Найти в Дзене
Мир вокруг нас

Финно-угры, Скифы, Готы, Саяны - древнейшие племена, обитавшие на территории Курской области

Курская земля хранит память, которая уходит корнями глубже славянской истории. Это рассказ о наслоении эпох, о тихом шепоте народов, растворившихся во времени, но оставивших нестираемый след. Глубинные корни Задолго до появления здесь Руси, когда по Европе еще бродили мамонты, берега местных рек — тихих, извилистых «кур» — уже были обжиты. Первые стоянки человека в районе нынешних улиц Полевой и Котляковой в Курске относятся к верхнему палеолиту, к XV-XX тысячелетию до нашей эры. Тогда это был суровый край тундры и болот. Следующим актом в этой древней драмы стали финно-угорские племена. Их незримое присутствие до сих пор отзывается в названиях рек и местностей: Снова, Клюква, Моква. Эти слова, ставшие для нас привычными, имеют финно-угорскую основу. Археологически их связывают с колочинской культурой (V-VII вв. н.э.) — народом земледельцев и скотоводов, хоронивших своих умерших в особых катакомбах. Они были тем древним субстратом, на который легли последующие культурные слои. Эпох

Курская земля хранит память, которая уходит корнями глубже славянской истории. Это рассказ о наслоении эпох, о тихом шепоте народов, растворившихся во времени, но оставивших нестираемый след.

Глубинные корни

Задолго до появления здесь Руси, когда по Европе еще бродили мамонты, берега местных рек — тихих, извилистых «кур» — уже были обжиты. Первые стоянки человека в районе нынешних улиц Полевой и Котляковой в Курске относятся к верхнему палеолиту, к XV-XX тысячелетию до нашей эры. Тогда это был суровый край тундры и болот.

Следующим актом в этой древней драмы стали финно-угорские племена. Их незримое присутствие до сих пор отзывается в названиях рек и местностей: Снова, Клюква, Моква. Эти слова, ставшие для нас привычными, имеют финно-угорскую основу. Археологически их связывают с колочинской культурой (V-VII вв. н.э.) — народом земледельцев и скотоводов, хоронивших своих умерших в особых катакомбах. Они были тем древним субстратом, на который легли последующие культурные слои.

-2

Эпоха великих культур

Но колочинцы были не единственными обитателями края. Эта земля видела скифов-кочевников, оставивших после себя курганы у Марицы и Липино. Их сменили сарматы, а затем на историческую сцену вышла загадочная и яркая черняховская культура (II-IV вв. н.э.).

-3

Черняховцы — это конгломерат народов под эгидой германского племени готов. Они были умелыми земледельцами, использовали плуг с железным лемехом, их гончары создавали изысканную лощеную керамику, а ювелиры владели сложнейшей техникой перегородчатой эмали. Их поселения, лишенные укреплений, говорят об относительном мире и стабильности. Это было общество с четкой иерархией, активно торговавшее с Римской империей, о чем свидетельствуют находки римских монет, в том числе и в курской земле.

-4

Однако их процветание было недолгим. В 375 году нашествие гуннов с востока смело эту хрупкую цивилизацию с карты истории, не дав ей превратиться в настоящее государство.

На перекрестке вер и народов

На смену им пришли славяне — вятичи и северяне. Начался медленный, многовековой процесс ассимиляции. Финно-угры-колочинцы к VIII веку растворились в славянской среде, передав им часть своих генов, возможно, верований и хозяйственных навыков.

Северяне, осевшие по Сейму и его притокам, были язычниками-политеистами, верившими в бессмертие души. Их соседство с мощным Хазарским каганатом, а главное — миссия святых Кирилла и Мефодия в 858 году, стали поворотными моментами. Проповедь братьев-просветителей, шедшая через земли северян к хазарам, упала на подготовленную почву. Именно здесь, на берегах Сейма и Тускари, задолго до канонического Крещения Руси, могли прозвучать первые евангельские слова. Летописи упоминают, что братья нашли у русов книги, писанные «русскими письменами», — свидетельство ранних контактов с христианством.

Загадка саянов

Но самый интригующий след древнего населения Курщины — это загадочное племя саянов, сохранявшее самобытность вплоть до XVI-XVII веков. Они резко выделялись среди окружающего населения: блондины с голубыми глазами, крепкие, высокие женщины («баба-конь») и жилистые, не склонные к земледелию мужчины, уходившие на отхожие промыслы в города.

-5

Их происхождение — главная историческая загадка. Одни исследователи видели в них особую славяно-русскую народность, другие — потомков того самого финно-угорского субстрата. Их замкнутость, обособленность, жизнь «в скопе» вдоль рек и гордость своим именем («Мы, саяны, раньше звались стояны, то есть всегда правильно на своём стоим») говорят о глубокой архаике. Они сумели сохранить уникальную культуру, одежду (знаменитый сарафан-«саян»), говор и уклад, избежав полного растворения в крепостной массе, возможно, благодаря покровительству монастырей.

Так стоит ли удивляться уникальному курскому характеру, о котором сложены поговорки? «Нет у белого царя вора супротив курянина» — эта народная мудрость, возможно, рождена тем самым сплавом энергий и талантов многих народов.

История Курского края — это не последовательная смена одного народа другим. Это наслоение, взаимопроникновение и синтез. Это история, написанная совместно славянином-земледельцем, финно-угром-охотником, готским ювелиром, скифским воином и саяном, стоявшим «за правду». Услышать их общий шепот — значит, понять, что мы — не первый народ на этой земле, а наследники древней и многоголосой цивилизации, чья глубокая и сложная история ждет своего внимательного исследователя.