Найти в Дзене

Москва деревянная. Часть 18. Городская усадьба Арсеньевых на Большой Ордынке (Дом с мезонином).

«На Ордынке, на Ордынке, где фасады по старинке щурят маленькие окна на плафоны фонарей…» Одной из жемчужин (а как еще сказать) Большой Ордынки по праву считается Городская усадьба Арсеньевых (ул. Большая Ордынка, 45/8, стр. 3). Сделать нормальные фото в Москве в 2025 году крайне непросто. Город на протяжении всего теплого сезона готовится к зиме: меняет летние бордюры на зимние. Ну как получилось… Перед нами деревянный дом с высоким мезонином на каменном подклете. Так выглядело допожарное, да и послепожарное, Замоскворечье. И сегодня у нас есть очень хорошая возможность увидеть, как это все выглядело тогда. А хотите узнать: почему так «модно» было строить? А вот загляните сюда и сюда. Первой владелицей усадьбы, еще до пожара 1812 года, была некая мещанка Екатерина Калашникова. Говорят, что конкретно эта усадьба удивительным образом практически не пострадала при пожаре 1812 года. Хотя, скорее всего, дом поставили после пожара на сохранившейся каменный подклет (1 этаж). В послепожарное

«На Ордынке, на Ордынке, где фасады по старинке щурят маленькие окна на плафоны фонарей…»

Одной из жемчужин (а как еще сказать) Большой Ордынки по праву считается Городская усадьба Арсеньевых (ул. Большая Ордынка, 45/8, стр. 3).

Сделать нормальные фото в Москве в 2025 году крайне непросто. Город на протяжении всего теплого сезона готовится к зиме: меняет летние бордюры на зимние. Ну как получилось…

Городская усадьба Арсеньевых на Большой Ордынке (ул. Большая Ордынка, 45/8, стр. 3). Фото автора.
Городская усадьба Арсеньевых на Большой Ордынке (ул. Большая Ордынка, 45/8, стр. 3). Фото автора.

Перед нами деревянный дом с высоким мезонином на каменном подклете.

Так выглядело допожарное, да и послепожарное, Замоскворечье. И сегодня у нас есть очень хорошая возможность увидеть, как это все выглядело тогда. А хотите узнать: почему так «модно» было строить? А вот загляните сюда и сюда.

Первой владелицей усадьбы, еще до пожара 1812 года, была некая мещанка Екатерина Калашникова.

Говорят, что конкретно эта усадьба удивительным образом практически не пострадала при пожаре 1812 года. Хотя, скорее всего, дом поставили после пожара на сохранившейся каменный подклет (1 этаж).

В послепожарное время особняк принадлежал семье дворян Арсеньевых. Арсеньевы – древнейший и обширнейший дворянский род.

Считается, что сначала владельцем был действительный статский советник, московский вице-губернатор Алексей Иванович Арсеньев, а затем его вдова Анна Петровна Арсеньева.

Между прочим, Арсеньевы были родней М.Ю. Лермонтову, и если пофантазировать, то можно предположить, что поэт бывал здесь в гостях.

В 1834 году дом расширили и реконструировали фасад

В 1870 году особняк, а заодно и два соседних дома приобретает купчиха Матрёна Степановна Сорокова. Домовладения объединяются в единое имение. На первом этаже обустраивается булочная.

Большая Ордынка. Дом №45, 1914 г. Альбом фотографий «Москва. От Маросейки до Преображенской заставы, от Солянки до Семеновской улицы, от Моховой до Воробьевых гор» (https://pastvu.com/p/2200123)
Большая Ордынка. Дом №45, 1914 г. Альбом фотографий «Москва. От Маросейки до Преображенской заставы, от Солянки до Семеновской улицы, от Моховой до Воробьевых гор» (https://pastvu.com/p/2200123)
Большая Ордынка. Дом №45, 1914 г. Булочная Сороковой (https://pastvu.com/p/1094595)
Большая Ордынка. Дом №45, 1914 г. Булочная Сороковой (https://pastvu.com/p/1094595)

Ее потомки владели усадьбой вплоть до 1917 г. И конечно же потом здание «растерзали на коммуналки».

Дом с мезонином почти без переделок дошел до наших дней. Его отреставрировали в 1999 году. Стоит отметить целостность его первоначального фасадного решения и сохранность внутренней планировки. Даже структура интерьеров близка к первоначальной.

Правда от дореволюционных деталей внутреннего убранства до сегодняшнего дня не сохранилось ничего.

Ныне этот дом – объект культурного наследия федерального значения, а по совместительству – ресторан испанской кухни.

Фото автора статьи, как получилось...