Нанимали мы руководителя одного небольшого отдела, искали мы такого, чтобы сам задачами занимался, сотрудников развивал и лидировал. Зарплата для зажравшейся Москвы — не блеск, а для замкадышной России вполне приличная, поэтому искали мы по всей стране на условиях удалёнки или переезда в Сочи в офис на берег Чёрного моря. Ах да, в отдел тестирования инфраструктурных продуктов, если это важно.
Рядовых и ведущих ребят мы до этого ещё нашли и даже вполне легко — смысл был в том, чтобы методологию знали, в ИТ разбирались (именно разбирались в глубинах, а не умели кнопочки в интерфейсе нажимать и экраны листать после курсов а-ля Skillbox для вчерашних барист и маникюрщиц — такие не нужны). x86 от ARM отличали, сервер запустить сами могли и скрипты для него написать тоже, вобщем, самостоятельные.
А вот с руководителем всё не задавалось — российская школа ИТ активно растит руководителей тестировщиков для мобильных приложений, для пользовательских программ, zero-code да вайб-кодинга, которые на вопрос «Что будете делать, если сервера что-то там не делают, или как настроить тестовое окружение» предлагают идти к профессионалам... А мы кого ищем? Любителей что ли?
Но вот одного за месяц подходящего нашли — лидировать умеет, в методологиях разбирается, в ИТ шарит, инфраструктурные продукты понимает, огонь🔥! Но в чём подвох?... В том, что работает ещё в другом холдинге, и уйти не может, дескать, там проект закончился, но им пообещали премию выплатить в конце августа, а на дворе начало июля было. Поэтому, уговорил он кадры оформить его на полставки, продолжал быть оформленным на прошлом месте работы, но на нас пахать собирался (на словах) 8 часов в день, 40 часов в неделю.
В принципе, такие конструкции уже были на раз в опыте, но если раньше они означали именно такой расклад, то сейчас... Увы, но даже если вы найдёте честного человека, который будет выполнять то, о чём с ним на берегу договорились, масса комментариев на Хабре и других ресурсах про то, как кинуть компанию и смех над теми, кто ещё работает по 8 часов на одного дядю, веры ему уже не будет и это одна из основных причин возвращения сотрудников компаниями в офис. Не верят.
Есть, конечно, такие компании, которые строго следят за сотрудниками (DLP-системы, снимки с камеры каждые 5 минут и т.д. позволяют потом в конце месяца делать отчёты о реально потраченном времени и платить за те часы, в которые работали или вывесить на доску позора кадры, где у экрана спят). Да, можно кричать, что разработчики — гении, что их нельзя контролировать, и вообще, надо брать одного крутого и молиться, чтобы он в принципе хотел хоть что-нибудь делать, но для крупного бизнеса, выпускающего в мир продукты для сотен миллионов, или даже миллиарда людей, такой подход равносилен смерти. Идею-то он создаст, а реализовать все детали, проверить все пользовательские пути, разобраться в защите данных и настроить бесшовные обновления на всех мыслимых и немыслимых устройствах — вот она настоящая задача командной продуктовой разработки.
Устроился он у нас и действительно стал работать. В продукте разбирается, задачи декомпозирует, план на испытательный срок мы с ним составили:
— описать и утвердить процессы в отделе, через Положение об отделе;
— сформировать правила по созданию тест-планов;
— запустить ТестОпс систему автоматизированного управления;
— сформировать и настроить взаимодействия отдела с другими структурами
... Ну и ещё ряд частных и общих задач.
Начал он ещё сватать своих коллег в компанию — вначале к себе в отдел, потом в соседние отделы, потом ещё, ещё... Тут я остановил эту практику, поскольку влияние человека, который даже ещё не прошёл испытательный срок и не доказал ни лояльность, ни значимость, расти таким образом не может. Парочку привёл — дальше смотрим.
Через 3-4 недели к нему начались вопросы по поставленным задачам — они банально не исполнялись в срок, на 1-to-1 я это обсудил с ним, обозначил критичность ситуации, ок, после обратной связи смотрю на результаты. Через 2 недели встреча повторилась в том же формате (всё равно по задачам гранд факапы). Параллельно у нас был выстроен контроль за списанием трудочасов и их обоснованием (что для удалёнщиков является одним из немногих вариантов распределения нагрузки), и конечно же его протеже тоже попали под контроль.
Простой пример: аналитику дана задача подготовить сжатый анализ по не самому сложному вопросу, на выходе был документ на полторы страницы, всё вроде оформлено нормально, но... Современный мир позволяет легко вычленить, сам ты написал, через ИИ нагенерировал или скопипастил у кого-то, и минутный анализ сразу же показал, что документ один в один, вплоть до знаков препинания, взят у кого-то из LinkedIn. Что же, это не плохо, уметь пользоваться поиском информации для экономии своего ресурса, но... В таск-трекере стояли 8 рабочих часов на полторы страницы текста, найденного и скопированного в профессиональных соц.сетях.
Разумеется, по результатам анализа исполнителю был задан вопрос — что это было? Ну полчаса искать данные это нормально. Ещё полчаса проанализировать и скорректировать (этого вообще не было сделано), итого ну час. Для джуна два, но там зарплата не детская.
Ответом было — А я другими задачами занималась, и списала время, затраченное на них, на эту задачу.
— А зачем? А какие это задачи? Распредели время нормально, чтобы вопросов не было.
— Ой всё... — и уволилась.
Через неделю к нам написал сотрудник его отдела, что этот новый руководитель склонял его трудоустроиться на вторую работу (третью, минимум тогда уже для руководителя) в ВТБ, на 8-мь часов рабочего дня (у нас 8, в другом месте 8, в третьем месте 8), он, руководитель, будет там примитивные задачки ставить, типа «Просмотреть лекцию из курса», «Прочитать главу книги», «Выполнить тестовое задание», которые, конечно же, будут идти в те же рабочие часы, что и у нас.
Классическая современная схема, работать на трёх работах, зарплату получать везде, не делать нигде ничего и ржать над работодателем и коллегами, как человек всех нагибает. А жаловаться, что его хотят контролировать.
Что было дальше? Попытки попавшегося на сливе обвинить нас, других, весь мир в несправедливости. Потом начал угрожать HR прокуратурой и ГИТ, что его понуждают к увольнению, терроризируют и оскорбляют (кто-то из коллег не поленился назвать его действия крысятничетвом), но мягкие намёки на то, что его другие работодатели не обрадуются, когда узнают про его работу 8 часов в день у нас, сменил гнев на должную осмотрительность и вышел вон.
Меня уволили за инакомыслие. Вот вам моё политическое завещание... Что вам делать дальше:
Значит, еще раз:
- нужно расписать производственные процессы отдела тестирования;
- соотнести эти процессы с разработкой и аналитикой, расставить флажки;
- ввести единообразные тест-планы;
- ввести процедуру верификации тест-кейсов в ТестОпс аналитиками;
- ввести обязательное поле "Зона аффекта" во всех задачах и обязать разработчиков и аналитиков его заполнять;
- выстроить взаимодействие разработчиков с тестировщиками;
- создать центр компетенций тестировщиков;
- проговорить цель и ограничение найма и увольнения стажеров;
...
Я могу продолжать.
У всех остался только один вопрос — а ты-то что делал всё это время?
============
Больше историй из найма и увольнений здесь.
Подписывайтесь на канал - зарисовки выходят каждый день.
Ставьте лайк, если понравилось
#увольнения
#крыса
#офис