Найти в Дзене
C A E S A R

Самая незаменимая вещь ковбоя на Диком Западе, которая была для него важнее даже лошади и револьвера

Оглавление
Кадр из телесериала "1883"
Кадр из телесериала "1883"

Когда мы произносим слово «ковбой», в воображении мгновенно возникает узнаваемый образ: загорелый всадник в шляпе Стетсона, с револьвером у бедра и небрежно зажатой в зубах сигарой. Этот архетип стал воплощением американского духа свободы, бескрайних прерий и бесстрашного одиночества. Голливуд превратил ковбоя в романтизированный и геройский образ, но реальность XIX века была куда менее романтичной.

Настоящие ковбои не были ганфайтерами (стрелками) и героями вестернов. Их будни проходили в седле, под палящим солнцем, среди пыли, грязи и непогоды. Они трудились по 12–14 часов в день, зарабатывая гроши, и при этом являлись важнейшими участниками экономического освоения американского Запада.

Но что, если сказать, что их самым ценным инструментом была вовсе не лошадь и не револьвер? Многие ковбои и вовсе за всю свою жизнь иногда не производили ни одного выстрела.

Так какой же тогда инструмент был самым ценным?

Для начала давайте коротко о том, кто такие ковбои на самом деле

-2

Вопреки кинематографическим стереотипам, ковбой — это вовсе не богатый владелец ранчо и не бесстрашный герой с кольтом на боку. На самом деле ковбой был простым наёмным работником и скотоводом, выполнявшим тяжёлую физическую работу в суровых условиях американского Запада второй половины XIX века.

Большинство ковбоев были молодыми мужчинами — обычно в возрасте от 16 до 30 лет. Многие из них происходили из бедных фермерских семей, которые потеряли землю после Гражданской войны, или были искателями приключений, мигрировавшими с Востока страны в поисках заработка и свободы.

Среди них встречались бывшие солдаты, сбежавшие моряки, иммигранты из Европы, афроамериканцы, а также немало мексиканцев — потомков тех самых «вакеро», первых погонщиков скота, от которых американские ковбои унаследовали большую часть своей культуры, одежды и даже языка (слова ранчо, чапсы, лаcсо и пиньята пришли именно из испанского).

Работа ковбоя была сезонной. Весной и летом они перегоняли стада, клеймили телят и чинили заборы, а зимой большинство увольняли — оставляя лишь нескольких работников для охраны ранчо и ухода за скотом.

-3

Поэтому ковбои вечно были в пути: переходили от одного хозяина к другому, часто меняли место жительства и жили, по сути, «на колёсах».

Их нанимали на время перегонов скота, уборки стад, строительства или ремонта загонов. Дни проходили в седле, а ночи — у костра, под открытым небом. В палатках они спали редко — чаще просто стелили одеяло прямо на земле, прикрываясь пончо или брезентом.

Средняя зарплата ковбоя составляла около 30 долларов в месяц (примерно 900 долларов в современных американских деньгах). Это была скромная оплата для американцев даже по тем временам, но он хотя бы получал бесплатное проживание, пропитание и различное снаряжение. Ковбой не был богат, но он жил по своим правилам, вольно и гордо, что со временем превратило его образ в легенду.

Для них выражение «оставаться в седле» имело не только буквальный, но и символический смысл: удержаться в профессии, не сдаться, сохранить уважение коллег и уверенность в себе. Быть ковбоем значило не просто пасти скот — это был особый стиль жизни, целая философия, в которой труд, свобода и одиночество сплетались в один миф о Диком Западе.

Перегоны скота и реальность Дикого Запада

-4

Главным и самым прибыльным занятием ковбоев были перегоны скота — длительные, изнурительные путешествия по дикой местности, когда тысячи голов быков и телят гнали с юга на север, от пастбищ Техаса до железнодорожных станций Канзаса, Небраски или Вайоминга. Оттуда животных отправляли на бoйни в Чикаго и другие промышленные города.

Один типичный перегон длился от 800 до 1 500 километров и занимал от двух до трёх месяцев. Команда ковбоев, обычно из 10–15 человек, сопровождала стадо в 1 500–2 500 быков. Руководил всем трейл-босс (главный погонщик), под началом которого был старший ковбой (свинг-райдер), несколько рядовых погонщиков, повар и повозка с припасами — так называемый чанквагон.

-5

За такую тяжёлую работу платили намного больше, чем за обычную службу на ранчо. Если средний месячный доход ковбоя составлял 30 долларов, то за весь перегон скота он мог получить 100–125 долларов, а опытный трейл-босс за тот же путь зарабатывал до 150–200 долларов (эквивалент примерно 5 000–7 000 долларов по современному курсу).

Однако это были опасные и изнуряющие деньги. Ковбои неделями не видели городов, спали по 4–5 часов в сутки, страдали от жары, холода, ветров, дождей и (иногда) даже нападений воров, хотя легендарные перестрелки, вопреки мифам, почти не случались. Ведь в реальной жизни нападать на 15 вооруженных человек — это не киношная история и мало какие бандиты стали бы рисковать своей жизнью в подобной перестрелке.

А на ранчо во время обычной работы большинство ковбоев и вовсе не носили оружие — на многих ранчо пистолеты были запрещены владельцами, чтобы избежать конфликтов и несчастных случаев.

Когда работа заканчивалась, многие ковбои искали заработок в других местах: кто-то становился охотником за головами, кто-то — законником, а кто-то — преступником. И тогда тут уже бывало нечто похожее на то, что показывают в голливудских фильмах. Но большинство ковбоев как были скотоводами, так ими и оставались до конца своей жизни, так или иначе они всегда искали привычную работу на ранчо.

Самый незаменимый инструмент ковбоя

-6

Когда мы говорим о ковбое, первое, что приходит в голову — это, конечно, лошадь. Но вопреки распространённому мнению, далеко не каждый ковбой имел собственную. На большинстве ранчо лошади принадлежали хозяину, и работникам их просто выдавали из общего табуна. Ковбой мог оседлать за сезон десятки разных коней, и все они были «служебными».

Зато седло каждый уважающий себя ковбой обязан был иметь своё собственное. Без седла наняться на работу было практически невозможно.

В объявлениях того времени для поиска ковбоя на ранчо нередко писали:

«Требуется ковбой со своим седлом и шпорами.»

Для работодателя наличие личного седла было признаком профессионализма: если у человека есть хорошее седло — значит, он опытен и умеет обращаться со скотом. Для самого ковбоя седло было не просто предметом снаряжения, а чем-то вроде визитной карточки и продолжения личности.

Почему седло было таким важным?

-7

Седло обеспечивало устойчивость, безопасность и контроль во время езды, особенно при работе с полудиким скотом. Оно помогало равномерно распределять вес всадника по спине лошади, защищало животное от повреждений и позволяло ковбою проводить по 12–14 часов в день верхом без боли и потери равновесия.

Настоящее ковбойское седло отличалось от военных или прогулочных.

Оно имело:

  • высокий передний лук (pommel) — чтобы удерживаться при рывках и сдерживать лошадь;
  • крупный задний кант (cantle) — для опоры во время бросков или прыжков;
  • глубокое посадочное место — чтобы сидеть устойчиво во время перегонов;
  • передний выступ (horn) — металлический или деревянный рожок, за который крепили лассо при ловле быков.

Ковбойское седло было спроектировано для тяжелой работы.

Индивидуальная подгонка и изготовление

-8

Каждое качественное седло изготавливалось вручную. Мастер учитывал рост и вес всадника, длину его ног, стиль езды и даже особенности конкретной лошади. Такая индивидуальная подгонка называлась custom fitting.

Основу седла составляло «дерево» — прочный каркас из дерева (обычно тополя или орешника), покрытый сырым бычьим мехом, чтобы придать прочность и гибкость.

Поверх седла натягивалась выделанная кожа, часто украшенная тиснением, резьбой или простыми узорами. Хорошие седла производились ремесленниками в штатах Техас, Канзас и Монтана — особенно славились седла из Абилина и седельные мастерские Элко.

-9

Стоимость качественного седла варьировалась от 40 до 100 долларов, а за индивидуальную подгонку и ручную работу — до 150 долларов.

За такую цену можно было купить отличную и выносливую лошадь. Кроме того, стоимость подогнанного седла составляла трёхмесячную зарплату ковбоя, поэтому к сёдлам относились с почтением и заботой.

Сколько вообще стоила жизнь в эпоху Дикого Запада?

-10

Уход и ремонт

-11

Каждый ковбой регулярно смазывал седло животным жиром или маслом, чтобы кожа не трескалась под солнцем и дождём. Если седло рвалось, его латали вручную; если ломалось «дерево» — не выбрасывали, а несли мастеру, который менял основу, сохраняя всю остальную конструкцию.

Хорошее седло служило 20–30 лет, а иногда и дольше. Его могли передавать от отца к сыну или от опытного погонщика молодому.

Так что хорошее седло сопровождало ковбоя всю жизнь, и было для него не просто инструментом, а частью его идентичности. Оно помогало ему не только работать, но и жить — служило подушкой, столом, иногда даже подставкой под оружие или щитом от ветра.

Когда ковбой спал под звёздами, седло служило ему подголовником; когда садился у костра — становилось сиденьем; когда отправлялся на родео — было его главным союзником.

Вам также может быть интересно:

Понравилась статья? Не забудьте подписаться на канал и поставить лайк, это помогает нам создавать больше интересного контента