Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

Скоро запустят поезд: РЖД протестировали «Орлан» на маршруте Смоленск – Витебск

Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) провела тестовую поездку рельсового автобуса РА-3 по маршруту Смоленск – Витебск через станцию Заольша. «Техническая поездка до одного из старейших культурных центров Беларуси – города Витебска – стала первым шагом к развитию существующего приграничного сообщения с Республикой. Ее целью было определить оптимальное расчётное время выполнения маршрута и проверить соответствие технических характеристик подвижного состава инфраструктуре железных дорог», – сказал генеральный директор ЦППК Иван Конев. Витебск – старейший культурный центр Беларуси, родина Шагала и один из красивейших городов страны. По словам гендиректора ЦППК, регулярное движение по маршруту планируется открыть в 2026 году. Идея стала возможной благодаря сотрудничеству ЦППК с правительством Смоленской области, региональным Минтрансом, РЖД и Белорусской железной дорогой. Термин «рельсовый автобус» появился еще в 1930-е годы — тогда так называли автобусы, переделанные под ж
Оглавление

Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) провела тестовую поездку рельсового автобуса РА-3 по маршруту Смоленск – Витебск через станцию Заольша.

«Техническая поездка до одного из старейших культурных центров Беларуси – города Витебска – стала первым шагом к развитию существующего приграничного сообщения с Республикой. Ее целью было определить оптимальное расчётное время выполнения маршрута и проверить соответствие технических характеристик подвижного состава инфраструктуре железных дорог», – сказал генеральный директор ЦППК Иван Конев.

Витебск – старейший культурный центр Беларуси, родина Шагала и один из красивейших городов страны.

По словам гендиректора ЦППК, регулярное движение по маршруту планируется открыть в 2026 году. Идея стала возможной благодаря сотрудничеству ЦППК с правительством Смоленской области, региональным Минтрансом, РЖД и Белорусской железной дорогой.

От автомотрисы к «Орлану»: как эволюционировали рельсовые автобусы

Термин «рельсовый автобус» появился еще в 1930-е годы — тогда так называли автобусы, переделанные под железную дорогу.

Позднее в СССР использовалось слово «автомотриса». И лишь в 1997 году, когда «Метровагонмаш» выпустил первый РА-1, название «рельсовый автобус» закрепилось официально.

Всего рельсовых автобусов в России было выпущено 3 типа: РА-1, РА-2 и РА-3.

РА-1 был шумным и тесным — без туалета, кондиционера и нормальных кресел.

Ра-1
Ра-1

РА-2 уже стал шагом вперед, но по-прежнему оставался скорее транспортом «на час». Сиденья были жесткими, а поездки длиной по пять часов превращались в испытание.

Салон РА-2
Салон РА-2

РА-3 — это рельсовый автобус нового поколения, по сути дизель-поезд, разработанный на заводе «Метровагонмаш» (входит в «Трансмашхолдинг»). С 2020 года он получил имя «Орлан» — в честь хищной птицы, символа силы и дальних расстояний.

РА-3 на обкатке по маршруту Смоленск - Витебск
РА-3 на обкатке по маршруту Смоленск - Витебск

РА-3 должен был исправить все недочеты предшественников — и, похоже, справился. Машинисты хвалят его за удобство и технологии. Кабина просторная, пульт как у электропоезда ЭП2Д, управление — микропроцессорное, с автодиагностикой.

Салон РА-3
Салон РА-3

Главное достоинство новой модели — кондиционеры, отопление, относительно мягкие кресла и плавный ход. Всего на «Метровагонмаше» был выпущен 91 экземпляр РА-3.

Зачем России «мини-электрички»

Причина популярности дизель-поездов проста: половина железных дорог в России до сих пор не электрифицирована. РА-3 в таких условиях становится идеальным решением — лёгкий, мобильный, экономичный. Он может курсировать там, где запуск полноценного поезда невыгоден.

Кроме того, РА-3 способен заменять локомотивную тягу на некоторых линиях, снижая эксплуатационные расходы.

Однако, несмотря на очевидные плюсы, у РА-3 есть и свои противоречия.

РА-3 на обкатке между Россией и Белоруссией
РА-3 на обкатке между Россией и Белоруссией

Рельсовые автобусы изначально создавались для коротких маршрутов на неэлектрифицированных линиях. Но в последние годы их стали использовать и на дальних направлениях — например, Белгород – Воронеж, Оренбург – Уфа: в пути — более шести часов. Вот тут-то пассажиры и начинают чувствовать, что РА не предназначен для дальних переездов. Пять-шесть часов на не очень мягких сиденьях становятся испытанием.

Тем не менее, РЖД активно эксплуатирует РА-3 именно на таких направлениях. Иногда даже сдваивает составы, превращая их в «мини-поезд» из шести вагонов.