Найти в Дзене
Красное Радио

4 октября – День памяти защитников Советской власти!

Олег Максимович Хлобустов – историк, писатель, эксперт Фонда национальной и международной безопасности
Олег Максимович Хлобустов – историк, писатель, эксперт Фонда национальной и международной безопасности

Прошедший в Государственной Думе по инициативе коммунистов круглый стол призвал признать 4 октября Днем памяти жертв, защитников советской власти и российского парламентаризма и установить монумент на месте событий «черного октября» 1993 года.

4 октября 1993 г. - бесспорно день скорби и несмываемого позора первого президента России Ельцина и армии.

И именно поддержка президентом и генеральным прокурором Валентином Степанковым преступных действий правоохранителей в Москве во главе с Аркадием Мурашевым по прямым указаниям мэра столицы Гаврила Попова 5 декабря 1991 г., 23 февраля 1992 г. и 1 мая 1993 г. - привели к этому трагическому результату.

Согласно принципу «клипового» освещения событий, газета «Коммерсант», наиболее подробно сообщавшая о круглом столе в Государственной Думе в канун этой скорбной даты, вспомнила лишь о выходе 21 сентября 1993 г., Указа президента РФ №1400 «О поэтапной конституционной реформе». Этот указ президента распускал Съезд народных депутатов РСФСР - Российской Федерации и объявлял о назначении новых выборов.

По сути дела, этим указом президента России планировалось законодательное завершение государственного переворота в России, начатого Ельциным 23 августа 1991 г. В других союзных республиках бывшего СССР демонтаж союзных структур, а также завершение антиконституционных госпереворотов осуществлялось разновременно.

В авангарде, помимо Российской Федерации, шли Литва, Латвия, Эстония и Украина.

Народные депутаты Верховного Совета РСФСР обоснованно квалифицировали этот указ Ельцина как государственный антиконституционный переворот и объявили о передаче президентских полномочий вице-президенту Александру Руцкому.

В здании Верховного Совета РСФСР по указанию мэра Москвы Гавриила Попова отключили свет, телефонную связь, водоснабжение, подвоз продуктов в столовые и буфета, его окружили милицейскими кордонами и блок-постами, пытавшимися предотвратить проход к Верховному Совету граждан, которые стали собираться в его поддержку. Которых к 4 октября собралось немало.

Начальник службы безопасности президента (СБП) Александр Коржаков – в одном из интервью «Комсомольской правде» упоминал о некоем психотронном генераторе, который с 3 октября применялся против защитников «Белого дома». Поскольку он был смонтирован на базе БТРа, специально выкрашенного в желтый цвет, собравшимся вокруг здании Верховного Совета, он был известен под именем «желтый Геббельс». А корреспондент «Коммерсанта» Вероника Куцылло, командированная в Верховный Совет для освещении его противостояния с президентом, в своей книге «Записки из Белого дома» описало воздействие психотронного генератора на находившимся в здании Верховного Совета. (14 октября 2022 г. В.И. Куцылло министерством юстиции РФ была внесена в список СМИ, выполняющих функции иностранных агентов).

4 октября 1993 г. противостояние граждан и президента России переросло в расстрел парламента 8 танками, транслировавшийся канадской телекомпанией CNN в режиме реального времени по всему миру. По официальным заявлениям, в «Белом доме» и его окрестностях, погибли 147 человек и 372 были ранены.

Но ни бывший вице-президент - А. Руцкой, ни начальник Ельцинской охраны А. Коржаков не расскажут правды о своем участии в госпереворотах того времени.

Исторической правды, однако, следовало бы отметить, что уже к августу 1991 г. КПСС была в немалой степени дискредитирована политикой Горбачева, а 23 августа деятельность КПСС и Компартии РСФСР была приостановлена указом Ельцина в присутствии генерального секретаря ЦК КПСС и президента СССР Михаила Горбачева. А 6 ноября указом Ельцина были предписаны прекращение деятельности организационных структур компартии и национализация имущества КПСС и КП РСФСР.

В те и последующие дни, недели и месяцы 1991 г. отечественные СМИ коммунистов беззастенчиво ошельмовали, и вследствие разнузданной кампании лжи и клеветы, компартия и коммунисты, безусловно, утратили былую массовую поддержку, хотя отрезвление началось буквально с первых дней начала "шоковой терапии" вице-премьера Егора Гайдара в январе 1992 г.

В выступлении на круглом столе в Государственной думе, посвященном трагическим событиям осени 1993 г. депутат Николай Арефьев заявил, что «Ельцинская пропаганда вылила бочку грязи на всю историю левого движения, в результате народ — на фоне тяжелой социально-экономической обстановки — пребывал в растерянности».

Результаты этого массированного "промывания мозгов" и социального зомбирования населения ощущаются и сегодня, причем далеко не только в политической жизни страны.

Примечательно, что депутат Юрий Синельников, в 1990-е годы работавший в органах прокуратуры, подчеркнул, что единой оценки событий сентября - октября 1993 г. среди политиков и историков нет и поныне. Однако, отметил он, преобладает точка зрения, высказанная в новом учебнике истории: «Указ 1400 привел к острому кризису: по действовавшей Конституции РСФСР роспуск представительных органов власти являлся незаконным и автоматически вел к отстранению президента от власти».

В силу политических причин, констатировал Юрий Синельников, объективное расследование было невозможно, так как «правительственная сторона активно влияла на следствие», а «некоторые должные лица препятствовали проведению следственных действий», припомнил экс-прокурор.

Позже, как известно, возбужденные уголовные дела «в связи с событиями в Москве 1 мая и 3-4 октября 1993 г.» были прекращены на основании Постановления Государственной Думы России об амнистии «в целях национального примирения».

На семинаре, посвященном соблюдению прав человека в России 10 декабря 1994 г., занимавший тогда должность уполномоченного по правам человека Сергей Адамович Ковалев, заявил, что власти пошли на эту амнистию, чтобы прекратить уголовные дела в отношении правоохранителей, виновных в гибели 3-4 октября 72 как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, включая журналистов.

Постановление ГосДумы «об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Российской Федерации» от 23 февраля 1994 г. в отношении членов ГКЧП, а также «участников событий 1 мая и 3-4 октября 1993 г.», подчеркивал Юрий Синельников, не подлежит отмене. Однако, по его мнению, в действиях лиц, применявших насилие в целях прекращения деятельности Верховного совета и съезда народных депутатов РСФСР, «могут усматриваться признаки самых разных преступлений», в том числе по ст. 64.1 УК РСФСР - о насильственном изменении конституционного строя, констатировал депутат.

Юрий Синельщиков предложил подготовить федеральный закон либо заявление парламента об осуждении преступлений против Конституции и народа России, которые были совершены осенью 1993 г.

Эту инициативу, как и идею объявить 4 октября Днем памяти жертв, защитников советской власти и российского парламентаризма, и установить на месте событий вблизи «Белого дома» памятный монумент, участники круглого стола поддержали в виде резолюции, которую планируется передать в Государственную Думу и правительство России.

Олег Хлобустов, член Союза писателей России, эксперт

Фонда национальной и международной безопасности,

историк спецслужб, обозреватель интернет-канала

Красное радио