Найти в Дзене

Психическая импотенция

Оглавление

Ева и Лилит: почему с одними спят, а на других женятся

Кадр из сериала "Молодой папа"
Кадр из сериала "Молодой папа"

Он может быть образцовым отцом, носить ваше семейное фото в кошельке, с нежностью говорить, какая вы прекрасная жена. А в это время его телефон взрывается сообщениями от неё — той, с кем он теряет голову.

Это не новость. Александр Блок боготворил жену как Богиню, Прекрасная Дама обитала в небесной выси и была недостижима. Для земного блаженства нужна была другая — «земная» женщина, Лилит. Кстати, Богиня - всегда одна, а «земных» может быть много .

Проблема не в вас. Проблема в этом трагическом раздвоении, которое заставляет мужчин искать 2 женские энергии в одной — и не находить.

Красивая и смелая дорогу перешла…
Красивая и смелая дорогу перешла…

Карл Юнг называл это расщеплением анимы — внутреннего образа Женщины. Когда анима раскалывается, мужчина проецирует «светлую» часть на одну женщину (Еву, «мать/дом»), а «тёмную», страстную — на другую (Лилит, «эрос/риск»). Он ищет две разные энергии в одной — и не находит, потому что сам не готов к целостному восприятию.

«Ни одно дерево не вырастет до рая, пока его корни не достигнут ада».
Пока «рай» и «ад» в его душе живут по разным адресам, отношения обречены на разлад.

Громкие истории подтверждают это снова и снова — в том числе история Джуда Лоу.

Сцена. Лондон, июль 2005

В полночь Джуд Лоу делает редкий для звезды жест — публично извиняется перед невестой, Сиенной Миллер, за связь с няней его детей:

«Мне глубоко стыдно и больно от того, что я причинил Сиенне страдания».

Этот эпизод стал хрестоматийным: любовь и влечение в мужском сознании оказываются разведены по разным углам. Публичное покаяние — редкая возможность увидеть раскол без прикрас.

Кадр из сериала "Молодой папа"
Кадр из сериала "Молодой папа"

Что сказали бы классики?

Фрейд. Он называл это «психической импотенцией» и формулировал жёстко:

«Там, где они любят — не желают; там, где желают — не в состоянии любить».

Внутри его психики возникает роковой раскол: «святая» Ева и «грешная» Лилит ведут вечную войну за его душу.

Эрих Нойманн.

В «Великой Матери» он описывает светлую (кормящая, «разрешённая») и тёмную(соблазняющая, автономная) стороны женского архетипа. Здесь и закрепляется культурный ярлык Лилит как тёмный полюс анимы.
Красивая и смелая дорогу перешла…
Красивая и смелая дорогу перешла…

Юнг углубил это понимание: женский образ в психике мужчины — анима — зачастую раскалывается на «святую» и «блудницу». Пока анима не обретёт целостность, мужчина видит не живую женщину, но собственные проекции, раздаёт роли и выносит «эрос» за порог дома.

Но честность Джуда Лоу — скорее, исключение. Куда чаще мужской раскол проявляется в долгом предательстве, как в истории Брэда Питта и Дженнифер Энистон.

Когда ты сорвал Джек-пот в самом начале, тебе кажется, что ты проиграл. И всю жизнь ты идешь к тому, чтобы это понять и оценить. Но всегда уже слишком поздно.
Когда ты сорвал Джек-пот в самом начале, тебе кажется, что ты проиграл. И всю жизнь ты идешь к тому, чтобы это понять и оценить. Но всегда уже слишком поздно.

Питт скрывал роман с Анджелиной Джоли месяцами, и для Дженнифер ударом стала не только измена, но и ежедневная ложь. Как она сама признавалась, находилась в шоке, узнав о масштабах романа одновременно со всем миром.

Таблоиды годами живописали Энистон в тонах «домашнего уюта и добродетели», Джоли — в красках «страсти и риска». Это не отражение их сущностей, но удобное для прессы разделение на Еву и Лилит, которое идеально ложится на почву того самого внутреннего конфликта.

Питт прошел длинный путь, чтобы оценить, что у него было все и сразу. Теперь они с Джен просто друзья. А Анжелина продолжает войну, в которой дети - главное оружие.
Питт прошел длинный путь, чтобы оценить, что у него было все и сразу. Теперь они с Джен просто друзья. А Анжелина продолжает войну, в которой дети - главное оружие.

Корень раскола: почему в его голове живут две разные женщины?

Итак, мы увидели, как этот сценарий повторяется в громких историях. Но откуда он берется? Ответ, как это часто бывает, родом из детства.

Психика ребенка не может вместить, что один и тот же самый важный человек в мире — мать — может быть и доброй, и строгой, и дарующей любовь, и вызывающей frustration. Чтобы справиться с этой сложностью, психика часто прибегает к расщеплению: мать делится на «хорошую» (которая кормит, утешает, заботится) и «плохую» (которая сердится, уходит, не отвечает на крик, запрещает).

-7

Что происходит дальше с мальчиком?

· Нарциссическая или пограничная мать, сама не обладающая целостностью, лишь усугубляет этот раскол. Её поведение непоследовательно и непредсказуемо: сегодня она обнимает, а завтра — холодно отвергает без объяснений. Ребенок не может выстроить целостный, надежный образ. Он живет с тревогой и усваивает: женщина не может быть одной. Она либо «вся хорошая», либо «вся плохая».

-8


· Это не интеграция, а проекция. Повзрослев, такой мужчина не научился соединять в одном образе и нежность, и страсть, и слабость, и силу. Его внутренняя «анима» остается расколотой. Вместо того чтобы видеть живую женщину, он проецирует на партнерш эти детские образы.

Одну он возносит на пьедестал святой заботливой матери (Ева), а другую — низводит до роли опасной, соблазнительной, но «плохой» женщины (Лилит), на которую можно списать все свои подавленные желания и агрессию.

Так что же делать? Выход есть, и он не в том, чтобы «стать другой».

· Осознать проекцию. Главный шаг — понять, что проблема не в «неправильной» женщине, а в расколотой картине мира самого мужчины. Он реагирует не на реальную партнершу, а на свой старый, детский образ.


· Искать не виноватых, а причину. Речь не о том, чтобы обвинять мать, а о том, чтобы понять, какие ранние схемы отношений управляют вашей жизнью сегодня.


· Интегрировать, а не выбирать. Цель — не уничтожить «Лилит» и не свергнуть «Еву», а позволить им встретиться. Признать, что одна и та же женщина имеет право быть и сильной, и слабой, и нежной, и страстной, и святой, и грешной. На языке психологии это называется интегрировать образ матери и, как следствие, — интегрировать свою аниму.

Это трудная внутренняя работа, путь к целостности. Но именно она позволяет перестать быть заложником детского раскола и начать выстраивать по-настоящему взрослые, глубокие и полноценные отношения — с живым человеком, а не с его проекцией.

И, если он божится, что больше НИКОГДА… Очень вряд ли. Потому что это не так просто.
Пожалуй, стоит еще сказать, что все это относится и к женщинам. Об этом я уже писала в статье
Комплекс «Рыцаря и Разбойника»

Проверьте себя: действует ли у вас схема «Ева—Лилит»? ✅

-9

  • Пьедестал вместо близости. Он называет вас «идеальной», но эмоционально далёк: нежность есть, страсти нет.
  • Чёрно-белый словарь. «Приличная» vs «сама напросилась»; «мать» vs «стерва».
  • Секретные зоны. Переписки «на стороне», охраняемый цифровой мир.
  • Ярость за «несоответствие роли». Стоит вам проявить живую страсть — «я тебя не узнаю».
  • Нет «третьего пространства». В союзе не создана зона игры и риска; всё слишком правильно и предсказуемо.

Я пишу не только статьи, но и рассказы:

Подписывайтесь на канал — я уже готовлю для вас новый материал!
Если статья нашла отклик в вашем сердце, отметьте её ❤️ — для меня это самый важный знак того, что я пишу не в чёрную дыру.
✍️ Ваши истории и опыт бесценны — делитесь ими в комментариях!
Всегда на связи!

Я - практикующий психолог, провожу личные консультации.
Написать в WhatsApp: https://wa.me/79037477470