Найти в Дзене
Сити x M24

Новые выставки в Москве: топ-8 главных проектов октября

Оглавление
 Гриша Брускин. Фундаментальный лексикон (часть 3). 1986
Гриша Брускин. Фундаментальный лексикон (часть 3). 1986

В этом месяце московские выставочные площадки предлагают замедлиться, вглядеться в Москву Гиляровского и модные тренды, описанные Булгаковым. Рассказываем о главных выставках октября.

«Трын*Трава. Современный русский стиль»

Керамические волки-космонавты, пикселеобразные деревянные игрушки по мотивам русской вышивки и тканое панно, имитирующее сноп пшеничных колосьев, пропущенных через шредер. Проекту «Трын*Трава», который проходит в Москве уже в восьмой раз, удается совмещать актуальные дизайнерские тренды с доступностью и иронией.

Павел Кулешин. Игрушки по мотивам русской вышивки
Павел Кулешин. Игрушки по мотивам русской вышивки

Подзаголовок проекта «Современный русский стиль» говорит сам за себя. Из года в год выставка пытается ответить на вопрос о том, какие формы культурный код может принимать в дизайне и декоративно-прикладном искусстве.

Выставка «Трын*Трава» — еще и отличный повод лишний раз побывать в усадьбе Муравьевых-Апостолов, которая чудом пережила в пожар 1812 года и в обновленном виде была заново открыта в 2013 году. Фрагменты оригинального деревянного сруба и аутентичные барельефы — идеальный фон для разговора о русском стиле.

Музей-усадьба Муравьевых-Апостолов, ул. Старая Басманная, 23/9, стр. 1
До 28 октября,
билеты по 600 рублей

«Благороднейшие из тканей»

Что общего у ксерокса и гобелена? Оба слова превратились из имен собственных в нарицательные, разница только в том, что в первом случае речь о бренде, а во втором — о фамилии.

Триумф Помпея. Из серии «История императора Помпея». Конец XVI века
Триумф Помпея. Из серии «История императора Помпея». Конец XVI века

В Европе XVI–XVIII века были временем расцвета шпалерного искусства. Шпалеры, или «тканые картины», — это настенные безворсовые ковры с сюжетными композициями. В XVII веке центр их производства переместился из Брюсселя во Францию, где пальму первенства завоевала мануфактура Гобеленов. Вскоре фамилия стала одним из общепринятых названий шпалер.

На выставке «Благороднейшие из тканей» в Пушкинском музее историю шпалерного искусства рассказывают на примере девяти редких экспонатов. Два из них — купленные музеем в 2014 году шпалеры «Триумф Помпея» и «Триумф Славы» — экспонируются впервые.

ГМИИ имени А. С. Пушкина, ул. Волхонка, 12 (залы 19 и 20, колоннада)
До 4 ноября,
билеты по 600 рублей

«Надел что было»

«Человек плохо одетый — пропал», — говорил Михаил Булгаков, пристально следивший за своим стилем и окружавший себя людьми, не чуждыми моде. Новая выставка в Музее Булгакова на Большой Садовой знакомит посетителей с модными трендами 1920–1930-х годов, отталкиваясь от романа «Мастер и Маргарита» и истории его создания.

Евгений Чуксеев/пресс-служба Музея Михаила Булгакова
Евгений Чуксеев/пресс-служба Музея Михаила Булгакова

В экспозиции собраны фотографии писателя и его друзей, эскизы платьев, журналы мод, украшения, аксессуары и прочие артефакты, ставшие немыми свидетелями эпохи. Среди героев проекта — художник и модельер Сергей Топленинов, художница по тканям Кира Мосякова и Елена Сергеевна Булгакова — прототип Маргариты и настоящая икона стиля своего времени.

Камерная выставка «Надел что было» заинтересует не только поклонников творчества Булгакова и людей, увлеченных историей моды, но и всех, кто ищет вдохновение в деталях прошлого. Посетителей ждут оригинальные флаконы популярных духов той поры, шелковое «платье Маргариты» и многое другое.

Музей М. А. Булгакова, ул. Большая Садовая, 10
До 14 ноября,
билеты по 450 рублей

Новый выставочный сезон в МАММ

Из пяти новых выставок в Мультимедиа Арт Музее, которые работают до конца ноября, внимания в первую очередь заслуживают две. Главная из них — масштабная ретроспектива современной художницы Ани Желудь, ушедшей из жизни этим летом. Без ее картин и минималистичных скульптур из металлических прутьев история отечественного искусства последних 20 лет совершенно непредставима. В формате прощальной выставки эти работы, и так переполненные тихой грустью, приобретают трагическое величие.

Аня Желудь. Персональное пространство. 2021. Металл, сварка. Из коллекции PA Gallery
Аня Желудь. Персональное пространство. 2021. Металл, сварка. Из коллекции PA Gallery

Также стоит отметить подборку работ из собрания екатеринбургского фонда «Синара». Выставка «Фундаментальный лексикон» — это настоящая энциклопедия классиков современного российского искусства, таких как Илья Кабаков и Эрик Булатов, Михаил Рогинский и Виктор Пивоваров.

Отдельным проектом под названием «Опознанный объект» в МАММ чествуют еще одного современного классика — Андрея Гросицкого (в этом году отмечают 90-летие со дня его рождения). Выставка «Спасибо вам, что были снами» знакомит зрителей с разными гранями творчества Владимира Грига — художника, который в первую очередь известен своими причудливыми работами в сложной технике мозаики из стекляруса на холсте. Завершает перечень новых проектов МАММ фотовыставка Ивана Филатова «История села Ижевское».

Мультимедиа Арт Музей, ул. Остоженка, 16
До 30 ноября,
билеты по 700 рублей

«Краснопевцев. Равновесие неравного»

Островком тишины и безмятежности на ближайшие несколько месяцев станет пространство ЦСИ AZ/ART, где проходит выставка в честь 100-летия со дня рождения Дмитрия Краснопевцева. По словам куратора Натальи Волковой, он в первую очередь был художником-отшельником, философом, мистиком и символистом, который «противостоит бессмысленной суете и спешке современного мира».

Дмитрий Краснопевцев. Ваза с раковинами, бусы и морская звезда на красном фоне. 1964. Коллекция фонда «Прометей»
Дмитрий Краснопевцев. Ваза с раковинами, бусы и морская звезда на красном фоне. 1964. Коллекция фонда «Прометей»

В экспозиции собрано полсотни живописных и графических работ Краснопевцева, которые позволяют проследить траекторию его творческого пути от первых художественных опытов и до прославивших его монохромных «метафизических натюрмортов». На выставке они представлены в окружении уникальных артефактов из мастерской художника. На протяжении многих лет героями его картин становились раковины, глиняные кувшины, камни, латунные подсвечники и старинные книги. Теперь они ведут друг с другом немой диалог, обрывки которого при должном внимании смогут услышать и посетители выставки.

ЦСИ AZ/ART, ул. Маросейка, 11/4, стр. 1
До 8 января 2026 года,
билеты по 400 рублей

«Светлая Оттепель»

Новая выставка в Центре Вознесенского — своего рода сиквел проекта «Темная Оттепель», который с невероятным успехом открылся зимой этого года и даже был продлен на несколько месяцев. Тогда речь шла об обратной стороне эпохи, которая всем нам кажется такой знакомой. Но вместо жизнерадостных пионеров и наполненных светом московских пейзажей зрителей ждали мрачные закоулки, пугающие пивные и всевозможная нечисть.

Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского
Предоставлено пресс-службой Центра Вознесенского

Экспозиция «Светлая Оттепель» раскрывает совсем другую грань 1960-х. Да, она гораздо более оптимистичная, но для массового зрителя все равно почти неизвестная. Речь на выставке идет о синтезе искусств, светомузыке, световой архитектуре, кинетическом искусстве и многом другом. Все эти направления стали отражением новаторского духа, затронувшего все сферы жизни той поры. Смысловым центром выставки стала история студенческого конструкторского бюро «Прометей», объединившего первопроходцев медиа- и видео-арта со всего Советского Союза.

Центр Вознесенского, ул. Большая Ордынка, 46, стр. 3
До 18 января 2026 года,
билеты по 500 рублей

«Свой человек. Владимир Гиляровский»

Музей русского импрессионизма и Политехнический музей собираются создать красочный портрет «короля репортеров» Владимира Гиляровского. Он с одинаковым задором живописал жизнь кабаков, трактиров, ночлежек и самих газетных редакций. Современники «дяди Гиляя» взахлеб читали его очерки и книги, написанные живым и образным языком.

Владимир Алфеевский. Кафе «Артистическое». 1924. Государственная Третьяковская галерея
Владимир Алфеевский. Кафе «Артистическое». 1924. Государственная Третьяковская галерея

На выставке соберут портреты самого Гиляровского и его знаменитых современников — Федора Шаляпина, Антона Чехова и Максима Горького. Полноправной героиней станет стремительно меняющаяся Москва конца XIX — первой трети XX века с нарядными площадями и тихими переулками, парками и трактирами, купцами и пришедшими им на смену рабочими — строителями новой столицы. Проследить за этими переменами можно будет по картинам Ильи Репина и Василия Кандинского, Константина Коровина и Наталии Гончаровой. Благодаря Политехническому музею на выставке также можно будет увидеть технические новинки, появившиеся в жизни москвичей в то время: оригинальные фонографы, лампы накаливания и многое другое.

Музей русского импрессионизма, Ленинградский пр-т, 15, стр. 11
16 октября — 25 января 2026 года,
билеты по 650 рублей

«Все на улицу!»

Может показаться, что искусство фотографии в первую очередь зависит от технического прогресса. Более мощные линзы, новые способы проявки или печати — это действительно важно. Но есть и другие обстоятельства, способные произвести настоящую арт-революцию. Для фотографии таким прорывом стал выход за пределы студий и фотоателье. Буквально выйдя на улицу, фотографы навсегда изменили подход к съемке, обогатив свой визуальный язык новыми приемами.

Denis Piel, Tatjana Patitz. Laetitia Firmin-Didot. Cannes, Paris A New Mood. Vogue USA, 1986 (Denis Piel, Courtesy Lumiere Gallery)
Denis Piel, Tatjana Patitz. Laetitia Firmin-Didot. Cannes, Paris A New Mood. Vogue USA, 1986 (Denis Piel, Courtesy Lumiere Gallery)

Этот сюжет Галерея Люмьер раскрывает на примере всего 17 снимков, созданных ведущими фотографами XX–XXI веков, работавшими в жанре модной фотографии. Среди них есть и Ги Дебор, чьи яркие кадры наполнены мрачноватыми сюрреалистическими образами, и Хельмут Ньютон, который на протяжении всей своей карьеры раздвигал границы дозволенного при работе с обнаженным телом.

Галерея Люмьер, ул. Большая Полянка, 61, стр. 1
До 1 марта 2026 года,
билеты по 2 500 рублей

Текст: Александр Быковский