ЕГЭ… Даже сейчас, от этого слова у некоторых бегут мурашки, хотя сдавали его много лет назад. Каждый год, с мая по сентябрь, социальные сети превращаются в поток радостных, грустных и плачущих лиц – выпускники делятся результатами, лайфхаками, эмоциями.
Но в этом году грустных историй стало как-то особенно много, поступивших в "вуз мечты" – заметно меньше. Возникает вопрос: что за этим стоит? Неужели высшее образование умирает?
ЕГЭ: хотели как лучше
Помните начало нулевых? Тогда решили, что хватит этих "внутренних" экзаменов в вузах, где, чего греха таить, без связей или взяток было сложно пробиться. Ввели ЕГЭ, чтобы все было по-честному – школьник из любой деревни может подать документы в Москву или Питер, не тратясь на дорогу и экзамены. Красота, да и только! Но, как говорится, гладко было на бумаге…
С каждым годом ЕГЭ становится все сложнее и сложнее. Взять, к примеру, историю: раньше можно было сочинение написать и получить кучу баллов, а теперь убрали. А в этом году на ЕГЭ по литературе вообще какой-то бред случился – в задании правильного ответа не было! Хорошо хоть, учителя подняли шум, и баллы всем засчитали. Но вообще, что это за задания такие "исторические" на ЕГЭ по литературе? Да, конечно, литература с историей связана, но это уже перебор!
Если раньше в ЕГЭ были в основном тесты, то сейчас требуют аналитики и умения рассуждать. Вроде бы и правильно, чтобы не только память проверяли. Но для многих школьников это стало еще одним препятствием, потому что школьной подготовки часто не хватает.
Репетиторы: добровольно-принудительный способ сдать ЕГЭ
Вот и получается, что ЕГЭ, который должен был уровнять шансы, наоборот, их разделил. Без репетиторов сейчас в вуз не поступишь. Вспоминаю, как сам к репетитору по математике ходил – строгий, как черт, любое неверное движение – сразу наказывает. И выбора-то особого не было, приходилось терпеть и зубрить эти задачки. Хорошо хоть сейчас есть онлайн-школы, где можно нормально подготовиться к ЕГЭ, даже если живешь в глуши. Там и преподаватели опытные, и поддержка есть, и вместо того, чтобы запугивать, еще и к психологу можно сходить, чтобы стресс снять.
Если задуматься, почему школьники плохо подготовлены к ЕГЭ, то тут еще одна проблема вылезает – нехватка учителей и обесценивание этой профессии. Но об этом, наверное, в другой раз поговорим. Хотя нам и говорят, что на ЕГЭ все задания из школьной программы, но на деле часто все по-другому.
То ли вперёд, то ли назад: что происходит с нашей системой образования?
В последние годы вообще какая-то неразбериха с образованием происходит. То мы в Болонский процесс вступаем, чтобы дипломы как у европейцев были, то выходим из него и начинаем думать, как все по-старому сделать. Говорят, что для каждой специальности свои сроки обучения будут – айтишникам 4 года, инженерам – 6.
В вузах знаниями так загрузят, что потом не знаешь, куда девать. Много фундаментальных наук. А толку-то? Рынок труда живет своей жизнью, ему важно, чтобы ты умел работать, а не лекции слушал. В итоге получается, что внутри страны образование не гарантирует хорошую работу и зарплату, а за границей наш диплом мало кто знает. И вот люди начинают разочаровываться в образовании, ведь оно перестает выполнять свою главную функцию – быть социальным лифтом. Раньше говорили: получишь хорошее образование – будешь хорошо жить. А сейчас уже никто в это не верит.
В советские времена можно было вырваться из бедности и стать кем-то, если хорошо учиться. А сейчас все сложнее и сложнее.
Поступить на бюджетное место становится все сложнее, поэтому многие идут учиться платно. Родители отдают последние деньги, чтобы ребенок получил образование и потом хорошо зарабатывал. Но и тут не все так просто – цены растут, а зарплаты не всегда. Получается, что образование может и не окупиться.
Иногда знакомства и связи, которые ты заводишь в вузе, важнее, чем знания, которые ты получаешь. Попасть в определенную компанию важнее, чем диплом. В региональных вузах связи только на местном уровне, а в топовых можно и на федеральный выйти.
Демография против образования: кто кого?
Еще и демография тут играет роль. Когда рождаемость падает, за бюджетные места меньше дерутся. А когда рождаемость растет, то и конкуренция становится жестче. С другой стороны, правительство хочет ограничить количество платных мест в вузах и, может быть, даже вернуть распределение после учебы. Получается, что и учиться за свои деньги не всегда получится, и работать, где хочешь, не факт, что дадут.
В общем, сейчас в мире такая тенденция – чем образованнее женщина, тем меньше у нее детей. Получается, что образование и карьера требуют времени, и на детей времени уже не остается. Вот и получается, что образование становится своего рода "роскошью", которую не все могут себе позволить.