Найти в Дзене
Школа «Летово»

В помощь учителю | Какие навыки помогут школьнику адаптироваться в 2030 году?

— Недавно я оказался на панельной дискуссии, посвященной навыкам, которые помогут детям успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся мире. Soft skills или smart skills? Когнитивные навыки или некогнитивные навыки? Hard skills или soft skills? И как это все различается? Или это одно и то же? Давайте попытаемся разобраться, в чем разница. О навыках будущего предлагает порассуждать учитель английского языка «Летово» Андрей Михайлович Фетисов. Hard skills — это конкретные, часто измеримые и проверяемые профессиональные, технические знания и умения, которые необходимы для выполнения конкретной работы. Это то, что в школе изучают на конкретных предметах: математике, русском, литературе, а также на занятиях гитарой, в столярной мастерской и т.п. Soft skills — это умения, которые напрямую не связаны с конкретной дисциплиной, но помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми, решать рабочие задачи и развиваться как личность. Говоря на языке школы и ФГОС, это метапредметные навыки. Ме
Оглавление
— Недавно я оказался на панельной дискуссии, посвященной навыкам, которые помогут детям успешно адаптироваться в постоянно изменяющемся мире. Soft skills или smart skills? Когнитивные навыки или некогнитивные навыки? Hard skills или soft skills? И как это все различается? Или это одно и то же?
Давайте попытаемся разобраться, в чем разница.
Фото из школьного архива: Андрей Михайлович на мероприятии в «Летово»
Фото из школьного архива: Андрей Михайлович на мероприятии в «Летово»

О навыках будущего предлагает порассуждать учитель английского языка «Летово» Андрей Михайлович Фетисов.

HARD и SOFT SKILLS

Hard skills — это конкретные, часто измеримые и проверяемые профессиональные, технические знания и умения, которые необходимы для выполнения конкретной работы. Это то, что в школе изучают на конкретных предметах: математике, русском, литературе, а также на занятиях гитарой, в столярной мастерской и т.п.

Soft skills — это умения, которые напрямую не связаны с конкретной дисциплиной, но помогают эффективно взаимодействовать с другими людьми, решать рабочие задачи и развиваться как личность. Говоря на языке школы и ФГОС, это метапредметные навыки.

Метапредметные навыки можно разбить на несколько категорий. Давайте посмотрим на один из вариантов категоризации:

  • Коммуникационные навыки

Отвечают за то, как ученик умеет коммуницировать и взаимодействовать с другими. Например, умение давать и получать обратную связь, умение структурировать информацию, умение синтезировать информацию с разной целью для разной аудитории относятся к коммуникативным навыкам.

  • Социальные навыки

Отвечают за умение ученика эффективно сотрудничать с другими. Эмпатия, делегирование, умение договариваться и отстаивать свои права и границы как раз про социальные навыки.

  • Организационные навыки

Фокусируются на дисциплине: умение ставить себе разнопорядковые цели, амбициозные и привлекательные, и затем следовать плану, используя разные стратегии, демонстрируют наличие организационных навыков у ученика.

  • Навыки рефлексии

Почему я ошибся? Чему я могу научится на своей ошибке? Каковы зоны моего ближайшего развития? Какие стратегии и навыки помогут мне учиться лучше? Куда, зачем и как я иду?

  • Исследовательские навыки

Отвечают за работу с информацией, например, как собирать и анализировать необходимую для выполнения задачи информацию, как работать с источниками информации, что такое медиа грамотность и т.п.

  • Когнитивные навыки

// Критическое мышление

Как задавать вопросы и какие они бывают? Как обобщить и сделать выводы? Как распознать предвзятость? Как прогнозировать и работать с моделями и большими идеями? И т.п.

// Креативное мышление

Отвечает за адаптивность, необходимую для выживания. Креативное мышление — это способность принимать взвешенные решения в условиях неопределенности и минимума информации. Это также и способность выдавать разнообразные ассоциативные ряды на одну единицу информации и синтезировать новые идеи на основе изученных концепций и жизненного опыта.

То есть, когнитивные навыки — это не hard skills, это часть soft skills, и противопоставление «когнитивные навыки vs некогнитивные навыки» сравнивает категории soft skills, оставляя предметные компетенции (hard skills) за рамками дискуссии. А smart skills — это объединение навыков из hard skills и некоторых категорий из soft skills (когнитивные, организационные и коммуникативные навыки), что делает противопоставление smart skills vs soft skills сомнительным.

Вроде разобрались!

Фото из школьного архива: ученики «Летово» на уроке
Фото из школьного архива: ученики «Летово» на уроке

Так что же поможет ученику успешно адаптироваться в 2030?

УСПЕШНЫЙ УСПЕХ

Сначала нужно понять, что мы понимаем под успешной адаптацией. Что вообще такое успех? На данный момент существует два предиктора успеха.

IQ

Первый — IQ. Здесь особо много не скажешь, потому что, во-первых, до сих пор не придумали ничего точнее IQ при предсказании успеха (особенно на академическом поприще), во-вторых, никак увеличить IQ невозможно. Человека с низким IQ можно натренировать в решении конкретных задач, но это практически никак не сказывается на глобальном умении решать задачи.

Зато известно, как предотвратить снижение IQ, которое с возрастом неизбежно (и начинается уже после 20-и лет). Ответ — спорт, минимум три часа кардио в неделю, чтобы мозг обогащался кислородом. В школе «Летово», например, есть возможность поставить в расписание шесть часов обязательного спорта, которые позволяют помочь детям выбрать спортивную игру на всю жизнь и сформировать привычку.

Фото из школьного архива: ученики «Летово» на уроке
Фото из школьного архива: ученики «Летово» на уроке

THE BIG FIVE

Второй предиктор связан с большой пятеркой личностных качеств (OCEAN), где важнее всего с точки зрения успеха является такое личное качество характера, как сознательность (conscientiousness), которая разбивается на трудолюбие, прилежность и любовь к порядку. Сознательные люди имеют склонность к постановке целей, умеют концентрироваться и следовать плану, рефлексировать. Главное здесь — целеполагание!

К сожалению, как и с IQ, трудолюбие во многом зависит от генетики, но можно научить работе с рутинами, помочь сформировать привычки и микроцели.

Почему же умение ставить цели так важно?

Дело в том, что приближение к цели, которую ты ценишь, отвечает за ощущение счастья. Нет целей, которые ты ценишь, — нет позитивных эмоций. Сложность вызывает оборот “которые ты ценишь”, потому что только цели, которые ты лично считаешь важными, будут действительно мотивировать. А чтобы понять возможные источники мотивации, давайте поближе посмотрим на большую пятерку.

  • Креативность и открытость новому (Openness)

Любовь к новому, к творческой реализации, эстетики, всему художественному
Люди с выраженной openness ценят возможность креативного самовыражения

  • Сознательность (Conscientiousness)

Усердие, трудолюбие, упорядоченность — корреляция между ярко выраженными качествами сознательности и академической успешностью составляет 16%.
И важно, что люди с выраженной Conscientiousness готовы жертвовать настоящим ради будущего: сложный выбор сейчас, легкая жизнь после.

  • Открытость и коммуникабельность (Extraversion)

Это область «счастья», отвечающая за важность сложных социальных связей. Люди с выраженной extraversion ценят возможность проводить время в кругу друзей и единомышленников и любят коммуникацию.

  • Конфликтность/Неконфликтность (Agreeableness)

Люди с выраженной agreeableness склонны к самопожертвованию, ценят командную работу и кооперацию и стараются избегать конфликтные ситуации и соревнования

  • Тревожность (Neuroticism)

Это область негативных эмоций и эмоциональной стабильности. Люди с повышенной тревожностью в первую очередь ценят чувство безопасности.
Понимая, какие личностные качества наиболее ярко выражены в тебе, можно лучше понимать свои желания и систему ценностей, что позволяет более осознанно подойти к выбору профессии.

Фото из школьного архива: ученики «Летово»
Фото из школьного архива: ученики «Летово»

Далее необходимо понять, что важно для тебя (через программы типа self-authoring):

  • Каким бы ты хотел видеть свою жизнь через 3-5 лет?
  • Какими ты видишь своих друзей и отношения с друзьями?
  • Какие личные отношения ты бы хотел иметь?
  • Какую семью и структуру семьи ты бы хотел иметь?
  • Какую работу и карьеру ты хотел бы?
  • Чем бы ты хотел заниматься в свободное от работы время?
  • Как ты планируешь регулировать свое физическое и ментальное здоровье?

Все это помогает понять свои желания и сформировать систему ценностей с желаемым идеалом и иерархией целей, которые бы тебя к этому идеалу приближали — иначе говоря, у тебя появляется видение.

И от этого и будет напрямую зависеть уровень позитивных эмоций и ощущение, что твоя жизнь полна смысла.

ПРОФИЛЬ ШКОЛЬНИКА

Итак! Имея в виду все вышеописанное, нужно научить школьника:

  • Ставить цели и работать с инструментами целеполагания
    (а также объяснить зависимость позитивных эмоций от наличия целей).
  • Научить писать, т.к. нет разницы между навыком письма и навыком мышления и ты настолько умен, насколько точно может сформулировать свою мысль на письме. А мышление помогает анализировать, сравнивать, прогнозировать, принимать решения.
  • Научить работать с информацией и текстами: от анализа авторских целей и целевой аудитории и умения выделять главную мысль из потомка информации, до умения это все донести до собеседника эффективно: мешьше слов, больше смысла.
  • Сформировать здоровое отношение к ошибкам, потому что ошибка — это первый шаг в цикле учения (подробнее об этом тут).

А если по метапредметным навыкам? На каких навыках нужно фокусироваться конкретно в каждой категории?

Давайте посмотрим!

КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ

  • Интерпретация разных типов коммуникации
  • Работа с обратной связью
  • Извлечение информации из потока речи/текста (выводы, краткое содержание и т.п.)
  • Генерирование информация с разной целью для разной аудитории
  • Структурирование информации

СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ (КОЛЛАБОРАЦИЯ)

  • Умение договариваться (все победители)
  • Работа с обратной связью
  • Отстаивание своей точки зрения
  • Ответственность за свои поступки
  • Эмпатия

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАВЫКИ

  • Планирование и достижение разноуровневых целей

НАВЫКИ РЕФЛЕКСИИ

  • Научить работать с ошибками (отношение к ошибке, бесконечная игра)
  • Научить расставлять приоритеты в соотношении с поставленными целями

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ

  • Работа с информацией (сбор и анализ)
  • Работа с источниками информации

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ

// КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

  • Работа с вопросами на разных уровнях
  • Умение обобщить и сделать выводы
  • Умение распознать предвзятость и догадки (работа с фактами)
  • Умение работать с концептами
  • Умение прогнозировать и работать с моделями

// КРЕАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ

  • Умение заниматься мозговым штурмом
  • Работа с ассоциациями
  • Синтез новых идей на основе изученных концепций+жизненного опыта
  • Работа с метафорами и сравнениями

Все это можно развивать на уроках вместе с предметным знанием.

И если в конечном итоге на выходе ученик знает, чего он хочет, умеет преобразовать эти желания в иерархию целей, умеет поставленные цели достичь, при необходимости корректируя стратегию, и при достижении этих целей делает не только свою жизнь лучше, но и жизнь своего локального комьюнити (для начала) тоже, то школа свою задачу выполнила.