Работодатели всё чаще жалуются, что кандидаты врут – и в резюме, и на собеседованиях. И нередко ставят это в вину нам, карьерным консультантам. Мол, мы их этому учим. Не устаю повторять своим клиентам и подписчикам: в резюме и на интервью нужно писать/говорить либо правду, либо ничего. Это вам выгодно со всех сторон. Почему – расскажу ниже, а пока
Немного статистики
В резюме, по данным рекрутинговых агентств и кадровых платформ, кандидаты чаще всего искажают следующие моменты:
- Срок работы - увеличивают периоды занятости, скрывают «дыры» в опыте
- Обязанности и результаты - описывают задачи, которых на самом деле не выполняли
- Должность - приписывают себе более высокие позиции, которые в реальности не занимали
- Образование - указывают незавершённое или даже несуществующее образование
- Навыки - перечисляют умения, которыми не владеют совсем или на должном уровне.
Особенно склонны преувеличивать опыт, образование и заслуги соискатели в сферах IT, маркетинга и PR, продаж и проектного менеджмента.
На собеседованиях - та же история. По данным исследования «Консоль.Про», три четверти российских руководителей в той или иной степени сталкивались на них с обманом соискателей. Он выражается не только в искажении реальных фактов, но и в использовании при прохождении интервью искусственного интеллекта. Столь распространённый сейчас формат онлайн-собеседований позволяет кандидатам прибегать к этим дополнительным хитростям, недоступным при очном общении.
О чем кандидаты врут чаще всего на интервью
- О масштабах проектов и ответственности – преувеличивают важность выполняемых задач, численность команды и сложность проекта, а также свою роль в нём
- О достижениях - присваивают себе чужие или коллективные заслуги
- О несуществующем опыте руководства подразделением, когда, например, непосредственный руководитель пару раз дал поручение донести до сотрудников какие-то распоряжения
- О наличии компетенций и знаний специфических инструментов, что особенно актуально в IT
- Об уровне владения иностранными языками
- О размере заработка на предыдущих местах работы
- О причинах неудач в профессиональной деятельности, списывая их на других или влияние внешних факторов
- О причинах ухода с последнего места работы.
Всё это по большей части – хард скиллы. Но в софтовых навыках тоже не обходится без социально желательных ответов и стремления выглядеть «белым и пушистым». Здесь обычно кандидаты бывают неискренни, когда говорят, что:
- у них не было конфликтов на работе
- у них нет недостатков и слабых сторон
- они сработаются с любым руководителем и коллективом.
Как соискатели используют новые технологии в онлайн-собеседованиях:
- Проходят их с «суфлёром» - нейросеть, подключенная в реальном времени, «слушает» интервью и выдает готовые ответы
- При проверке уровня владения иностранным языком ИИ подсказывает кандидату нужные слова/фразы или генерирует для него свободный английский акцент.
Все эти моменты лжи известны не только мне, но и всем более-менее опытным менеджерам по подбору персонала. А раз они известны, значит, их легко вычисляют. Пара-тройка уточняющих вопросов, просьба углубиться в детали, зависание кандидата, нестыковки в его ответах в разные моменты времени, наблюдение за невербальными проявлениями человека – и вот вам нелицеприятные выводы. И если умение использовать ИИ работодатели ещё могут записать кандидату в плюс, то его неискренность сильно подпортит впечатление о нём.
Почему важна искренность в резюме и на собеседовании
1. Обнаруженная ложь подрывает доверие к кандидату. А человека, которому нельзя доверять, не сильно жаждут брать на работу – зачем компании лишние риски?
2. Если кандидата поймают даже на одном лживом ответе, это поставит под сомнение его искренность во всех остальных словах. Захочет ли работодатель копаться и разбираться, где он говорил правду, а где врал – вопрос. Если он – не единственный претендент на вакансию, проще прекратить с ним контакт и сосредоточиться на более надёжных соискателях.
3. Искренность выгодна и самому кандидату. Потому что:
- Ему не придётся изворачиваться и краснеть, когда, заподозрив враньё, его начнут с пристрастием расспрашивать, что и как он делал
- Он не потеряет лицо и репутацию, когда обман всё-таки вскроется. Кстати, факт лжи может стать известным не одному работодателю, т.к. эйчары и руководители из разных компаний общаются между собой, делятся информацией
- Лучше честно признаться на собеседовании в недостатке опыта или нужных компетенций, чтобы работодатель оценил, готов ли он взять такого сотрудника, чем это обнаружится уже в процессе самой работы. Отказ после интервью будет бОльшим благом для кандидата в плане дальнейшего трудоустройства, поскольку о нём никто сторонний не узнает, чем увольнение на испытательном сроке, о котором потенциальным нанимателям поведает трудовая книжка.
- Если прикинуться не тем, кто ты есть на самом деле, и рекрутер это не заметит, можно попасть в чуждую среду. Несовместимость с корпоративной культурой, руководителем, коллективом, а то и ролью, может превратить пребывание на работе в ад. Именно поэтому я не устаю повторять, что рекрутер – союзник кандидата, а не противник. У него больше знаний и о компании, и о задачах на этой должности, и о нанимающем менеджере, поэтому он тщательно изучает личные качества, ценности и мотивацию соискателя, чтобы определить эту самую совместимость. И если он не пропускает кандидата на следующие этапы собеседований, надо сказать ему «спасибо» за то, что он вовремя понял, что тому туда не надо.
Ещё раз повторюсь: работодателям нужно говорить либо правду, либо максимально близко к правде, либо ничего. Умолчать о том, что может неправильно истолковано и/или использовано против вас, – можно, ибо никто не обязан свидетельствовать против себя. Но если вам задают вопрос в лоб – юлить и врать уже нельзя.
Пример. Вы не стали указывать в резюме короткий (3-5 месяцев) период работы на одном из мест. Оставили просто пробел в опыте. Если с вами на собеседовании обсуждают те компании, которые звучат в резюме и не акцентируют внимание на этом перерыве в стаже – самим о нём сообщать не нужно. Но если вам прямо задают вопрос:
- Чем вы занимались в это время?
- Или: в этот период вы не работали?
надо отвечать правду. Работал там-то и тем-то, но поскольку этот опыт был недолгим и непоказательным (что можно успеть сделать за такое короткое время?), я не стал включать его в резюме. Всё. Все рекрутеры обычно спокойно воспринимают такие объяснения.
Что такое «максимально близко к правде»? – спросите вы. Отвечу: это когда из нескольких возможных вариантов причин/мотивов вы выбираете тот, который был не единственным или не был приоритетным, но всё-таки присутствовал.
Пример. Вам задают вопрос, почему вы уходите с предыдущего места работы. Причин у вас несколько: крайне токсичная среда, самодур-руководитель и невыполнение обещаний со стороны компании по повышению вам зарплаты. Говорить про токсичность внутри компании и обсуждать руководителя – это вытряхивать грязное бельё перед потенциальным работодателем. Он сразу спроецирует это на себя и представит, что когда-нибудь вы так же будете рассказывать кому-то про его кухню. Поэтому лучше объяснить своё желание уволиться тем, что вам обещали поднять зарплату после достижения определённых результатов, вы их показали, но оклад вам так и не повысили. Вас накрыла демотивация, и вы поняли, что эффективно работать здесь больше не можете.
Правда? Правда. Да, не вся, но так будет лучше для всех. Выставлять на передний план нейтральные или представляющие вас в наиболее выигрышном свете моменты и убирать в тень те, которые могут повредить вам или другим – в этом и есть искусство переговоров и правильной (само)презентации. Это умение актуально в любых отношениях. Кстати, работодатели тоже до поры до времени оставляют в тени некоторые нюансы. И да, тоже иногда откровенно врут. Но мы сейчас не о них, а о вас.
В сухом остатке. Если вы хотите выглядеть бледно на собеседовании, подпортить свою репутацию, получить отказ или попасть на не подходящее вам место работы, продолжайте «рисовать» несуществующие опыт, компетенции и личные качества. Если же вы заинтересованы в том, чтобы сотрудничество с компанией сложилось, и вам было в ней комфортно работать, будьте искренни и учитесь понимать, что стОит говорить, а что – нет.
Если сами затрудняетесь определить, как лучше преподносить те или иные моменты, - обращайтесь за помощью ко мне или другим карьерным консультантам.
Удачных вам переговоров!
Галина Бобкова, консультант по карьере и самореализации, профориентолог, www.ccgb.ru
Соцсети и каналы: