Найти в Дзене

Поделись! Не будь жадиной!

Фраза «надо делиться, нельзя быть жадиной!» кажется в принципе безобидной. Но на самом деле она учит ребенка опасным вещам: тому, что его личные границы ничего не значат, что чужие желания важнее его собственных, а его чувства вообще не учитываются. Именно поэтому большинство психологов против принуждения делиться. Принуждая, мы не воспитываем щедрость, а формируем либо человека, который не умеет говорить «нет», либо бунтаря, который будет держаться за свои вещи еще сильнее. Наша задача как родителей – не заставить, а мотивировать делиться. Для ребенка его игрушка – не просто вещь, а часть его безопасного мира. Поэтому прежде чем учить делиться, важно дать малышу почувствовать право владения. Следует проговаривать: «Это твой мишка, ты можешь сам решать, хочешь ли ты дать кому-то поиграть с ним.» Когда ребенок уверен, что его вещь не отберут насильно, он расслабляется и становится способным на щедрость. Все это в совокупности формирует у ребенка базовое доверие – фундамент, без которого

Фраза «надо делиться, нельзя быть жадиной!» кажется в принципе безобидной. Но на самом деле она учит ребенка опасным вещам: тому, что его личные границы ничего не значат, что чужие желания важнее его собственных, а его чувства вообще не учитываются. Именно поэтому большинство психологов против принуждения делиться.

Принуждая, мы не воспитываем щедрость, а формируем либо человека, который не умеет говорить «нет», либо бунтаря, который будет держаться за свои вещи еще сильнее. Наша задача как родителей – не заставить, а мотивировать делиться.

Для ребенка его игрушка – не просто вещь, а часть его безопасного мира. Поэтому прежде чем учить делиться, важно дать малышу почувствовать право владения.

Следует проговаривать: «Это твой мишка, ты можешь сам решать, хочешь ли ты дать кому-то поиграть с ним.» Когда ребенок уверен, что его вещь не отберут насильно, он расслабляется и становится способным на щедрость.

Все это в совокупности формирует у ребенка базовое доверие – фундамент, без которого все уговоры поделиться будут бессмысленными. Сначала – ощущение собственности, только потом – желание делиться.

Если Вы ждете в гости других детей, то перед их приходом следует выделить «особые» игрушки, которые Ваш ребенок не готов дать никому. Вместе уберите их в такое место, где их не найдут. При этом проговорите: «Это только твои игрушки, их не будем сегодня трогать. А вот в эти (указывая на оставшиеся игрушки) Вы можете сегодня вместе играть». Этот ритуал снимает 90% стресса и для детей, и для взрослых!

Таким образом, ребенок чувствует контроль над ситуацией и защищенность, а, значит, ему будет проще делиться игрушками, которые остались в общем доступе.

Чаще показывайте личный пример и озвучивайте процесс. Дети наблюдают за нами гораздо чаще, чем мы это замечаем. Старайтесь показывать щедрость в быту: поделитесь половинкой своего печенья, предложите апельсин, говорите о том, как Вам нравится угощать. Комментируйте без намека на ребенка. Так Вы демонстрируете, что делиться это нормально и даже приятно. Мозг ребенка фиксирует: «Ага, мама делится, и все счастливы, значит это безопасно и интересно!»

По отношению к детям честнее всего предлагать обмен. Поэтому вместо ультиматума «дай мальчику поиграть в машинку» предложите взаимный обмен на время: «Смотри, какой у мальчика интересный трактор. Может, предложишь ему ненадолго поменяться?» В таком случае ребенок не лишается своего, а получает возможность поиграть чем-то другим. Если вдруг владелец второй игрушки отказывается, просто признайте возможность такого исхода событий и право каждого играть в свои игрушки!

Вы не должны быть человеком, который забирает игрушку и отдает ее кому-то чужому. Ваша задача стать помощником и медиатором, научить детей озвучивать чувства и искать решения.

И пожалуйста, не ждите, что ребенок сразу станет щедрым и будет таким всегда. Важно замечать и ценить любой шаг в этом направлении. Хвалите конкретно, а не абстрактно:

«Как здорово, что ты предложил обменяться игрушками! Это был дружелюбный жест!»
«Я видела, как тебе было сложно отдать свою машинку, но ты смог. Я тобой горжусь!»
«Смотри как девочка обрадовалась тому, что ты дала ей поиграть в куклу! Ты точно сделала ее день лучше!»

Такая похвала позволяет ребенку отследить важность и ценность поступка, а также мотивирует повторять ее снова.

Помните: щедрости учатся медленно, но верно, в атмосфере безопасности, доверия и уважения!