Веркина нужно не столько читать, сколько разгадывать. «Сорока на виселице» — это загадка на загадке, причем ответов писатель не дает. Предоставляет читателю возможность додумать самим.
В центре повествования — простоватый земной парень Ян, которому волей случая выпало решать судьбы человеческой цивилизации. Но судьба как дала ему этот шанс почувствовать ответственность за судьбы мира, так и отобрала. Ян пошел дальше своей дорогой, а цивилизация — своей.
Начинается книга с монолога неизвестного нам повествователя, который знал многих участников этой истории, и заканчивается его же монологом. Кто этот человек — загадка. А может, это и есть Ян, для которого годы на планете Реген не прошли бесследно? Снова загадка.
Действие происходит в будущем, когда человечество освоило Вселенную и заселило ряд экзопланет. Новым космическим открытиям поспособствовало развитие синхронной физики, которую многие недооценивали и считали паранаукой, но именно она дала резкий скачок в прогрессе.
«Наука усложнилась настолько, что на передовых ее рубежах отличить гениальность от шарлатанства стало практически невозможно».
И теперь синхронные физики на далекой и не заселенной пока планете Реген в созвездии Рея проводят некий эксперимент, который в случае успеха позволит продвинуться еще дальше в космос. Они строят актуатор, который будет генерировать поток Юнга. Гипотетически уже обнаружен поток снов, мечтаний и коллективного бессознательного, который играет свою роль в развитии ойкумены. Теперь его существование предстоит подтвердить экспериментально.
Но эксперимент буксует, и синхронные физики просят Большое Жюри разрешить использовать некий фермент, «разгоняющий» человеческий мозг и позволяющий ученому взглянуть на проблему «множеством очень разных глаз». И тогда можно говорить о прорыве в новые космические дали.
Но как скажется на человеке этот фермент? Гуманно ли его применение? Нужно ли сейчас стремиться дальше в космос, ведь и людей в ойкумене столько нет, чтобы его дальше заселять.
Это и должно решить Большое Жюри — двигаться дальше, или остановить эксперимент. От решения Жюри зависит, каким путем пойдет дальше развитие цивилизации.
Это завязка. Основной рассказчик — Ян, он сугубый землянин, парень недалекий, но физически крепкий. С его слишком низким «айкью»-рейтингом ему было трудно найти работу в межгалактическом пространстве, да и на Земле тоже, поскольку всю низкоквалифицированную работу давно выполняют роботы.
Однако кое-где требовались люди. В частности, роботы не всегда понимали, когда пора спасать туристов — действительно ли они заблудились, или это часть квеста. Без человека явно не разобраться! Таким спасателем-человеком, незаметно сопровождающим тургруппы в горном массиве Путорана, и работает Ян.
В Большом Жюри участвуют шесть членов Мирового Совета и шесть обычных землян, выбранных случайно. Так Ян попадает в Большое Жюри и летит на Реген. Ян не силен в науках, он просто фиксирует и озвучивает происходящее. Возможно, он и есть та самая сорока, которая смотрит на всех сверху, сидя на виселице. Сорока — просто наблюдатель, не она пляшет на лужайках, не ее будут казнить. И вообще — она просто сорока.
«Дорога к виселице идёт через танцующие лужайки».
Роман назван по картине Питера Брейгеля Старшего «Сорока на виселице», написанной в 1568 году и отражающей фламандскую пословицу: «Дороги к виселице идут через весёлые лужайки».
Вместе с Яном на Реген летит молодая библиотекарша Мария.
«Книги надо читать. Если книгу никто не читает в течение года, она стареет физически. Вот для этого и нужны библиотекари», — убеждена она.
Мария нужна на Регене — там книги не читали восемь лет, это критический срок. Но есть более серьезная угроза — книги грызет вредный червь Вильямса, с которым предстоит борьба. Вообще, как и в «снарк снарк», здесь тоже уделено большое внимание книгам и библиотеке. Роль книг в развитии цивилизации Веркиным явно преувеличена, но читать про это интересно.
Например, герои рассуждают про библиопаники — неврозы, связанные с книгами.
«Библиофилам со стажем кажется, что книги начинают с ними разговаривать, нашептывать, вызывать образы… Это, кстати, известный феномен — запойные читатели часто не отличают свои мысли от мыслей, почерпнутых из книг. А потом они замечают, что книги сами выбирают себе места на полках, меняют места, порой вовсе исчезают, выставляются из рядов — ищут читателя».
Еще один главный герой книги — это синхронный физик Уистлер, который настаивает на необходимости эксперимента, на необходимости применения того самого фермента, усиливающего мозг ученого для мощного научного рывка. Это трагический персонаж.
«Синхронные физики — самая суеверная раса ученых».
В ожидании прибытия других членов Большого Жюри и группы синхронных физиков немногочисленные пока обитатели планеты Реген ведут беседы.
- О человеческом разуме, который природа создала как катализатор. Когда природа поняла, что для достижения ее целей времени существования Вселенной не хватит, она создала человеческий разум.
- О том, что у эволюции явно есть цель. Это может быть обуздание энтропии или рождение Бога-Творца в классическом библейском понимании.
- О том, что разум может оказаться ошибкой природы, которую она как раз сейчас собирается исправить. Благодаря разуму человечество расползается по Вселенной, как плесень или как пожар в степи, и природе это не нравится.
- И, наконец, о том, что к звездам человечество несет с собой клопов, комаров, пыль, аллергию, и носовые платки, свои непомерные амбиции и другие нелучшие человеческие качества.
Как и в «снарк снарк», в книге есть фирменный Веркинский юмор, особенно хороша сцена с туристами-трапперами и медведем по кличке Хромой, случившаяся в бытность Яна спасателем на Путоране.
Хотя юмора здесь значительно меньше, чем в «снарке». А вселенской грусти — больше.
И да, по жанру это настоящая научная фантастика в традициях братьев Стругацких и Станислава Лема.
Читали, будете?
Отзыв о книге Эдуарда Веркина "снарк снарк":