Из "Жития святых" святителя Димитрия Ростовского.
Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов был сын Зеведея и Саломии, дочери Иосифа Обручника*.
________
*пожилого названного супруга Приснодевы Марии, данного ей ветхозаветной Церковью для заботы о её грудном ребёнке - Иисусе Назорее.
________
Он призван был на проповедь Евангелия от рыбарских сетей.
При самом призвании своём Иоанн назван был от Господа "Сыном громовым", потому что богословие его как гром должно было слышаться во всём мире и наполнить всю землю. И ходил Иоанн за благим Учителем своим, поучаясь исходящей от уст Его премудрости; и был он весьма любим Господом своим Христом за совершенное незлобие своё и девственную чистоту. Господь почтил его как изряднейшего и из числа двенадцати апостолов он был одним из тех трёх ближайших учеников Христовых, которым много раз Господь открывал Свои Божественные тайны.
После Успения Пресвятой Богородицы святой Иоанн отправился вместе с учеником своим Прохором в Малую Азию, где выпал ему жребий проповедовать Слово Божие. Идя туда, святой Иоанн скорбел, так как предвидел напасти на море, о которых он и предсказал ученику своему Прохору.
Были сотворены от Иоанна знамения, и многое множество народа обратилось к Господу.
В то время Домициан, император Римский, воздвиг на христиан большое гонение, и Иоанн был оклеветан перед ним. Епарх Асийский, схватив святого, отослал связанным в Рим к кесарю, где за исповедание Христово Иоанн прежде всего претерпел удары, а затем должен был выпить чашу, наполненную смертоносным ядом. Когда же по слову Христову: "аще и что смертноеиспиют, не вредит их", он не получил от неё вреда, тогда был ввергнут в котёл с кипящим маслом, но и оттуда вышел невредимым. И вопиял народ: "Велик Бог христианский!" Кесарь же, не дерзая более мучить Иоанна, счёл его бессмертным и осудил на изгнание на остров Патмос, как и сказал Господь во сне Иоанну:
- Много подобает тебе пострадать, и будешь изгнан на некоторый остров, который весьма в тебе нуждается.
В это время убит был царь Домициан. После него занял римский престол Нерва, человек весьма добрый; он освободил всех, бывших в заточении. Освобождённый с другими из заточения, Иоанн задумал возвратиться в Ефес: ибо едва не всех живущих на Патмосе он уже обратил ко Христу. Христиане же, узнавши о таком его намерении, умоляли не оставлять их до конца. А так как апостол не захотел остаться с ними, но желал возвратиться в Ефес, они просили его оставить на память о своём учении хотя Евангелие, которое он там написал.
В своём Евангелие св.Иоанн говорит главным образом о том, о чём нет речи у трёх евангелистов. Он дополняет их, опуская то, что передано у них, и рассказывает о том, что у них опущено. Все события земной жизни Спасителя, о которых упоминает Иоанн, переданы у него с самою обстоятельною точностию.
За своё Евангелие св. Иоанн получил название Богослова, т.е. такого повествователя, который в своём Евангелие излагает главным образом не события земной жизни Господа, а возвышенные и глубокомысленные речи о Боге, Боге-Слове, т.е. Сыне Божием, и беседы Спасителя о духовном возрождении в Духе Святом (гл.3), о живительной влаге (вода живая), удовлетворяющей духовную жажду людей (гл.4), о жизненном хлебе (хлеб животный), питающем душу человека (гл.6), таинственной дороге, ведущей к истине, о двери, чрез которую мы входим и выходим (гл.10), о свете и теплоте и т.п.
Под всеми этими именами святой Иоанн всегда разумеет Самого Господа Иисуса Христа, т.к. только Он один действительно есть вода живая, хлеб духовный, свет, дверь нашего спасения, истина, правда, Бог.
Он - наш Спаситель, от века сущий с Богом, в Боге, и сам будучи Бог. А Бог - это есть Высочайшая Любовь, так возлюбившая мир, что Она и Сына Своего не пощадила, но послала в мир на страдания для искупления людей и спасения их от греха, проклятия и смерти. За такое возвышенное содержание Евангелия Иоанна оно названо Евангелием "духовным", а святой Иоанн Богослов изображается на иконах с орлом (сам при этом названный "апостолом Любви").
Такие же мысли раскрывает св.Иоанн и в трёх своих посланиях. Все эти послания написаны им в городе Ефесе. В них он также опровергает лжеучение еретиков, защищает достоинство Иисуса Христа как Спасителя мира, действительность Его воплощения и истинность Его учения, а также убеждает верующих быть христианами не по имени только, но и на самом деле. Так как в то время появились еретики, которые отвергали явление Христа во плоти, то апостол Иоанн предостерегает верующих от такого лжеучения и говорит, что только "духъ, иже исповедуетъ иисуса христа во плоти пришедша, сущий бога есть" (1Посл. Иоанна 4,2). Затем и в посланиях своих он повторяет, что "бог любы есть", а потому и люди должны любить Бога. Только "пребывая в любви въ бозе пребывает и богъ в нем пребывает" (1Посл. 4,16).
Но что такое любовь к Богу? - "Сия есть любы, да ходимъ по заповедем его" (2Посл. 1,6). А заповеди Господа сводятся к заповеди любви (1Посл. 4,7-8). Любить же нужно не "словомъ ниже языкомъ, но деломъ и истиною" (1Посл. 3,18). "Глаголай, яко познахъ его (т.е. Бога) и заповеди его не соблюдаетъ, ложъ есть, и в нем истины несть (1Посл. 2,4), как нет истины и в том, кто "речётъ яко любитъ бога, а брата своего ненавидитъ" (1Посл., 4,20). Люби бога, да любит и брата своего" (1Посл. 4,21).
Кроме Евангелия и трёх Посланий, Иоанн написал книгу Апокалипсис, к которой мы обращаемся в трудные времена нашей земной жизни за утешением.