На экраны вышел фильм «Филателия» Натальи Назаровой — крепко сколоченная и изящно расшитая киноузорами мелодрама из провинциальной жизни. Есть над чем поплакать, есть чему и улыбнуться. Честно говоря, не избежал ни того, ни другого и я.
Не очень молодая Яна (во вдохновенном исполнении Алины Ходжевановой) живет в маленьком поселке на берегу Баренцева моря одна-одинёшенька. У нее больное сердце, а еще – ДЦП, хоть и в легкой форме, но с дефектом речи и неизлечимой хромотой. Работает она в маленьком почтовом отделении, получает, само собой копейки – и находит отраду только в любительском занятии филателией (благо, на почту иной раз приходят пакеты из вполне экзотических мест).
Ей вообще не слишком везет в жизни – помимо болезни, делающей её «не такой» как все (в чем Яна вполне отдает себе отчет), у неё в детстве пропал отец-моряк, да и по мелочи всякое случается: то придурочного вида приятель-филателист (он же электрик, отличная характерная роль Ильи Носкова) увлечется карикатурной красоткой, то клиенты хамоватые попадутся… Да и в маленьком женском коллективе почты - свой паноптикум.
Филателия в фильме – символ «маленькой» мечты для «маленького» человека, который смиряется с тем, что ему придется всю жизнь рассматривать экзотические виды на крохотных клочках бумаги, так и не выбравшись из своего поселка. Поэтому так смешны, но и грустны съёмки в клубе филателистов (словно сделанные скрытой камерой). Не случайно героиня в порыве сбрасывает со стола драгоценные альбомы – это происходит именно тогда, когда у нее появляется (и вдруг исчезает, к счастью, ненадолго) возможность испытать настоящую жизнь…
Наталья Назарова добивается удивительного эффекта: её героиня достаточно озлоблена на мир, всё время пытается огрызнуться, в ней нет ни на грош юродивой «святости» - и вместе с тем она кажется способной на истинное чувство, душевную тонкость… Нужно, чтобы для этого настало время. Чтобы жизнь дала сигнал.
Сигнал дан - появляется Он. Принц-моряк (харизматичный Максим Стоянов). С прошлым. С нестабильным характером и тягой к алкоголю. С довольно заурядной (хотя и симпатичной) физиономией. Но как-то сразу видно, что именно Принц.
Ну, тут начинаются обычные для жанра перипетии, как раз и вызывающие то улыбку (прежде всего в массовых сценах - карикатурный клуб филателистов, страсти в почтовом коллективе, провинциальные нравы караоке), а то и слезу. Заканчивается всё как и положено по канонам жанра. Хотя с нюансами… ну, тут надо смотреть.
Яна, конечно, продолжает длинный ряд «хромоножек», вообще «странных» женщин русской литературы и кино – от Достоевского до советских киногероинь (очевидно, что Алёна Ходжеванова вместе с Назаровой внимательно смотрели и «Начало», и «Асю Клячину»). Одной из задач режиссёра было, думается, вписывание известного типажа в современные условия. Безусловно, это у Назаровой получилось убедительно и душевно.
И ещё. Поселок на краю земли живет настоящей, насыщенной жизнью. И совсем не бедной, кстати – у той же Яны собственная квартира, небольшая, но с приличным ремонтом; опять же, караоке-бар, ровно такой же, как во всех уголках земли, ничуть не хуже. Моряки, приходящие из дальних рейсов, так и вообще имеют в карманах толстые пачки пятитысячных. Но дело не в этом. Нет тяжести, тоски, ледяного отчаяния. Люди в посёлке верят в лучшее, ищут своего счастья, борются за него (пусть порой неловко и неумело). «Филателия» – анти-«Левиафан» (действие фильма Звягинцева происходит примерно в тех же широтах).
Ещё одно коренное отличие от Звягинцева – установка на жанровость, доступность для широкой аудитории. Назарова во всех своих работах демонстрировала именно открытость, готовность к диалогу со зрителями по самым насущным проблемам.
Очень жаль, что для Назаровой «Филателия» (удостоенная – и совершенно справедливо - ряда кинопризов) стала последней работой (она здесь и сценарист, и режиссёр). Наталья Вадимовна умерла в апреле этого года в 55 лет (онкология). Её ленты «Простой карандаш», «Плакать нельзя», «Райцентр» (увы, успела она сделать не слишком многое) обещали вылиться в некое большое повествование, полноценный кинороман о современности. И «Филателия» стала очень достойным, хотя и невольным эпилогом этого недописанного, недоснятого романа.
Автор: Михаил Гундарин