Найти в Дзене
Гайдай Центр

50 лет «Афоне»!

В середине октября в 1975 году в советский кинопрокат вышла одна из лучших работ Георгия Данелии. Историю про слесаря-сантехника Борщева из ЖЭКа №2 придумал киевский штукатур-маляр, студент-заочник сценарного факультета ВГИКа Александр Бородянский. Правда в первоначальной истории Афоня был маляром и звали его Фима. После того как сценарий был готов, Бородянский отправил его на всесоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Несмотря на обоснованные сомнения автора, ведь главный герой, мягко скажем, не был образцовым советским гражданином – сценарий трагикомедии выиграл первый приз. Работу начинающего сценариста заметили.
Было принято решение снимать картину в Киеве на киностудии им. Довженко. Главную роль планировали отдать Бориславу Брондукову, а режиссером фильма выбрали Леонида Осыку. Однако вскоре из Москвы пришло письмо, что сниматься картина будет на «Мосфильме», а режиссером станет Георгий Данелия. Сценарий Георгию Николаевичу понравился, однако после вышедших ранее трагикоме

В середине октября в 1975 году в советский кинопрокат вышла одна из лучших работ Георгия Данелии.

Историю про слесаря-сантехника Борщева из ЖЭКа №2 придумал киевский штукатур-маляр, студент-заочник сценарного факультета ВГИКа Александр Бородянский. Правда в первоначальной истории Афоня был маляром и звали его Фима. После того как сценарий был готов, Бородянский отправил его на всесоюзный конкурс произведений о рабочем классе. Несмотря на обоснованные сомнения автора, ведь главный герой, мягко скажем, не был образцовым советским гражданином – сценарий трагикомедии выиграл первый приз. Работу начинающего сценариста заметили.

Было принято решение снимать картину в Киеве на киностудии им. Довженко. Главную роль планировали отдать Бориславу Брондукову, а режиссером фильма выбрали Леонида Осыку. Однако вскоре из Москвы пришло письмо, что сниматься картина будет на «Мосфильме», а режиссером станет Георгий Данелия.

Евгения Симонова, Георгий Данелия и Леонид Куравлев на съемках фильма
Евгения Симонова, Георгий Данелия и Леонид Куравлев на съемках фильма

Сценарий Георгию Николаевичу понравился, однако после вышедших ранее трагикомедий «Совсем пропащий» и «Не горюй!», он захотел снять что-то совершенно иное. Прежде всего Данелия предложил Александру Бородянскому внести несколько изменений в первоначальный материал. Так имя главного героя изменили на Афанасия, поменялся возраст Катерины и Афони. Он стал взрослым мужчиной, а Катя, наоборот, помолодела. В первоначальном сценарии Афоня только пришел из армии, а Катя была взрослой женщиной, у которой появились чувства к молодому сантехнику.

Над сценарием работали несколько месяцев, в итоге чуть-чуть изменилась интонация и сместились акценты, появилось новое название - «Афоня», но в целом сюжет остался таким же, каким был.

Куравлев, Евгений Леонов и Данелия на съемках фильма
Куравлев, Евгений Леонов и Данелия на съемках фильма

От идеи исполнения главной роли Бориславом Брондуковым отказались. На роль Афони в первую очередь рассматривали Владимира Высоцкого, Даниеля Ольбрыхского и Леонида Куравлева, который в итоге и снялся в картине. Для актёра эта роль стала одной их главных в кинокарьере, а Данелия остался доволен выбором актера:

«Остановились на Куравлеве. И не ошиблись! Есть в нем какой-то секрет. Афоне в его исполнении прощают то, чего никогда бы не простили ни Афоне Ольбрыхского, ни Афоне Высоцкого. Нам хотелось, чтобы зрители в конце фильма не возненавидели нашего Афоню, а пожалели».

А Катей стала студентка Щукинского училища Евгения Симонова. Причем Георгий Николаевич никого другого в этой роли видеть не хотел – Симонову он утвердил сразу и без проб.

«Что в ней особенного, не могу объяснить, но она в фильме будет луч света в темном царстве».

Для молодой актрисы съемки стали испытанием. Когда ее позвал Данелия, она уже снималась в "Пропавшей экспедиции" Вениамина Дормана. Вопрос решил директор фильма «Афоня» Александр Яблочкин. Он договорился, о том, что заберет Симонову всего на три дня. В итоге Женю снимали в буквальном смысле днем и ночью. Иногда ей удавалось немного поспать на заднем сиденье машины, пока ставили свет или переезжали с объекта на объект.

Евгения Симонова
Евгения Симонова

На роль добродушного штукатура Коли Данелия пригласил своего любимого актера – Евгения Леонова. Борислав Брондуков, хоть и не исполнил главную роль, однако абсолютно гениально сыграл собутыльника Афони – алкоголика Федула. Георгий Данелия специально для него расширил совсем небольшую роль.

Также в фильме снялись Валентина Талызина, Нина Маслова, Савелий Краморов, Нина Русланова, Михаил Светин. Именно со Светиным связан неприятный для Данелии эпизод. Во время незапланированного простоя актер заявил, что опаздывает в Ленинград на съёмки телеспектакля и не может завершить сцену собрания в клубе. Данелия уговаривал актера остаться еще на один день, но Светин ответил отказом. Тогда режиссер спешно организовал съёмку рано утром и на озвучивание Михаила Светина не пригласил.

Борислав Брондуков в роли Федула
Борислав Брондуков в роли Федула

Съемки стартовали летом 1974 года в Ярославле. В качестве родной деревни Афони Борщовки снималось село Диево-Городище. В Москве снимали сцены танцев и «загула» в ресторане где Афоня танцует под «Милый, че?». С ней связан забавный эпизод.

Во время перерыва Борислав Брондуков в образе Федула вышел покурить на улицу, а когда попытался вернуться обратно, его не захотели пускать внутрь, так как приняли за настоящего алкаша. Спасла актера помощница Данелии, вышедшая искать пропавшего на перекуре Брондукова.

На съемках фильма
На съемках фильма

Знаковой стала и сцена танцев в клубе. Дело в том, что Данелия поручил найти для нее современных музыкантов. Помощники режиссера справились и пригласили самые популярные на то время, но и одни из самых запрещаемых групп: «Машину времени» Андрея Макаревича и «Аракс» Юрия Шахназарова. Причем коллектив Шахназарова позвали для подстраховки, поскольку режиссёр не был уверен в надежности «Машины времени».

Не было и уверенности, в том, что получится набрать достаточное количество массовки для съемки этого эпизода. Её искали по объявлению среди вгиковцев. Но страхи оказались напрасными – посмотреть на «Машину времени» и «Аракс» собралась настоящая толпа. Данелия очень гордился тем, что «Машина времени» дебютировала в фильме «Афоня» и при любом удобном случае не забывал об этом сказать.

Главным изменением сценария стал хэппи-энд картины. Первоначально никакой Кати на последних кадрах не было. Фильм должен был закончиться пустым взглядом Афони в сцене проверки паспорта милиционером. Против хэппи-энда были и Бородянский с Куравлевым, которые считали, что такой человек как Афоня не заслужил счастья. Поначалу, еще работая над сценарием, Данелия согласился с этой концовкой, но затем все-таки настоял на изменении финал, оставив Афоне шанс.

На съемках фильма
На съемках фильма

«Когда Женя Симонова прилетела в Ярославль и мы начали ее снимать, Катя получалась такой чистой, нежной и трогательной, что мне очень захотелось, чтобы она обязательно появилась в конце фильма. А умные люди написали в рецензиях, что фильм мог бы быть не таким примитивным, если бы не финал. Появление Кати на летном поле — банальный хеппи-энд…».

«Афоня» вышел на экраны в середине октября 1975 года став лидером кинопроката, и собрал за год более 62 миллионов зрителей. В 2010 году в Ярославле, где проходили съемки, установили памятник Афоне и штукатуру Коле.