В этой статье наш постоянный эксперт Марина Шобохонова расскажет, какие изменения ожидают всех, от рядового сотрудника до работодателей в 2026 году. Это поможет вам подготовиться к новшествам заранее, без лишнего стресса.
Марина Шобохонова, инспектор по охране труда ФГБУ «12 КДЦ» Минобороны России, эксперт по обучению применению СИЗ «Сертика ЭКСПЕРТ», эксперт по оценке и управлению профессиональными рисками, лауреат Национальной премии «Безопасная работа», ТОП-10 «Лучший спикер БИОТ»-2024
По традиции, Марина не только перечисляет новые или измененные нормативные акты, но и дает оценку этим новшествам, и подсказывает, как применить их в работе. Обратите внимание на ссылке в тексте: в конце статьи размещены все нормативные правовые акты, в которых произойдут изменения.
Изучив представленный материал, вы узнаете, какие изменения ожидают нас в новом году:
1. Изменения по ОТ в 2026 году
1.1. Обновления отчетности в Росстат
С 1 января 2026 года вступает в силу новая форма отчета 1-Т (условия труда» (приложение № 5 к приказу Росстата от 22 июля 2025 г. № 348). Прежняя форма iотчета отменяется.
Напоминаем, что отчет сдают не все работодатели, а только те, у кого основной вид деятельности относится к разделам, указанным на титульном листе отчета.
Субъекты малого бизнеса, в том числе микропредприятия, такой отчет не сдают. Кто именно к ним относится, посмотрите в ст. 4 законаii о развитии МСП.
Чтобы точно определить, какие статотчеты нужно сдать вашему работодателю, зайдите на сайт или попросите об этом вашего главбуха. Если же это отличается от действительности, зайдите на сайт https://websbor.rosstat.gov.ru/online/info и введите ОКПО, ОГРН или ОГРНИП, а также ИНН вашего работодателя.
Что нового в форме отчета?
1. В указаниях по заполнению формы обновленного отчета есть отсылка на правилахiii использования данных № 1721. В них указано, что делать, если несколько месяцев в 2025 году был малый бизнес, а потом стал средним.
2. Убрана отсылка на отмененнуюiv с 1 сентября 2024 года Методику проведения СОУТ.
3. Допущена ошибка в указаниях относительно строки 30 отчета – ЕТН утверждены приказомv от 29 октября, а не декабря.
Больше изменений нет.
Не затягивайте со сдачей отчета, позаботьтесь о МЧД заблаговременно, ведь в январе 2026 г. мало рабочих дней, времени на подготовку категорически не хватает.
1.2. Изменения в порядке обязательного психиатрическое освидетельствования по приказу № 342н
С 1 марта 2026 года вступают в силу изменения в порядке vi проведения психосвидетельствования работников.
До 1 марта 2026С 1 марта 2026 Приказ Минздрава РФ от 20.05.2022 N 342Н
Редакция от 20.05.2022 — Действует с 01.09.2022Приказ Минздрава РФ от 20.05.2022 N 342Н
Редакция от 02.07.2025 — Вступит в силу с 01.03.20263.Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (далее – Закон) <2> для проведения психиатрического освидетельствования в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию (далее – врачебная комиссия).3.Освидетельствование работника проводится врачебной комиссией, создаваемой в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 г. N 3185-1 “О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании” (далее – Закон) <2> для проведения психиатрического освидетельствования в медицинской организации, имеющей лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по психиатрическому освидетельствованию комиссия врачей-психиатров
Изменения коснутся и п.4. Убирается отсылка на учет заключений, выданных по результатам предварительных и периодических медосмотров, а в тексте нового приказа дано прямое указание – направление для работника, у которого вдруг выявилось психиатрическое расстройство, выдается работодателем только при периодическом медосмотре, а значит, только для действующих трудовых отношений, а не потенциальных.
Поэтому, если у соискателя обнаружится такая патология на предварительном медосмотре, работодатель не обязан выдавать никакие направления.
В общем случае, вначале проводится психосвидетельствование по приказу 342н.
Но ведь соискатель вправе принести решение комиссии врачей-психиатров на новую работу – такая возможность указана в 342н. И вот допустим, что решение прекрасное, а на предварительном медосмотре соискатель явно не здоров психически. Комиссия пишет свой вердикт «не годен», и работодатель пишет мотивированный отказ в приеме на работу. И не направляет куда-либо на обследование, поскольку это – личные проблемы человека, с которым не заключены трудовые отношения. Пусть пролечится или поищет другое законное применение своих способностей.
До 1 марта 2026С 1 марта 2026
Приказ Минздрава РФ от 20.05.2022 N 342Н
Редакция от 20.05.2022 — Действует с 01.09.2022Приказ Минздрава РФ от 20.05.2022 N 342Н
Редакция от 02.07.2025 — Вступит в силу с 01.03.20264.Освидетельствование работника проводится в обязательном порядке на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления на освидетельствование (далее – направление) и с учетом заключений, выданных по результатам обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации (при их наличии).
В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности <34.Освидетельствование работника проводится на основании выданного работодателем (его уполномоченным представителем) направления на освидетельствование (далее – направление).”;
дополнить пунктом 4.1 следующего содержания:
4.1.В случае выявления у работника по результатам обязательных периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных статьей 220 Трудового кодекса Российской Федерации, признаков психического расстройства работник направляется работодателем для прохождения освидетельствования.
4.2. В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона гражданин может быть временно (на срок не более пяти лет и с правом последующего переосвидетельствования) по результатам обязательного психиатрического освидетельствования признан непригодным вследствие психического расстройства к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности <3
С 1 марта 2026 г. отменяется пункт 10 приложения № 2 к приказу 342нvii, а это значит, что больше не нужно проходить обязательное психосвидетельствование тем, кто допущен к работам с использованием сведений, составляющими гостайну.
Но это не значит, что допущенные к гостайне могут теперь быть психически больными.
Гражданам, которые будут допущены к гостайне, будет достаточно обратиться самому, лично в медучреждение психиатрического профиля для получения справки по приложению № 3 к приказу Минздравсоцразвития от 26 августа 2011 г. № 989н. Без этой справки к работе с гостайной не допустят.
Из любопытства посмотрим, кому нельзя доверять гостайну: всем, кто болен эпилепсией, имеет психические расстройства и расстройства поведения.
1.3. Обновлен приказ об утверждении норм тяжести для сотрудников, не достигших совершеннолетия
С 1.03.2026 г. вступают в силу новые нормативы переноски грузов для несовершеннолетних. Минюстом зарегистрировал приказ Минтруда от 10 июня 2025 года № 369н. Он будет действовать до 1 марта 2032 г.
Что нового? Нормы не меняются, и тяжести не стали легче или тяжелее. Мы видим букву “н” в номере нового приказа Минтруда, и это означает, что он обязателен для работодателей.
Приказ отменяет постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 7 апреля 1999 г. N 7.
В отменяемых нормах были разъяснения, что в пределах приведенных норм таскать и перемещать грузы несовершеннолетними сотрудниками допускается, если это непосредственно связано с выполняемой постоянной профессиональной работой, а также что в этот вес включена упаковка и тара, в которой находится груз.
Поэтому, если вы принимаете на работу юного баристу, запрещается заставлять его таскать кули с кофейными зернами. Это – работа грузчика.
Автора всегда возмущает, как молодые официанты, что юноши, что девушки, носят тяжелые подносы с едой и пивом, такие многоярусные конструкции. Во-первых, несовершеннолетним вообще нельзя работать там, где продают и употребляют алкоголь. Во-вторых, молодой организм еще не адаптирован под работу в тяжелых условиях.
В новых нормах таких уточнений нет. Но есть статья 60 ТК РФ, в которой указано, что запрещается заставлять работника выполнять работу, не указанную в его трудовом договоре.
В статье 265 содержится запрет на работу с вредными и опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, которые могут причинить вред для здоровья и нравственного развития личности (различные ночные увеселительные мероприятия, игорный бизнес, работа со спиртными напитками, табачными изделиями, наркотиками и иными токсическими препаратами, а также материалами эротического содержания).
Также напоминаем о перечне производств, запрещенных для несовершеннолетних в Постановлении Правительства РФ от 25.02.2000 № 163. Не забудьте, что существует запрет на совместительство в 282 статье ТК РФ.
Пока читаете статью — узнайте, соответствует ли ваша организация последним изменениям законодательства!
Бесплатная консультация
1.4. Истекает срок действия Порядка обучения по ОТ
Действующий viii порядок обучения по ОТ действует до 1 сентября 2026 г. На портале проектов нормативных правовых актов нет информации о том, что Минтруд приступил к разработке нового порядка.
Возможен вариант, что действие нынешнего порядка обучения будет продлено, как это произошло с 41 правилами по ОТ. Как говорится, поживем, увидим.
2. Изменения в порядке подтверждения готовности к работе в электроустановках
2.1. Новшества в подтверждение готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики
С 1 марта 2026 года произойдут изменения в порядке присвоения групп электротехническому персоналу, и связано это с поправками, внесёнными Федеральным законом от 31 июля 2025 года №304-ФЗ в статье 32 (далее – 304-ФЗ).
Изменения касаются сдачи экзамена на группу по электробезопасности в комиссиях Ростехнадзора (РТН), в том числе членов комиссий по проверке знаний и работников организаций, в которых не сформирована по каким-либо причинам своя внутренняя комиссия. Например, нет столько людей, или нет необходимости в создании своей комиссии. Ведь каждый участник комиссии должен сдавать экзамен в территориальной комиссии РТН.
Ростехнадзор еще 25 мая 2025 г. на портале проектов НПА опубликовал проект с ID 156939 «Об утверждении Порядка подтверждения готовности работников к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики комиссиями Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – Официальный сайт для размещения информации о подготовке нормативных правовых актов и результатах их обсуждения».
В п.2 этого проекта указано:
2. Проверку знаний в комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проходят работники организаций, указанных в абзаце третьем пункта 6.1 статьи 28.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»
(далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), за исключением организаций,
в отношении которых специальные разрешительные, контрольные
или надзорные функции в сфере электроэнергетики осуществляются Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации.
Согласно проектус ID 156939, прописаны требования к аттестационным комиссиям.
3. Проверка знаний проводится комиссиями, созданными:
а) Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – центральная комиссия);
б) территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – территориальные органы, территориальные комиссии);
в) территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в региональных образовательных организациях (далее – региональные комиссии).
В проекте хорошо конкретизирован, «заточен» именно под электроэнергетику, перечень документов, предоставляемых в территориальную или региональную аттестационную комиссию.
Будет необходимо указывать присваиваемую группу по электробезопасности, уровень напряжения электроустановки, категорию персонала, сведения о предыдущих проверках, которые нужно подтвердить копией протокола проверки знаний. Не забудьте заверить копии у работодателя, а к нотариусу ходить не нужно.
Заявление на сдачу тестирования можно составить одновременно на 5 лиц, не более. Можно подать заявление «вживую» на бумажном носителе, а можно на портале «Госуслуг». Заявление и приложение на бумажном листе нужно будет подписать у руководителя и поставить печать. Электронные документы должны быть подписаны УНЭП или УКЭП на «Госуслугах».
Получив документы, территориальная комиссия обязана уведомить работодателя о дате проверки знаний, времени и месте, тем способом, который был указан в заявлении на проверку знаний.
Если подали заявление, никуда не отлучайтесь, и не планируйте в ближайший месяц отпуск в дальние края. Проверка будет проведена в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления, поданного на Госуслугах, и в течение 30 рабочих дней – при направлении нарочным, почтовыми голубями или иным способом в бумажном формате.
Важным нововведением в проекте является список исключений. Есть организации, в отношении которых введены специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции. К ним относятся: Минобороны, ФСБ, ФСО, СВР, Главное управление специальных программ Президента РФ.
Проектом нового порядка проверки знаний предусматривается проведение тестирования с использованием ЕПТ – единого портала тестирования. Определено, что сдающим тестирование будет предложено ответить на 10 вопросов, и экзамен будет считаться успешно сданным, если дано семь правильных ответов.
Вопросы подбираются методом случайных чисел. На тестирование уделяется не более 20 минут. Разумеется, что нельзя будет пользоваться подсказками, телефонами, планшетами и т.п. Система тестирования позволит ставить оценки – если правильный ответ будет дан на все 10 вопросов, экзаменуемый получит твердую «пятёрку». Если же 7 или 8 – то вы – «троечник», и оценка вам «удовлетворительно».
Счастливчики будут внесены в Единый реестр лиц, прошедших проверку знаний и подтвердивших свою готовность к выполнению трудовых функций в сфере электроэнергетики. Кто не сдал, может подать заявление на апелляцию в течение 30 календарных дней.
Платить за проверку знаний не нужно.
3. Изменения по пожарной безопасности в 2026 году
3.1. Изменения в 24 и 27 статьях 69-ФЗ “О пожарной безопасности”
С 1 марта 2026 года вступают в силу изменения по пожарной безопасности, внесённые Федеральным законом от 31 июля 2025 года №304-ФЗ в статье 5.
Что нового: будут внесены изменения в ч.6 ст.24 в ix 69-ФЗ.
Она будет дополнена уточнением о том, что физическое лицо, который претендует пройти аттестацию на право проектирования систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, введенных в эксплуатацию, или аттестацию на эксперта по оценке пожарного риска, необходимо будет с 1 марта 2026 г. подавать через портал Госуслуг.
Статья 27 Закона № 69-ФЗ дополнена в части 6 информацией о том, что заявление о получении сведений, подтверждающих факт возникновения пожара, подается в электронном формате на портале Госуслуг.
3.2. Изменения в приказе об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности № 596
29 июля 2025 года Минюст зарегистрировал приказ МЧС России от 25.06.2025 № 530. Этим документом внесены изменения в приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596. Изменения были необходимы в связи с тем, что с 1 сентября 2025 года вступил в силу новый Порядок обучения по пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС России от 16.12.2024 № 1120.
Актуализация приказа № 596 касается уточнений требований к ответственным за обеспечение пожарной безопасности.
Напоминаем, что лица, ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах с массовым нахождением людей, и/или отнесенные к категориям по взрывопожароопасности, должны пройти профессиональную переподготовку, если не имеют профильного образования по пожарной безопасности. Это же касается и лиц, которые проводят любые противопожарные инструктажи в своих организациях или по договору ГПХ. Затем с периодичностью, установленной законом или локальным актом работодателя необходимо организовать этим лицам повышение квалификации.
3.3. Изменения в законе о добровольной пожарной охране
Вступивший в силу новый Порядок обучения по пожарной безопасности, утвержденный приказом МЧС России от 16.12.2024 № 1120, потребовал внести соответствующие изменения в закон о добровольной пожарной охранеот 6 мая 2011 года № 100-ФЗ. Так,Федеральный закон от 23.05.2025 г. № 119-ФЗ установил обновленные требования к добровольным пожарным.
В п.1 статьи 15 закона указано, что добровольный пожарный должен иметь пожарно-технические знания, которые предусмотрены основными программами профессионального обучения и/или дополнительными профессиональными программами в области пожарной безопасности.
Давайте определим, что такое профессиональное обучение, а что – дополнительное профессиональное образование.
Для этого откроем xзакон об образовании.
Профессиональное обучение
Дополнительное профессиональное образование
Статья 73. Организация профессионального обучения
1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.
Статья 76. Дополнительное профессиональное образование
1. Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.
2. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).Итоговый документ: свидетельство о профессии рабочего, или должности служащегоПовышение квалификации – удостоверение,
Профессиональная переподготовка – диплом
Если в требованиях законодательства является обязательным наличие свидетельства о профессии рабочего, а работник ваш самоучка после школы, вашу организацию или ИП могут оштрафовать по ст.5.27 КоАП.
В приказеxi Минпросвещения можно найти профессию – добровольный пожарный в п.1703:
Обеспечение безопасности(п. 1702(3) введен__ Минпросвещения России от 29.02.2024 N 136)1703.Добровольный пожарный––1704.Добровольный спасатель––1705.Матрос-водолаз134841 класс
Без наличия свидетельства о профессии, брать работника в добровольные пожарные нельзя, так как работник будет подвергаться рискам, соразмерным 4 классу опасности по условиям труда, и подвергать риску окружающих, как своих коллег, так и сотрудников пожарной охраны.Поэтому дилетантам нет места в спасении на пожаре.
Пока читаете статью — узнайте, соответствует ли ваша организация последним изменениям законодательства!
Бесплатная консультация
4. Изменения по промбезопасности в 2026 году
4.1. Новые правила регистрации ОПО с 1 марта 2026 года
С 1 марта 2026 года будет действовать новый порядок регистрации опасных производственных объектов в Реестре. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал Постановление Правительства России от 3 сентября 2025 г. № 1363.
Что нового?
Реестр будет формироваться в ведомственной информационной системе Ростехнадзора.
Эксплуатирующая организация, планирующая зарегистрировать ОПО, должна будет провести процедуру идентификации объекта, по приложению к постановлению № 1363 по категоризации объектов в приложении к ПП № 1363. В итоге объекту будет присвоено типовое наименование по классификатору, и не будет «разброда и шатания». Это необходимо, прежде всего, для стандартизации процедур и расширения возможностей для цифровизации.
В ПП № 1363 перечислены требования к оформлению заявления о включении в реестр, об изменении данных, исключении из реестра. Следовательно, сократятся и сроки регистрации событий в реестре. На зарегистрированный в реестре объект будет выдана актуальная выписка.
Широко будут использованы возможности Госуслуг для подачи всех видов заявлений.
Конкретизированы содержание заявлений о включении в реестр, об изменении сведений, об исключении из реестра, а также перечень необходимых документов. Материалы можно направить через Госуслуги.
4.2. Изменения в порядке подачи заключений экспертизы промбезопасности
С 1 сентября 2026 года вступают в силу изменения по промбезопасности, внесённые 304-ФЗ xiiв статье 19. Законом предлагается внесение изменений в главный документ по промбезопасности – 116-ФЗxiii.
Давайте рассмотрим изменения постатейно:
Пункт 5 статьи 13 в 116-ФЗ будет дополнен новым предложением.
Вот так с 1 сентября 2026 года это будет выглядеть:
До 1 марта 2026 г.С 01.03.20265. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в сроки, установленные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 7 настоящей статьи. Такие сроки не могут превышать пять рабочих дней со дня поступления заключения экспертизы промышленной безопасности на бумажном носителе, три рабочих дня со дня поступления заключения экспертизы промышленной безопасности в форме электронного документа. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом. Под положительным заключением экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, здания, сооружения на опасном производственном объекте понимается заключение, содержащее вывод о полном соответствии указанных объектов экспертизы промышленной безопасности установленным к ним требованиям промышленной безопасности.
(в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 186-ФЗ, от 25.12.2023 N 637-ФЗ, от 08.08.2024 N 295-ФЗ)5. Заключение экспертизы промышленной безопасности представляется ее заказчиком в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, которые вносят в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности это заключение в сроки, установленные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 7 настоящей статьи. Такие сроки не могут превышать пять рабочих дней со дня поступления заключения экспертизы промышленной безопасности на бумажном носителе, три рабочих дня со дня поступления заключения экспертизы промышленной безопасности в форме электронного документа. Заключение экспертизы промышленной безопасности может быть использовано в целях, установленных настоящим Федеральным законом, исключительно с даты его внесения в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальным органом.
В территориальный орган органа государственного регулирования промышленной безопасности заключение экспертизы промышленной безопасности представляется в форме электронного документа (за исключением случаев, если указанное заключение содержит сведения, составляющие государственную тайну, или иную информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами).
Под положительным заключением экспертизы промышленной безопасности технического устройства, применяемого на опасном производственном объекте, здания, сооружения на опасном производственном объекте понимается заключение, содержащее вывод о полном соответствии указанных объектов экспертизы промышленной безопасности установленным к ним требованиям промышленной безопасности.
(в ред. Федерального закона от 31.07.2025 N 304-ФЗ)
Это изменение означает обязательную подачу с 1 сентября 2026 года заключений ЭПБ и ДПБ в Ростехнадзор в электронном формате, разумеется, за исключением гостайны.
В этой же статье 13 в абзаце первом пункта 7 указано:
слова “федеральным органом исполнительной власти в области” заменить словами “органом государственного регулирования”, слова “в соответствии с административным регламентом” заменить словами “в порядке, определяемом указанным органом”;
4.3. Новый порядок предоставления декларации промбезопасности
Статья 14 закона в пункте 7 также претерпела изменения, которые отмечены красным цветом.
С 01.09.2026 в п. 7 ст. 14 вносятся изменения (ФЗ от 31.07.2025 N 304-ФЗ).
7. Декларация промышленной безопасности, представленная в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган, вносится в реестр деклараций промышленной безопасности в сроки, установленные нормативными правовыми актами, указанными в пункте 8 настоящей статьи. Такие сроки не могут превышать пять рабочих дней со дня поступления декларации промышленной безопасности на бумажном носителе, три рабочих дня со дня поступления декларации промышленной безопасности в форме электронного документа.
“В орган государственного регулирования промышленной безопасности декларация промышленной безопасности представляется в форме электронного документа (за исключением случаев, если такая декларация содержит сведения, составляющие государственную тайну, или иную информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами).”;
4.4. НОВЫЕ ПРАВИЛА РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН АВАРИЙ И ИНЦИДЕНТОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ.
С 1 января 2026 г. вступает в силу Постановление Правительства Российской Федерации от 29.09.2025 № 1489. Этим документом утверждены новые Правила расследования причин аварий в электроэнергетике и инцидентов в электроэнергетике. Прежние Правила, утвержденные постановлением Правительства от 28 октября 2009 N 846, отменяются в эту же дату.
Расследования причин аварий в электроэнергетике, произошедших до 31 декабря 2025 года, проводятся по постановлению Правительства от 28 октября 2009 г. № 846.Новые правила касаются не только владельцев объектов электроэнергетики, но и потребителей электроэнергии.
Правила регламентируют расследование причин не только аварий в электроэнергетике, но и инцидентов. Расследование причин аварий и инцидентов – это расследование возникновения аварий и их развития.
В новых правилах вводится классификация аварий и инцидентов. К аварии относятся результаты нарушений в работе энергосистем, произошедшие как из-за сбоев в работе оборудования, так и из-за отказа автоматики и релейной защиты.
В п.2 отменяемых с 1 января 2026 года Правил № 946 уже было прописано, что является технологическим нарушением. В новом документе перечень причин технологических нарушений существенно расширен, в том числе появился отказ оперативного персонала исполнять команду диспетчера.
В зависимости от тяжести последствий реализовавшегося опасного события, технологическое нарушение (происшествие) классифицируется по трем видам: авария, инцидент I или II категории.
Аварией в электроэнергетике является прекращение энергоснабжения потребителей электроэнергии суммарной мощностью 100 МВт и более, в том числе в результате фактической реализации графиков временного отключения потребления суммарным объемом 100 МВт и более.
Все, что не относится к аварии, то есть не достигает уровня критериев, является инцидентом I категории.
Инциденты II категории – все, что не имеет признаков аварии и инцидентов I категории.
Также к изменениям в порядке расследования инцидентов и аварий в электроэнергетике относится и курс на обязательное применение цифровизации в электроэнергетике, внедрение единой базы аварийности, оформление актов расследования с применением усиленной квалифицированной цифровой подписи, а также автоматизированный контроль исполнения предписаний надзорными органами в сфере электроэнергетики.
Аварией в электроэнергетике является прекращение электроснабжения потребителей электроэнергии суммарной мощностью 100 МВт и более, в том числе в результате фактической реализации графиков временного отключения потребления суммарным объемом 100 МВт и более, произошедшее из-за следующих технологических нарушений:
№
Технологическое нарушение
1. Аварийное снижение мощности генерирующего оборудования электростанции, функционирующей в составе Единой энергетической системы России, на величину 25 МВт и более (электростанции, функционирующей в составе технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, – на величину 5 МВт и более)
2. Аварийное отключение и (или) повреждение линии электропередачи, оборудования объекта электроэнергетики
3. неправильная работа комплексов и устройств релейной защиты и автоматики или иных автоматических защитных устройств
4. нарушение (отказ) в работе средств диспетчерского и технологического управления
5. (отказ) в работе автоматизированных систем диспетчерского управления
6. недопустимое отклонение технологических параметров работы линии электропередачи, оборудования или устройства объекта электроэнергетики
7. отказ оперативного персонала объекта электроэнергетики (центра управления) от выполнения диспетчерской команды
8. переход тепловой электростанции в режим выживания с использованием неснижаемого запаса топлива.
Аварией не является восстановление электроснабжения путем повторного включения отключившейся линии электропередачи или электротехнического оборудования.
Технологическое нарушение является инцидентом I категории, если не соответствует критериям аварии, и состоит из следующих событий:
Технологическое нарушение
1. а) отклонение частоты электрического тока в энергосистеме или ее части в течение суток за пределы 50,00+/-0,2 Гц продолжительностью 3 часа и более или за пределы 50,00+/-0,4 Гц продолжительностью 30 минут и более;
2. б) превышение фактическим перетоком активной мощности в контролируемом сечении значения максимально допустимого перетока активной мощности (при работе энергосистемы в вынужденном режиме – допустимого в вынужденном режиме перетока активной мощности) длительностью 1 час и более;
3. в) аварийное отключение и (или) повреждение электротехнического оборудования напряжением 110 кВ и выше или линий электропередачи классом напряжения 110 кВ и выше (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – также относящихся к объектам диспетчеризации оборудования напряжением 35 кВ и линий электропередачи классом напряжения 35 кВ);
4. г) аварийное отключение и (или) повреждение основного энергетического оборудования единичной установленной мощностью 25 МВт и более (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – мощностью 5 МВт и более) на электростанции;
5. д) аварийное снижение рабочей мощности электростанции на величину 25 МВт и более (для электростанций установленной генерирующей мощностью менее 25 МВт, входящих в состав технологически изолированной территориальной электроэнергетической системы, – аварийное снижение рабочей мощности электростанции на величину 5 МВт и более);
6. е) неправильная работа устройства (комплекса) противоаварийной автоматики, в результате которой произошло отключение нагрузки потребителей электрической энергии суммарной мощностью 10 МВт и более либо отключение электротехнического оборудования напряжением 110 кВ и выше, линии электропередачи классом напряжения 110 кВ и выше или основного энергетического оборудования установленной мощностью 25 МВт и более (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – мощностью 5 МВт и более);
7. ж) нарушение (отказ) в работе средств диспетчерского и технологического управления и (или) автоматизированных систем, указанных в абзаце пятом пункта 3 настоящих Правил, в том числе каналов связи между диспетчерским центром и объектом электроэнергетики, либо между объектом электроэнергетики и центром управления, либо между диспетчерским центром и центром управления, в результате которого произошло любое из следующих событий продолжительностью 1 час и более:
8. полная потеря диспетчерской связи между диспетчерским центром и электростанцией установленной генерирующей мощностью 25 МВт и более (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – установленной генерирующей мощностью 5 МВт и более) или объектом электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – классом напряжения 35 кВ и выше);
9. полная потеря диспетчерской связи между электростанцией установленной генерирующей мощностью 25 МВт и более (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – установленной генерирующей мощностью 5 МВт и более) или объектом электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – классом напряжения 35 кВ и выше) и центром управления, осуществляющим в отношении указанных электростанции или объекта электросетевого хозяйства функции технологического управления (ведения);
10. полная потеря передачи телеметрической информации или потеря передачи (приема) управляющих воздействий режимной и (или) противоаварийной автоматики между диспетчерским центром и электростанцией установленной генерирующей мощностью 25 МВт и более (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – установленной генерирующей мощностью 5 МВт и более) или объектом электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – классом напряжения 35 кВ и выше);
11. полная потеря диспетчерской связи между диспетчерским центром и центром управления;
12. полная потеря дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием электросетевого оборудования и устройствами (функциями устройств) релейной защиты и автоматики объекта электроэнергетики, указанного в абзаце втором настоящего подпункта, из диспетчерского центра;
13. полная потеря дистанционного управления активной и реактивной мощностью генерирующего оборудования ветровых и солнечных электростанций или малых гидроэлектростанций установленной генерирующей мощностью 25 МВт и более (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – установленной генерирующей мощностью 5 МВт и более) из диспетчерского центра;
14. полная потеря дистанционного управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием оборудования и устройств объекта электроэнергетики, указанного в абзаце втором настоящего подпункта, из центра управления, осуществляющего в отношении его функции технологического управления (ведения);
15. з) отказ оперативного персонала объекта электроэнергетики (центра управления) от выполнения диспетчерской команды (команды оперативного персонала иного субъекта электроэнергетики в случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике выполнение такой команды является обязательным), либо изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния линии электропередачи, оборудования и устройства, находящихся в диспетчерском или технологическом управлении (ведении), без получения диспетчерской команды или диспетчерского разрешения диспетчерского персонала субъекта оперативно-диспетчерского управления (команды оперативного персонала или подтверждения оперативного персонала иного субъекта электроэнергетики), за исключением случаев, когда невыполнение диспетчерской команды (команды оперативного персонала) или изменение технологического режима работы или эксплуатационного состояния без диспетчерской команды или диспетчерского разрешения (команды оперативного персонала или подтверждения оперативного персонала) допускается в соответствии с Правилами оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 854 “Об утверждении Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике”, или правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
16. и) переход тепловой электростанции установленной генерирующей мощностью 25 МВт и более (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – установленной генерирующей мощностью 5 МВт и более) в режим выживания с использованием неснижаемого запаса топлива;
17. к) полная потеря питания собственных нужд, оперативного тока, давления в магистралях сжатого воздуха на электростанции установленной генерирующей мощностью 25 МВт и более (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе – установленной генерирующей мощностью 5 МВт и более) или на объекте электросетевого хозяйства классом напряжения 110 кВ и выше продолжительностью 1 час и более;
18. л) массовые аварийные отключения и (или) повреждения линий электропередачи классом напряжения 6 – 35 кВ в количестве 10 штук и более, произошедшие в течение 8 часов на территории одного субъекта Российской Федерации в результате воздействия природных явлений, при одновременном нахождении в отключенном состоянии 10 и более линий электропередачи в течение 30 минут и более, если такие аварийные отключения и (или) повреждения привели к прекращению электроснабжения потребителей электрической энергии суммарной мощностью от 10 МВт до 100 МВт.
Технологическое нарушение в электроэнергетике, не соответствующее критериям аварии в электроэнергетике или инцидента I категории, указанным в таблицах выше, является инцидентом II категории.
К важным особенностям новых правил относится четкое разграничение функций по организации и проведению расследования причин аварий в электроэнергетике, а также инцидентов в электроэнергетике и участию в проведении такого расследования в зависимости от класса напряжения, установленной мощности или времени прекращения энергоснабжения потребителей.
В правилах также указано, как разрабатывать противоаварийные мероприятия.
Новый порядок передачи оперативной информации об авариях и инцидентах, формы актов расследования причин аварий и инцидентов утверждены Приказом Минэнерго России от 30.09.2025 N 1214, вступающим в силу с 1 января 2026 г. Этим документом также утверждены формы отчетов об авариях и инцидентах в электроэнергетике и требования к их заполнению.
5. Изменения для специалистов, ответственных за обеспечение БДД в 2026 году
Порядок аттестации лиц, ответственных за обеспечение БДД
304-ФЗ xiv коснулся и безопасности дорожного движения в статье 13.
Законом предусматривается внесение изменений в статью 20 закона о БДДxv, самую главную статью для работодателей, в которой перечислены требования по обеспечению БДД в организациях.
Появляется новый пункт 2.1 в этой статье, в которой регламентирован порядок аттестации ответственного за обеспечение БДД на предприятии. В этом пункте также рассказано, как и по какому принципу будут формироваться аттестационные комиссии.
Аттестация ответственных проводится в аттестационных комиссиях, организованных агентством автомобильного транспорта в каждом федеральном округе, координацию работы комиссий осуществляет управление государственного автодорожного надзора (УГАДН).
Посмотреть адреса и телефоны комиссий по вашему городу можно здесь.
В статье 14 в 304-ФЗ регламентирован порядок ведения реестра ответственных за БДД.
Рассказано, какие сведения должны содержаться в реестре, кто отвечает за ведение реестра, рассказано о возможности передачи полномочий по ведению реестра подведомственному бюджетному учреждению.
Список источников:
i Приказ Росстата от 31.07.2024 N 338 (ред. от 30.01.2025, с изм. от 28.07.2025) “Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за численностью и оплатой труда работников организаций, кадров государственной гражданской и муниципальной службы, условиями труда, движением работников, занятостью населения, численностью и потребностью организаций в работниках по профессиональным группам, численностью и заработной платой работников по категориям в организациях социальной сферы и науки” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2025)
ii Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” от 24.07.2007 N 209-ФЗ
iii Постановление Правительства РФ от 05.12.2024 N 1721 “Об утверждении Правил использования сведений, внесенных в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, для проведения федеральных статистических наблюдений”
iv Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н “Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению” (с изменениями и дополнениями) (документ не действует)
v Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 767н “Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств”
vi Приказ Минздрава России от 02.07.2025 N 392н “О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минздрава от 20 мая 2022 г. N 342н”
vii Приказ Минздрава России от 20.05.2022 N 342н “Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование”
viii Постановление Правительства РФ от 24.12.2021 N 2464 “О порядке обучения по ОТ и проверки знания требований охраны труда”
ix Федеральный закон “О пожарной безопасности” от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ.
x Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 N 273-ФЗ
xi Приказ Министерства просвещения РФ от 14 июля 2023 г. № 534 “Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение”
xii Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 31 июля 2025 года №304-ФЗ
xiii Федеральный закон “О промбезопасности опасных производственных объектов” от 21.07.1997 N 116-ФЗ
xiv Федеральный закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” от 31 июля 2025 года №304-ФЗ
xv Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ