Найти в Дзене
От Сердца к Сердцу

Травля учителей: замалчивание, "яжематери", родительские чаты

Ошеломляющая статистика: почти три четверти российских учителей хоть раз в жизни становились жертвами буллинга! И это в стране, где о проблеме заговорили в полный голос лишь год назад, да и то как-то нерешительно, словно боясь спугнуть табуированность темы. Психолог Елена Журавлёва (Травли.net) и социолог Дарья Сапрыкина (НИУ ВШЭ) пытаются разобраться, почему школьники и их "яжематери" превращают жизнь педагогов в ад, а те в большинстве своем делают вид, что всё в порядке. Я бы не поверила, что в такой "элитной" школе могут происходить такие нелицеприятные вещи, если бы сама не состояла в родительском комитете и не стала свидетелем откровенных обсуждений классного руководителя. Раньше бывали недовольства учителем, но они проходили сами собой. В этом году ситуация стала выходить из-под контроля. Несколько матерей в чате родительского комитета позволяли себе такие выражения в адрес учителя, от которых волосы вставали дыбом. Параллельно с этим у учителя тоже всё шло плохо: каждый день мол
Оглавление

Ошеломляющая статистика: почти три четверти российских учителей хоть раз в жизни становились жертвами буллинга! И это в стране, где о проблеме заговорили в полный голос лишь год назад, да и то как-то нерешительно, словно боясь спугнуть табуированность темы. Психолог Елена Журавлёва (Травли.net) и социолог Дарья Сапрыкина (НИУ ВШЭ) пытаются разобраться, почему школьники и их "яжематери" превращают жизнь педагогов в ад, а те в большинстве своем делают вид, что всё в порядке.

Я бы не поверила, что в такой "элитной" школе могут происходить такие нелицеприятные вещи, если бы сама не состояла в родительском комитете и не стала свидетелем откровенных обсуждений классного руководителя.

Раньше бывали недовольства учителем, но они проходили сами собой. В этом году ситуация стала выходить из-под контроля. Несколько матерей в чате родительского комитета позволяли себе такие выражения в адрес учителя, от которых волосы вставали дыбом. Параллельно с этим у учителя тоже всё шло плохо: каждый день молодая девушка была в слезах, у неё не было сил на работу, не было сил жить. Стресс, раздражение, и, как следствие - депрессия, увольнение? Честно говоря, я человек неконфликтный. Но это не значит, что я молча наблюдаю от страха. Нет, просто конфликты не люблю. В какой-то момент я поняла, что не могу молча наблюдать за травлей, поскольку агрессоры уже достаточно "напитались" слабостью учителя и всё больше и больше ужесточались, в ход пошли послания сами знаете куда в адрес учителя. Женщины искали только повода для выражения своих мыслей! В общеродительский чат тоже стали просачиваться разные высказывания от них, только в более презентабельной обертке.

Что я сделала? Просто удалилась из чата. Молча. Я не знала, какая реакция последует. Я не надеялась, что моя такая "поза" даст пинок, и они утихнут. Кто я такая? Никто. С другой стороны - такой же родитель, как и они.

Но это подействовало. И конфликт начал угасать.

А в чем причина? В том, что агрессоры таким образом самореализовываются, реализуют свои амбиции. Во-вторых, оценки - это тоже амбиции, хочется, чтобы их дети были лучше всех. Но, к сожалению, дети не дотягивают…

И виноват, конечно, учитель… (нет!).

Открыто выступающих - трое. Первая - открытый агрессор, которая не выбирает выражений, действует необдуманно, на импульсах. Вторая - манипулятор, использует открыто выступающую. Третья - пассивный агрессор, действует под маской праведного гнева.

Почему травят? Корни зла в школьном коллективе

Хватит списывать всё на одного "плохиша"! Травля – это всегда симптом нездорового коллектива, где есть жертва, агрессор и толпа "зрителей", подпитывающих жестокость как в дешевом реалити-шоу. Удалите агрессора или жертву – роли просто перераспределятся, и на их место встанут другие.

Травля возникает, когда группе отчаянно не хватает сплочённости. Это самый примитивный способ почувствовать себя единым целым. Вместо цивилизованных поводов для объединения, начинают торжествовать инстинкты. Агрессор купается в эйфории, в ощущении власти, на которое легко "подсесть".

Но дети – не запрограммированные злодеи. Дисфункциональная группа возникает там, где рядом нет заботливого взрослого, который бы устанавливал нормы и рамки. В школе ребенок насильно помещен в случайную группу, где он должен торчать 11 лет без видимой цели. Неудивительно, что в такой "семье" процветает дедовщина. А в кружке макраме или авиамоделирования такого не увидишь – там есть общая цель, объединяющая всех.

Что делать? Спасение утопающих – дело рук самих учителей?

Парадокс: в педагогических вузах почти не учат работать с группами! О групповой динамике и постановке целей – ни слова. Выходит, учителя должны сами, на дополнительных курсах, осваивать азы кризисной психологии?

Ключ к решению – искать у детей локальные интересы, создавать функциональные группы по интересам. Налаживать контакт с потенциальными агрессорами. Да, это сложно, но даже мимолетный разговор в коридоре или вопрос о любимой булочке в столовой может растопить лед. Дети остро чувствуют уважение и интерес.

Какие они бывают, виды буллинга? И как их распознать?

Если в Америке и Европе тема буллинга учителей обсуждается открыто, с обилием информации и советов, то в России пока робко говорят лишь об издевательствах над учениками. Психологи и социологи, занимающиеся темой, предостерегают от поспешного навешивания ярлыков и советуют сначала научиться отделять травлю от других видов конфликтов.

  1. Открытая и скрытая травля: От порчи имущества и физического насилия до ядовитых перешептываний за спиной и атмосферы всеобщего напряжения. В последнем случае многое зависит от самооценки учителя. А если довели до увольнения? Учительница английского из провинции помнит, как ее травили за внешность, а потом устроили "свидание" с пустотой. "Больше я не работаю с детьми. Занимаюсь переводами. Вспоминаю то время с отвращением".
  2. Конфликт: В отличие от травли, где группа прессует одного, конфликт – это столкновение двух личностей. В школе он неизбежен, если только не изолировать всех друг от друга.
  3. Непопулярность: Не всегда перерастает в травлю. Иногда достаточно акцентировать внимание на сильных сторонах человека, чтобы изменить отношение к нему. Но этот метод категорически противопоказан при реальной травле – будет только хуже.
  4. Шейминг: Обсуждение личной жизни учителя в сети. Скандал из-за фото в купальнике, увольнение, восстановление… Психологи считают, что однократный случай шейминга – это еще не буллинг. Травля – это систематическое издевательство.
  5. Прессинг: Психологическое давление со стороны руководства или чиновников. Причина – банальное отсутствие доверия.

Цифры говорят сами за себя: исследование ВШЭ

  • 80% учителей дразнили.
  • 90% давали клички.
  • 85% игнорировали.
  • 80% срывали уроки.
  • 80% демонстрировали ненужность предмета.
  • 70% жаловались руководству по надуманным поводам.
  • Две трети обзывали и презирали.
  • О половине распускали слухи.
  • Треть получали сообщения интимного характера.
  • 40% получали оскорбления в соцсетях.

Соцсети – лишь один из инструментов травли, считает социолог Сапрыкина. Буллинг был и в советских школах, просто тогда о нем молчали.

Родители-агрессоры: откуда растут ноги?

Советская школа – закрытый институт, где детей воспитывало государство. Страх перед родительскими собраниями… Поколение, за которое никто не заступался. Эти люди выросли с убеждением, что обязаны защитить своих детей любой ценой.

Тревожность и недоверие: Благое намерение превращается в травлю. Родители, движимые страхом, начинают войну против учителей. Ребенок с диктофоном, пишущий маме после каждой перемены… Учителя в шоке, но стараются не связываться.
Родительские чаты: Случайные группы, где нет лидера, а социальные роли учителей и родителей уравнялись. Вертикаль превратилась в горизонталь. Замечание в дневнике? Вызов к директору? Больше не работает. Теперь родители требуют индивидуального подхода, определенного внешнего вида и "креатива" на уроках.

Почему молчат учителя?

23% предпочитают замалчивать травлю. За поддержкой обращаются к семье, но почти никогда – к друзьям. Жаловаться на пятиклассников? Это же признание профнепригодности!

Причины, по которым педагоги становятся мишенью для издевательств, часто иррациональны и абсурдны. Психологи пытаются выделить закономерности, указывающие на "слабые места" учителя, которые дисфункциональный коллектив учеников может использовать для нападок. Но давайте будем честны, корень проблемы гораздо глубже.

Внешний вид: когда бедность становится поводом для насмешек

Шокирует статистика: учителя с низким уровнем дохода подвергаются травле в два раза чаще. Как вам такое, а? Одна родительница на полном серьезе заявила, что ее ребенку "неприятно" видеть учителя, который носит одну и ту же кофту третий год. И эта логика, мол, ребенок и так видит много плохого, зачем ему еще и в школе на это смотреть – апофеоз потребительского цинизма!

Социолог Дарья Сапрыкина приводит пример, когда дети травили учителя за "плохой" внешний вид, отказываясь делать домашнее задание. Никому не приходило в голову, что у человека просто нет денег на новую одежду. Важнее, видите ли, не то, как учитель преподносит материал и относится к ученикам, а его гардероб. И мать, заметьте, считает такое поведение нормальным! Это ли не плевок в лицо всей системе образования, где ценят не профессионализм, а соответствие неким навязанным стандартам?

2.Неопытность: когда неуверенность становится приглашением к агрессии

Дети, как стая волков, чувствуют неуверенность и беспомощность. Молодые учителя особенно уязвимы. Многое зависит от настроя: приходит ли педагог с мыслью, что ему все должны, или со страхом в глазах. Если класс склонен к деструктиву, любое проявление слабости будет воспринято как сигнал к атаке.

В таких ситуациях бесценна поддержка опытных коллег. Когда опытный учитель деликатно включается в урок молодого специалиста, показывая пример конструктивного взаимодействия, это гасит любые зачатки травли. Но, к сожалению, в перегруженной российской школе такая практика – скорее исключение, чем правило. И это еще один упрек системе, которая оставляет молодых педагогов один на один с агрессивной средой.

3.Профессиональное выгорание: когда нервы сдают

Выгорание – это бич современной школы. Когда нервная система на пределе, учитель может увидеть насмешку даже там, где ее нет. Обычный разговор учеников кажется личным оскорблением, а адекватная реакция становится невозможной. Ситуацию усугубляет отсутствие перспектив и личностного роста.

Конечно, есть примеры, когда в частных или специализированных школах эту проблему признают и пытаются решать. Но что делать учителям в обычных школах, где выгорание считается нормой?

В качестве положительного примера приводится школа "Летово", где минимизируют буллинг за счет небольших классов, кураторства, уважительного отношения к ученикам и учета их индивидуальных особенностей. Но давайте будем честны, это скорее утопия, чем реальность для большинства российских школ.

В заключение хочется сказать: травля учителей – это симптом глубокого нездоровья общества. Это кривое зеркало, в котором отражаются наши собственные пороки: потребительство, цинизм, равнодушие и неумение ценить труд тех, кто учит наших детей. Пока мы не изменим свое отношение к учителям, пока не начнем видеть в них не обслуживающий персонал, а профессионалов, заслуживающих уважения и поддержки, травля в школах будет продолжаться. И это будет нашей общей позорной страницей.

Напишите в комментариях, как обстоят дела у вас?

-2