В 2025 году Россия отмечает 500-летие освоения Северного морского пути — уникальной транспортной артерии, соединяющей Европу и Азию через воды Северного Ледовитого океана.
Особое место в портфеле проектов Балтийского завода занимают ледоколы для Северного морского пути, освоения Заполярья. Долгие годы завод является главным исполнителем работ по обновлению отечественного атомного ледокольного флота.
Первым ледоколом, построенный балтийцами для освоения Севморпути стал «И.Сталин».
Закладка ледокола «И. Сталин» состоялась на стапеле Балтийского завода 23 октября 1935 года. 10 мая 1938 года над заводом раздался мощный гудок ледокола «И. Сталин». Заработал брашпиль, наматывая якорную цепь. Раздались команды: «Убрать трап! Отдать кормовые концы!» — и ледокол с государственной комиссией на борту отправился на швартовные и сдаточные испытания. Они прошли успешно, страна получила первый линейный арктический ледокол отечественной постройки.
Ледокол имел 3 палубы, 2 платформы, 11 главных отсеков, оборудовал утепленными жилыми помещениями, ремонтной мастерской и рефрижераторными камерами для хранения продовольствия.
Зимой 1939-1940 года ледокол совершил плавание в Гренландское море, где должен был вывести из ледового плена ледокольных пароход «Г. Седов». В итоге задание по спасению экипажа дрейфовавшего 812 дней было блестяще выполнено.
В годы войны «И. Сталин» был дооборудован для ведения боевых действий и осуществлял ледовые проводки по всей трассе Северного морского пути.
В середине 1950-х гг. ледокол переименовали в «Сибирь» и модернизировали: корпус капитально отремонтировали, энергоустановку перевели на жидкое топливо, переоборудовали надстройку и открыли вертолетную площадку.
«Сибирь» проработала на восточном участке Севморпути до 1972 года, затем судно участвовало в исследовании континентального шельфа на Сахалине.