локализации производства и при его исполнении получать льготы, как это было и ранее. Никто не может сейчас предсказать, что из этого получится на этот раз. В теории это должно привести в будущем к созданию современных производств автомобилей и компонентов полного цикла. Однако предыдущий опыт заставляет всех в этом усомниться.
Удар по импорту автомобилей с пробегом популярных брендов, последовательных гибридов и электромобилей
Как уже было сказано, в настоящий момент до 70% таких автомобилей ввозятся в страну частными лицами. Совершенно очевидно, что после внесения изменений в схему утильсбора, уравнивающих физлиц с юридическими лицами, ввоз таких автомобилей может сильно снизится. Какие-то бренды, в том числе уже ставшие популярными, просто покинут наш рынок: с утратой ценового преимущества за счет льгот, смысла в их покупке более не будет.
Официальные дистрибьюторы гибридных автомобилей также пострадают, но в их случае повышение цен не будет фатальным, т.к. они и так платят коммерческий утильсбор. Однако скорее всего они также не смогут эффективно конкурировать с локализованными проектами.
Что касается покупателей автомобилей с пробегом с мощностью более 160 л.с., то потребители очевидно переключатся либо на новые автомобили российского производства китайских брендов, либо на внутренний рынок, но тут выявляется следующая проблема.
Старение автопарка
Когда новые автомобили дорожают, люди просто дольше ездят на старых. Средний возраст машин в России уже превышает 14 лет, и повышение утильсбора этот показатель только увеличит. Многие владельцы автомобилей европейских брендов, особенно с мощными двигателями, просто не готовы пересесть на китайский автомобиль российского производства и предпочтут ездить на старой машине.
Именно работа частных продавцов по поставке под заказ автомобилей с пробегом с использованием льгот для физических лиц позволяла людям приобрести привычную машину по доступной цене. Теперь такая возможность будет сильно ограничена. В результате вместо «утилизационного эффекта» можно получить обратный результат: стареющий и менее безопасный автопарк.
Риски для официальных дилеров
Дилерский рынок и без того работает на грани рентабельности, а если уж говорить на чистоту - очень часто в убыток. Достаточно обратится к открытой статистике крупных дилерских сетей.
Более того, многие дилеры уже прекратили свою деятельность. Например, в Ростове-на-Дону, за 9 месяцев закрылись 30% автосалонов дилеров.
В случае роста цен из-за изменения утильсбора, интерес покупателей к новым автомобилям, конечно, снижается. В итоге - падение спроса, замедление оборота и давление на бизнес, который обеспечивает прозрачные продажи и сервис. С другой стороны, отмена льгот для физических лиц, которой пользуются перекупщики, может существенно снизить конкуренцию с их стороны, о чем мы говорили в прошлой статье.
Повышение утильсбора в 2025 году - шаг, который несет и риски, и пользу. После 3 лет адаптации к новой реальности, сейчас рынок нуждается в дополнительном регулировании и поддержке. Насколько верными будут шаги регулятора – покажет время.
UPD:
Новые правила расчета утильсбора приняты.
➡️По предварительным данным, всем, кто сможет подтвердить оплату до 13 октября, но автомобиль поступит после 1 ноября, будет предоставлена возможность оплатить утильсбор по текущим правилам.
АвтоАтлас
Телеграм-канал - https://t.me/atlasauto_group