На рубеже XIX–XX веков Москва активно застраивалась не только доходными домами и фабриками, но и учреждениями благотворительного назначения. Одно из них — богадельня имени Геера на Верхней Красносельской улице, сохранившаяся до настоящего времени и ставшая редким примером позднего благотворительного зодчества Москвы.
Дом милосердия
Здание было возведено в 1894–1899 годах по проекту Льва Кекушева при участии Иллариона Иванова-Шица, по заказу Московского городского общественного управления. Средства и участок земли для строительства пожертвовала городу вдова Иосифа Николаевича Геера, Наталья Петровна, с условием устройства богадельни для обедневших мещан. Учреждение получило имя в честь её супруга — швейцарского консула и купца Иосифа Николаевича Геера.
Богадельня предоставляла полный пансион престарелым малозажиточным горожанам обоих полов; число мест — около 100. В здании размещались палаты, лазарет, аптека и домовая церковь во имя святого Иосифа Обручника. Для домового храма Наталья Геер отдельно пожертвовала значительные суммы на беломраморный иконостас, выполненный по эскизам Кекушева. Учреждение содержалось на пожертвования и средства города.
Архитектура
Здание исполнено в неовизантийских формах (иногда определяется как русско-византийский стиль), сочетающих элементы древнерусского и средневекового европейского зодчества. Композиция фасадов симметрична, выделяется ряд аркатурных украшений, купол церкви на мощном барабане, крупные полуциркульные окна, рельефные карнизы и декоративные наличники, формирующие архитектурный облик строения.
Выразительность здания отмечали еще современники, для которых оно казалось больше дворцом, чем приютом. Внутреннее убранство включало продуманные решения: мозаичные полы, деревянные лестницы с коваными перилами, палаты с видом на храм — чтобы лежачие могли слышать богослужения. Однако оригинальные интерьеры не сохранились: позднее они были полностью утрачены из-за многочисленных переделок.
После 1917 года
После Октябрьской революции учреждение закрылось, церковь упразднили, а помещения заняли различные советские организации и конторы. За десятилетия строение подвергалось перестройкам и надстройкам, изменившим его силуэт, причем часть поздних пристроек и флигелей снесли только при реставрации в начале XXI века.
К началу 2000-х годов здание было признано объектом культурного наследия регионального значения, восстановили первоначальный облик фасадов и демонтировали поздние перестройки, но интерьеры остались утраченными, а домовая церковь — утраченной. Сейчас здание пустует, доступ к нему ограничен.
Наследие Кекушева
Купол церкви, аркатурные фризы и гармоничные пропорции фасада продолжают напоминать о замысле Кекушева и о времени, когда московская архитектура служила делу милосердия.