Друзья, недавно я побывал в очень атмосферном, колоритном и, безусловно, интересном месте, куда обычно просто так не пускают. Это трамвайное депо № 1 Нижнего Новгорода, которое в 2025 году отметило свое 56-летие. Собственно, я здесь оказался не по случаю дня рождения. В депо состоялась презентация проекта «Первое трамвайное медиа». В рамках мероприятия мне довелось ознакомиться с самим депо и с находящейся в нем техникой – как с современными вагонами, так и ретро-техникой, в том числе используемой до сих пор по прямому назначению.
Итак, обо всем по порядку. Первым выпуском проекта «Первое трамвайное медиа» стала газета, посвященная трамвайному маршруту № 5. Это один из старейших городских маршрутов, связывающих в наши дни площадь Лядова с Мызой. Пассажирское движение на нем было открыто в 1930 году. Первоначально была построена однопутная колея, по которой помимо пассажирского сообщения осуществлялось и грузовое. По ней от железнодорожной станции Мыза доставлялись вагоны до промышленных предприятий, расположенных вдоль Арзамасского шоссе (ныне – проспект Гагарина). В довоенную пору маршрут соединял Мызу с площадью 1 Мая (ныне – площадь Горького). Интересный факт: в ноябре 1929 года еще по не электрифицированной колее стали курсировать грузовые составы на паровой тяге.
Содержание первого выпуска газеты основано на воспоминаниях и рассказах горожан и работников трамвайного депо о пятом трамвайном маршруте. Проект «Первое трамвайное медиа» предполагает выпуск трех тематических газет о главных трамвайных маршрутах, объединяющих районы вне исторической части города, которые планируется издать до декабря 2025 года. В октябре выйдет в свет издание «Маршрут № 6 /№ 7», посвященное трамвайным воспоминаниям жителей Канавинского, Московского и Сормовского районов, а в ноябре – «Маршрут № 3/№ 8», рассказывающее истории из Ленинского и Автозаводского районов. А вот по маршруту № 2, проходящему по исторической части города, выпуска, увы, не будет. По мнению создателей этого проекта, принципиальным решением было не трогать «двойку» – кольцевой трамвайный маршрут, который и так достаточно наполнен множеством достопримечательностей. Издания будут распространяются в бумажном и цифровом виде в районных культурных центрах, трамваях и интернете.
Проект осуществляется по инициативе и при поддержке госкорпорации ВЭБ.РФ, правительства Нижегородской области и АНО «Центр 800». Реализуется студией «Тихая» при участии ООО «Экологические проекты».
Примечательно, что мероприятие состоялось в канун 130-летнего юбилея нижегородского трамвая, который будет отмечаться в 2026 году. Кстати, считается, что именно в Нижнем Новгороде в 1896 году зародилось трамвайное движение в России. Но, по правде говоря, если рассматривать вопрос шире и глубже, в масштабах Российской империи трамваи, в том числе конки, появились еще раньше.
А теперь, собственно, экскурсия по депо.
Ветеран – трамвайный вагон серии КМ 1938 года выпуска. Данная серия производилась на Коломенском паровозостроительном заводе и заводе «Красное Сормово» в 1920-1930-х годах. Отрадно, что нижегородский экспонат является не просто музейным, но еще и действующим. В 1995 году вагон отреставрировали до ходового состояния, в 2013-м он прошел капремонт. В 2021 году к 800-летию Нижнего Новгорода музейный вагон вышел на обслуживание туристического маршрута в историческом центре города, на одной из самых красивых улиц – Рождественской. В 2022, 2023 и 2024 годах вагон также работал на этом маршруте.
Еще один уникум – снегоочиститель ГС-1. Такие спецвагоны в 50-е годы выпускал Горьковский вагоноремонтный завод. Всего было сделано более 100 таких вагонов. В Нижнем Новгороде сохранилось несколько экземпляров ГС-1, в том числе в рабочем состоянии.
Трамвай семейства РВЗ-6, думаю, еще многие застали в эксплуатации. Их выпускал Рижский вагоностроительный завод в 1960-1988 годах. Данный экземпляр модернизированной серии РВЗ-6М2 с бортовым номером 2199 построен в 1980 году. В былые времена он был переоборудован в сетеизмеритель СИ-1. В 2015 году вагон отреставрировали и переоборудовали в пассажирский. С тех пор он работает на обычных городских маршрутах (в основном на «двойке»), не просто перевозит пассажиров, но и является туристической достопримечательностью.
Грузовой трамвай с бортовым номером РМ-6 – это вообще лютая экзотика. Он изготовлен на базе пассажирской модели МТВ-82, выпускавшейся на Рижском вагоностроительном заводе в 1947-1961 годах. Об этом трамвае (естественно, пассажирском) у меня самые теплые воспоминания из детства. К сожалению, во время посещения депо мне не удалось сфотографировать грузовой трамвай. Как мне показалось, он выглядит еще вполне свежо. Несколько лет назад он был замечен в эксплуатации. Поскольку мне не довелось его снять в этот раз, покажу свой снимок 10-летней давности. В Нижнем Новгороде, кстати, есть три грузовых вагона на базе МТВ-82 – по одному в каждом из трех депо.
Чехословацкие трамваи Tatra T3SU производства ЧКД Прага можно уже тоже записать в разряд музейных. Хотя, эти вагоны еще до сих пор эксплуатируются в Нижнем Новгороде и не только в нем. Эта модель закупалась СССР в 60-80 годы, всего было поставлено 11.368 вагонов. T3SU является крупнейшей в мире серией одинаковых трамваев, проданных в одну страну. В город Горький с конца 70-х годов осуществлялись массовые поставки этой модели.
По соседству с «Татрой» современный трамвай в стиле ретро – модель 71-415Р. Вагоны, стилизованные под дизайн начала ХХ века выпускаются екатеринбургским заводом «Уралтрансмаш». 11 ретро-трамваев закупили в 2021 году к 800-летию Нижнего Новгорода. Экзотические ретро-вагоны эксплуатируются на обычных маршрутах наряду с другими трамваями и неизменно пользуются популярностью у туристов.
Ну, а это типичный представитель эпохи 90-х – трамвайный вагон 71-608КМ (КТМ-8М) Усть-Катавского вагоностроительного завода. Данный экземпляр построен в 2004 году. Производство этой модели продолжалось с 1994 по 2007 год. В Нижнем Новгороде эксплуатировалось большое количество таких вагонов. Этот, кстати, тоже рабочий.
Следующий Усть-Катавский представитель – трамвай 71-619КТ. Эта модель пришла на смену КТМ-8М. Выпускалась в 1999-2012 годах. Экземпляр с бортовым номером 1241 построен в 2006 году. В Нижнем Новгороде эта модель получила массовое распространение.
Трамвай модели 71-623-00 тоже, в своем роде, особенный. Это один из первых вагонов новой серии, построенный в 2009 году Усть-Катавским вагоностроительным заводом. Первые два экземпляра должны были отправиться в Москву и в Санкт-Петербург. Однако, в итоге, оба города от них отказались. Таким образом первенец 71-623-00 оказался в 2009 году в Нижнем Новгороде. По имеющейся информации, вагон периодически выходил из строя и больше простаивал. Честно говоря, за все годы эксплуатации я его встречал на маршрутах лишь несколько раз.
В первой половине 2010-х годов на замену трамваям УКВЗ Нижний Новгород закупил крупную партию техники производства «Уралтрансмаш». Часть вагонов были в высокопольном исполнении – модель 71-403МА, часть – в полунизкопольном, модель 71-407.
Попавший мне в кадр 71-403МА, похоже, готов к утилизации. Хотя, судя по возрасту, как-то рановато еще. Год выпуска мне не известен. Судя по украшениям на окнах, трамвай использовался в качестве экскурсионного или заказного. Такая тема в 2010-х годах в Нижнем Новгороде имела место быть.
А этот полунизкопольный вагон 71-407, выпущенный в 2014 году, во всю еще работает.
Обратите внимание, на заднем плане трамвая частично виднеется музей элетротранспорта. Увы, доступа в него на этот раз не было. Десятью годами ранее я посещал этот музей, тогда находящиеся в нем трамваи и троллейбусы выглядели свежо и бодро. По прошествии многих лет их, судя по теперешнему состоянию, не поддерживали должным образом. Надеюсь, что предстоящий перевод уникальных экспонатов (один опытный РВЗ-7 чего стоит) на новую площадку музея, которую планируется разместить на территории бывшей автостанции Канавинская рядом с Московским вокзалом, позволит изменить ситуацию в лучшую сторону. Кроме того, посещение музея станет доступным для всех желающих.
Это редкая «птичка» для Нижнего Новгорода – полунизкопольный трамвай ЛМ-2008 (он же – 71-153.3) Петербургского трамвайно-механического завода. Несколько таких вагонов 2010 года постройки было передано в Нижний из Москвы на рубеже 2018-2019 годов. Данный вагон с бортовым номером 2507, прежде работавший во втором трамвайном депо, судя по состоянию, уже больше не вернется на маршруты. Хоть бы не порезали его, сохранили для музея.
Ну, а трамвайное настоящее и будущее Нижнего Новгорода – это трамваи БКМ Т811 «МиНиН». Их выпуск осуществляется с декабря 2022 года на совместном белорусско-нижегородском предприятие ООО СП «Нижэкотранс» из города Ворсма. Производственные мощности расположены на площадях небезызвестного предприятия «Фоксбас», выпускавшего до начала СВО автобусы одноименной марки на шасси Iveco. Всего до конца 2026 года в Нижний Новгород будет поставлено 170 трамваев «МиНиН». Кроме того, в рамках масштабной правительственной программы обновления электротранспорта при поддержке ВЭБ.РФ в Нижнем Новгороде идет модернизация трамвайной сети с обновлением инфраструктуры, будет заменено 149,3 км одиночных трамвайных путей, отремонтировано 15 тяговых подстанций и 3 депо. К настоящему моменту в столицу Приволжья поставлено 110 трамваев «МиНиН», в том числе трехсекционный. Известно, что 92 из них уже вышли на маршруты.
Напоследок еще несколько фото из жизни трамвайного депо № 1. Жаль, мне не удалось снять – утилизируемые, сложенные штабелями вагоны. Впечатляющее зрелище. Еще не снял разнообразный специализированный подвижной состав. Хотя, десятью годами ранее у меня состоялась плодотворная фотосессия этих вагонов.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!