Найти в Дзене

Лётная Жизнь на фото – аэр. Гудаута 1982-91 -20. Тревожные дни

Получение Ценных Указаний на ЛТУ Обстановка, вроде, и спокойная, но также в Дежурном Звене дежурим «усиленным» составом, по ночам патруль в городке. На полёты в мае удалось вырваться только на две лётные смены, летал перехваты на потолке и на малой высоте, за май выполнил пять полётов и налетал четыре часа. Двадцатого мая произошло «очередное» чрезвычайное событие – с соседнего аэродрома Цхакая какой-то капитан Зуев угнал МиГ-29 в Турцию на аэродром Трабзон, по нему даже у нас поднимали из ДС самолёт, но было поздно, МиГ-29 уже сел в Турции, лететь ему было от Цхакая через море до Трабзона 250 км. Позже стало известно, что списанный лётчик Зуев был в ДС «ответственным по приёму и выпуску», применил ночью против часового ПМ и взлетел на самолёте из состава ДС. После посадки в Трабзоне запросил политического убежища в США, его американцы сразу и забрали. Самолёт турки тоже сразу отдали, лётчик из Цхакая его и перегнал обратно. В эти же дни у нас в эскадрилье своё ЧП принесли наш

Получение Ценных Указаний на ЛТУ

Обстановка, вроде, и спокойная, но также в Дежурном Звене дежурим «усиленным» составом, по ночам патруль в городке. На полёты в мае удалось вырваться только на две лётные смены, летал перехваты на потолке и на малой высоте, за май выполнил пять полётов и налетал четыре часа.

Двадцатого мая произошло «очередное» чрезвычайное событие – с соседнего аэродрома Цхакая какой-то капитан Зуев угнал МиГ-29 в Турцию на аэродром Трабзон, по нему даже у нас поднимали из ДС самолёт, но было поздно, МиГ-29 уже сел в Турции, лететь ему было от Цхакая через море до Трабзона 250 км.

Позже стало известно, что списанный лётчик Зуев был в ДС «ответственным по приёму и выпуску», применил ночью против часового ПМ и взлетел на самолёте из состава ДС. После посадки в Трабзоне запросил политического убежища в США, его американцы сразу и забрали. Самолёт турки тоже сразу отдали, лётчик из Цхакая его и перегнал обратно.

В эти же дни у нас в эскадрилье своё ЧП принесли наши молодые техники – после «обмывания» сына техника Сараева, лейтенанты Уницкий и Кавнацкий поехали поздно вечером на мотоцикле в город, попали в аварию, оказались в больнице. У одного открытый перелом, у другого «отняли» фалангу пальца. Понятно, что были они не совсем трезвыми, но в больнице дали заключение в полк, что они «были трезвы»!

Продолжаю «интенсивно» дежурить, полёты идут своим чередом, чаще стали тренировки к вылету эскадрильей или полком по тревоге, как водиться, с подвеской ракет и готовностью к перебазированию на другой аэродром. Так, в одно утро, по тревоге, после готовности полка к взлёту для «вывода из-под удара», всем дают отбой, а нашей эскадрилье взлёт. Отрабатывали вывод из-под удара в масштабе эскадрильи. Но, без перебазирования на другой аэродром. Мероприятие получилось масштабное, уходили по большому маршруту вроде, как в сторону Астрахани, а потом выполняли перехваты на всех высотах от малых до потолка над всей акваторией Чёрного моря. Летали долго, топлива у всех было много.

От подобных мероприятий, особенно с подъёмом в воздух, в последнее время складывается впечатление, что готовимся к каким-то событиям, но никто не знает толком к каким?!

Шестнадцатого июля с утра сбор по тревоге, узнаём, что в Абхазии неспокойно, слышится даже непривычное слово «мятеж»! Сногсшибательное известие, конечно, даже особо и непонятно, что такое «мятеж»! Администрация в городе не работает, милиции не видно, но есть «вооружённые люди». Железная дорога не работает, автомобильная трасса пустая. Сухумский аэропорт закрыт. Весь личный состав нашего гарнизона вооружился АКМами, находимся в состоянии «готовности ко всему». Никаких полётов, только Боевое Дежурство, весь личный состав на служебных местах, в гарнизоне в ночное время патрули.

Постепенно приходит информация о том, что же происходит. Оказывается, в Сухуми был митинг абхазов против того, чтобы вступительные экзамены в Сухумский университет сдавать в Тбилиси?! Этот митинг стали разгонять грузины, со стрельбой. Началось противостояние грузин и абхазов, стреляют друг в друга, это быстро распространилось на всю Абхазию. Уже образовалась «линия фронта» по реке Ингури, это административная граница между Грузией и Абхазией. В Гудауту и Сухуми морем прибыли войска МВД из Сочи. На наш аэродром прилетают пассажирские «тушки», вывозят отдыхающих из военных санаториев, но берут всех отдыхающих, кто добирается до аэродрома. Аэродром под охраной, прямо как в «тылу врага».

Через несколько дней, вроде бы, обстановка успокоилась, на автотрассе началось движение. Но абхазы и грузины в Абхазии обособились, в Гагре большинство населения грузины, там грузинская власть, в остальной Абхазии – абхазская.

Отдыхающие из нашего авиагородка, коих летом всегда много, поуезжали, многие наши офицеры отправляют семьи куда подальше - к родителям, родственникам, я тоже отправил жену с детьми к своим родителям. Cели на трассе в первый попавшийся автобус до Адлера, а там отправил их самолётом во Фрунзе. Обратно добрался тоже случайным автобусом, на дороге редкое движение.

Приступили к полётам, но аэродром остаётся под охраной. Постепенно в Абхазии всё возвращается в «мирное русло», но понятно, что по-прежнему уже не будет. Обстановка тревожная и может взорваться в любой момент.

-2

Отпуск. Вид из окна вагона.

А тут у меня и срок отпуска подошёл, очень кстати. Также еду автобусом в Адлер и оттуда лечу через Баку и Ош во Фрунзе. Отдыхаю с семьёй, едим фрукты, наслаждаемся спокойной мирной обстановкой, так неожиданно познавши её ценность и значимость. Отпуск как-то быстро и проходит. Обратно едем поездом Алма-Ата – Адлер, поезд фирменный казахстанский, чай приносят в большом заварном чайнике за один рубль. Едем трое суток, целое путешествие. Из Адлера возвращаемся в Гудауту автобусом, вроде в Абхазии спокойная обстановка.

Тихий и тёплый сентябрь, на море людей очень мало, непривычно. В гарнизоне тоже обстановка успокоилась, прекратились патрули. Начали снова ездить в город на хачапури и солянку, вроде вернулась мирная обстановка.

Закончился мой отпуск, вышел на службу, вроде никаких событий и не было, продолжается обычная жизнь ПВОшного авиационного полка – Боевое Дежурство, плановые полёты, повседневная служба. Я восстанавливаюсь после отпускного перерыва. Слетал пару полётов на спарке, летаю дальше на боевом, есть целая программа восстановления после перерыва. Параллельно с «восстановлением» выполнил два полёта парой, - душу, можно сказать, отвёл. В последнее время всё больше выполняем полёты на предельно малых высотах на ста метрах, очень уж «адреналиновые» полёты, когда под тобой и вокруг только морские волны и очень близко.

С тоской вспоминается то время, когда не было спарки Су-27УБ и вся программа восстановления «проходила» за пару лётных смен. А теперь я должен сначала восстановится днём, потом ещё полёт на спарке ночью и ещё несколько полётов по восстановлению ночью. Просто «методическое крючкотворство». И это такая программа у лётчика первого класса, готового к боевым действиям во всех условиях. А что говорить о молодых лётчиках?! Но хоть «сделал» налёт за октябрь почти десять часов и выполнил десять полётов.

С верхнего штаба пришло указание выделить от нас пару Су-27 для ВИУ (Военно Исследовательское Учение). Н этом ВИУ собираются «исследовать», как МиГ-29 противостоит Су-27. В эту пару назначили моего комэска Анатолия Сальникова и меня.

Пришли парой в зону барражирования на траверзе Батуми, средняя высота, четыре километра, до Цхакая километров сто. Ждём здесь МиГ-29, который должен преодолеть наш «заслон». Ходим восьмёркой, чтобы всё время кто-то из нас видел «опасное» направление.

Вот на экране прицела появилась метка воздушной цели. Это в районе аэродрома Цхакая. Высота малая, дальность до цели километров сто. Значит началось. Доложили об этом на наш КП. Наблюдаем цель с Анатолием по очереди, но всё время цель у нас в обзоре, набирает высоту, движется в нашу сторону. Разворачиваюсь, цель снова у меня на экране, дальность восемьдесят, цель уже в захвате, доложил на КП. Держу в захвате, сейчас по всем условиям должна выдаться команда ПР (Пуск Разрешён) и можно пускать ракету – сбивать цель. Условно, конечно.

Не справился с задачей МиГ-29, всё же тяжело ему тягаться с Су-27, даже не успел нас обнаружить, а у нас был уже в захвате на фоне земли, что усложняет условия. На этом ВИУ закончились. Мы уходим на маршрут, вырабатываем топливо и домой.

Обстановка в Абхазии совсем успокоилась, летаем плановые полёты, несём Боевое Дежурство, гарнизон живёт своей привычной повседневной жизнью. Уже и не верится, что совсем недавно был «мятеж», беспорядки и безвластие, и даже звучали выстрелы.

-3

Подрастает моё семейство

Подошёл к концу ещё один год, можно подводить итоги. При всех происходящих на протяжении года самых разных политических, местных и прочих событиях, сопровождающих, эту непонятную Перестройку, всё же личный состав полка осваивал новый самолёт, нёс Боевое Дежурство, выполнял пуски ракет. И лётный состав, и технический набрались опыта, подняли уровень своей боевой подготовки, как обычно говорят с трибуны. Да и на застольях говорят об этом, несколько другими, конечно, словами.

Мой годовой налёт получился не очень – пятьдесят восемь часов. Понятно, что дежурить приходилось немало, да и местные разные «события» не способствовали хорошему налёту.

09.10.2025 – Севастополь.